НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДУХОЗАБОРНИК ОПРЕДЕЛЯЕТ ЭПР САМОЛЕТА В ПЕРЕДНЕЙ ПОЛУСФЕРЕ Валерий ВОЖДАЕВ, ведущий научный сотрудник ЦАГИ им. проф. <...> Н.Е. Жуковского, кандидат технических наук Для самолета традиционной компоновки в передней и задней полусферах доминантными рассеивателями являются воздухозаборник и сопло соответственно. <...> Это иллюстрирует полученная с использованием оптических методов диаграмма эффективной площади рассеяния (ЭПР), характеризующая радиолокационную заметность современного зарубежного истребителя типа F-15 (рис. <...> Для летательного аппарата, преодолевающего систему ПВО, наиболее важно обеспечить малую величину ЭПР на ракурсах передней полусферы, поэтому канал воздухозаборника в значительной мере определяет вероятность обнаружения этого летательного аппарата. <...> Измерения выполнялись на частотах от 6 до 18 ГГц (диапазон длин волн 1,7—5 см) при вертикальной и горизонтальной поляризациях. <...> Для исключения вклада в величину ЭПР от внешней поверхности экспериментальной модели канал был помещен в специальную капсулу малоотражающей оживальной формы. <...> Вклады в общий уровень рассеяния полости воздухозаборника и капсулы выделены отдельно (рис. <...> Диаграмма ЭПР зарубежного истребителя типа F-15 Одним из основных способов снижения вклада воздухозаборника в общую величину ЭПР самолета является применение искривленных каналов воздухозаборника, благодаря которым экранируются зеркальные отражения от первых ступеней компрессоров двигателей. <...> По многочисленным данным, имеющимся в открытых средствах информации, на многих зарубежных малозаметных беспилотных летательных аппаратах (БПЛА X-45A, X-47B, Dassault Neuron и др.) используются воздухозаборники с искривленными (S-образными) каналами (рис. <...> На полигоне закрытого типа, расположенном в центре по исследованию электромагнитных явлений в Южной Африке, в городе Претория, были проведены измерения характеристик заметности модели канала воздухозаборника <...>