Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Воспитание ответственности у подростков

0   0
АвторыПрядеин Валерий Павлович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц173
ID314058
АннотацияВ научно-методическое пособие вошёл теоретический обзор психологических аспектов проблемы ответственности личности. Приводятся конкретные примеры по воспитанию ответственности. Рассмотрены основные составляющие и жизненные характеристики, способствующие и препятствующие воспитанию ответственности у подростков. Приводятся методики по психодиагностике ответственности и тех качеств, свойств, которые сопутствуют ее воспитанию. Даны ориентиры воспитания ответственности подростков в зависимости от исходного уровня сформированности базовых психологических характеристик. Данное пособие может быть использовано научными работниками, практическими психологами, педагогами-психологами, работающими в школах,, и всеми теми, кому не безразлична судьба подрастающего поколения.
ISBN978-5-93190-307-1
Воспитание ответственности у подростков / В. П. Прядеин .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 173 с. — ISBN 978-5-93190-307-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/314058 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методические рекомендации: «Обеспечение единства подходов участников образовательного процесса при формировании ответственности» (Л.Г. Бортникова) . <...> Методические рекомендации: «Психодиагностические критерии и оценки формирования ответственности у школьников» (В.П. Прядеин) . <...> Тест «Экспресс-диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле» (В.П. Прядеин) . <...> Педагоги осуществляют тотальный внешний контроль за выполнением заданий, приучая школьников учиться ради избежания наказания в виде получения плохой отметки, а не к самостоятельности и взятию ответственности за процесс обучения на себя. <...> В школах не реализуются одни из основополагающих принципов ответственного отношения к обучению со стороны учащихся: «я учусь не потому, что этого требуют учителя и родители, а потому, что не могу не учиться». <...> Воспитание ответственности возможно путем повышения ее гармонических составляющих (эргичности, стеничности, интернальности, социоцентричности, осмысленности, предметности) и снижения агармонических составляющих (аэргичности, астеничности, экстернальности, эгоцентричности, субъектности). <...> Исходя из принципов системного подхода, разработанных Б.Ф. Ломовым, к рассмотрению ответственности мы подходили с разных сторон: 1) как к качественной единице, имеющей свои составляющие и способы их организации; 2) с точки зрения ее биофизического обеспечения и связи с проявлениями свойств нервной системы; 6 3) раскрытия индивидуальных особенностей проявления ответственности в жизнедеятельности различных групп испытуемых; 4) рассмотрение ответственности как многомерного образования; 5) выявление иерархии многоуровневости составляющих ответственности; 6) установление рядоподобных качеств ответственности как полисистемного качества; 7) рассмотрение детерминации ответственности в различных планах: динамическом и содержательном, личностном и индивидном, биологическом и социальном <...>
Воспитание_ответственности_у_подростков.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Работа подготовлена при финансовой поддержке Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры Сургут 2013
Стр.1
УДК 37.015.31(07) ББК 88.611.45я43 П 85 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ П 85 Воспитание ответственности у подростков : науч.-метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; науч. ред. В.П. Прядеин. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 173 с. ISBN 978-5-93190-307-1 В научно-методическое пособие вошел теоретический обзор психологических аспектов проблемы ответственности личности. Приводятся конкретные примеры по воспитанию ответственности. Рассмотрены основные составляющие и жизненные характеристики, способствующие и препятствующие воспитанию ответственности у подростков. Приводятся методики по психодиагностике ответственности и тех качеств, свойств, которые сопутствуют ее воспитанию. Даны ориентиры воспитания ответственности подростков в зависимости от исходного уровня сформированности базовых психологических характеристик. Данное пособие может быть использовано научными работниками, практическими психологами, педагогами-психологами, работающими в школах, и всеми теми, кому не безразлична судьба подрастающего поколения. УДК 37.015.31(07) ББК 88.611.45я43 © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 © Лаборатория ИОТ СурГПУ, 2013 ISBN 978-5-93190-307-1 2 © Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ......................................................................................................................................... 5 Глава 1. Методологические аспекты проблемы ответственности личности ......................... 6 1.1. Ответственность как системное качество личности (В.П. Прядеин) ................................ 6 1.2. Направления исследования ответственности в отечественной и зарубежной психологии (А.А. Ефимова) .................................................................................... 12 1.3. Взаимодействие функциональных блоков ответственности (В.П. Прядеин) ................... 17 1.4. Соотношение исполнительности, воли, ответственности (Н.Г. Капустина) ..................... 21 Глава 2. Психолого-педагогические аспекты воспитания ответственности ......................... 25 2.1. Возрастные особенности ответственности (Н.А. Мишанкина) ......................................... 25 2.2. Психолого-педагогические аспекты воспитания ответственности (Л.Г. Бортникова) ............................................................................................................................ 28 Глава 3. Воспитание ответственности у подростков ................................................................. 30 3.1. Общая концепция работы. Методологические основания исследования (В.П. Прядеин) ....................................................... 31 3.2. Воспитание ответственности на уроках (В.П. Прядеин, О.В. Мухлынина) ...................... 34 3.3. Воспитание ответственности во внеурочных формах работы (В.П. Прядеин, О.В. Мухлынина) .................................................................................................. 36 3.4. Учет индивидуальных особенностей подростков при воспитании ответственности (Д.Б. Петрова) .......................................................................... 40 3.5. Практические рекомендации подросткам, родителям, учителям по воспитанию ответственности .................................................................................................... 43 3.5.1. Методические рекомендации: «Методические основы работы с руководством и учителями школы» (А.А. Ефимова) .................................................................. 43 3.5.2. Методические рекомендации: «Методические основы работы с родителями и учителями школы» (Н.Г. Капустина) ................................................................... 51 3.5.3. Методические рекомендации: «Методические основы работы с учащимися» (Н.А. Мишанкина) .................................................................................................. 63 3.5.4. Методические рекомендации: «Обеспечение единства подходов участников образовательного процесса при формировании ответственности» (Л.Г. Бортникова) ............................................................................................................................ 68 3.5.5. Методические рекомендации: «Психодиагностические критерии и оценки формирования ответственности у школьников» (В.П. Прядеин) .................................. 72 3.5.6. План формирования ответственности у подростков (Д.Б. Петрова) .............................. 81 Библиографическое список ......................................................................................................... 82 3
Стр.3
Приложение I. Общая психодиагностика ответственности и сопутствующих ей характеристик (В.П. Прядеин) ................................................................ 88 1.1. Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (В.П. Прядеин) ................................................................................................................................ 88 1.2. Диагностика стиля исполнительности (ИСП-2к) (В.П. Прядеин, короткий вариант) ................................................................................................. 97 1.3. Диагностика мотивации исполнительности (ИСП-3к) (В.П. Прядеин, короткий вариант) ................................................................................................. 103 1.4. Многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ–70) (В.П. Прядеин) ................................................................................................................................ 107 1.5. Вопросник «Воля» (В.П. Прядеин) ..................................................................................... 114 1.6. Тест «Экспресс-диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле» (В.П. Прядеин) .................................................................................... 119 1.7. Диагностика саморегуляции (ДС–30) (В.П. Прядеин) ....................................................... 121 1.8. Вопросник «Страх, радость, гнев» (СРГ) (модификация) ................................................. 124 1.9. Диагностика конформизма-самостоятельности (ИСП–4) (В.П. Прядеин) ........................ 126 1.10. Тест «Определение ведущего возраста и его составляющих» (ВОЗР) (В.П. Прядеин, совместно с И.Н. Свириденко) .............................................................................. 130 1.11. Диагностика проявления свойств нервной системы (НС) (В.П. Прядеин) ..................... 135 1.12. Опросник «Темперамент» (А. Белов, модификация В.П. Прядеина) .............................. 139 1.13. Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (модификация опр. Е.Ф. Бажина и др.) .......................................................................................... 141 Приложение II. Психодиагностика в учебном процессе (В.П. Прядеин) ............................... 145 2.1. Тест «Склонность к наркомании и асоциальному поведению» (НАП) (В.П. Прядеин) ................................................................................................................................ 145 2.2. Методика «Оценка управляемостью классом» («ПОСЛУШАНИЕ») (В.Е. Резников, В.И. Секун в модификации В.П. Прядеина) ........................................................ 149 2.3. Методика «Учитель глазами ученика» (В.П. Прядеин) ..................................................... 152 2.4. Тест «Учебная деятельность» (УД) (К.М. Левитан, модификация В.П. Прядеина) ............................................................................... 154 2.5. Методика «Диагностика мотивации личности к успеху» (МУ) (Т. Элерс, модификация В.П. Прядеина) ....................................................................................... 156 2.6. Шкала измерения самоактуализации (ШИС) (Джоунс, Крендалл, модификация В.П. Прядеина)........................................................................ 158 2.7. Тест «Я – концепция» (Р. Бернс, модификация В.П. Прядеина) ....................................... 159 2.8. Тест «Ваше понимание профессии педагога» (ПП) (К.М. Левитан, модификация В.П. Прядеина) ............................................................................... 161 2.9. Вопросник «Многомерно-функциональная диагностика ответственности» (ОТВ – 110) (В.П. Прядеин) ........................................................................................................... 163 2.10. Тест «Экспресс – диагностика ответственности» (ЭДО) (В.П. Прядеин) ....................... 171 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения отражены основные направления развития личности, в которые, в частности, входит способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, ответственность за их результаты, целеустремленность, настойчивость при их достижении. В условиях переоценки ценностей и идеалов проблема воспитания ответственности учащихся является одной из приоритетных. На протяжении длительного советского периода в нашем обществе говорили о коллективной ответственности. Между тем, новые социальные условия требуют персональной ответственности человека. Обществу нужны люди, готовые самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающие ответственностью. Вместе с тем современная образовательная система продолжает традиционно акцентировать свое внимание на воспитании исполнительности, а не ответственности. Педагоги осуществляют тотальный внешний контроль за выполнением заданий, приучая школьников учиться ради избежания наказания в виде получения плохой отметки, а не к самостоятельности и взятию ответственности за процесс обучения на себя. В школах не реализуются одни из основополагающих принципов ответственного отношения к обучению со стороны учащихся: «я учусь не потому, что этого требуют учителя и родители, а потому, что не могу не учиться». Анализ существующей отечественной системы образования выявил ряд противоречий: 1. Между матричной, оценочной системой обучения, формирующей навыки послушания, исполнительности и желанием видеть учеников самостоятельными и инициативными; 2. Между большим количеством требований предъявляемых школьнику и отсутствием равнозначного количества их прав; 3. Желание подростков быть на равных со взрослыми и отсутствие взаимопонимания и сотрудничества; 4. Стремление подростков к большой самостоятельности и свободе и неумение реализовать ее; 5. Стремление подростков к ответственности и не предоставление ее со стороны учителей и родителей. Мы полагаем, что процесс воспитания ответственности будет более успешным при взаимодействии учащихся, учителей и родителей, как на уроках, так и во внеурочное время. При этом мы исходили из того, что ответственность является многомернофункциональным качеством личности. Воспитание ответственности возможно путем повышения ее гармонических составляющих (эргичности, стеничности, интернальности, социоцентричности, осмысленности, предметности) и снижения агармонических составляющих (аэргичности, астеничности, экстернальности, эгоцентричности, субъектности). 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ