Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №5 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313046
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313046 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.resobr.ru 5, 2014 Реализация образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» Диагностика привязанности ребенка к матери Программа «Азбука доброжелательности» для детей 4–7 лет Родительское собрание-диспут «Стили воспитания в семье и личность ребенка. <...> » C Дн е беды ! м По ДЕТСКИЙ САД Началась подписка на II полугодие 2014 года Журнал «Справочник педагога-психолога. <...> Детский сад» В центре внимания во II полугодии 2014 года: Изменения в профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования А также:  Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и их родителей  Психодиагностика детей с ограниченными возможностями здоровья  Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста  Арт-терапевтические игры для детей дошкольного возраста логопедической группы 7 журналов «Образцовый детский сад» В редакции: Тел. <...> ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ» Коммерческий директор ТН «МЦФЭР Образование» Директор по развитию образовательных и региональных проектов ТН «МЦФЭР Образование» Ответственный редактор Макарова С.М. <...> А.И. Герцена Романова Е.С. – директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва 5, 2014 4 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Носкова Е.В. <...> Содержание работы педагога-психолога в рамках реализации образовательной области «Cоциально-коммуникативное развитие» Модель взаимодействия <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№5_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№5_2014.pdf
: 5, 2014 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор ТН «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ» Коммерческий директор ТН «МЦФЭР Образование» Директор по развитию образовательных и региональных проектов ТН «МЦФЭР Образование» Ответственный редактор Макарова С.М. Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Жафярова Г.Х. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress Свидетельство: ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 03.04.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6029. Заказ 358-ОП ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 508146 ISSN 2221-5085 05 Шатуха М.В. Родионова А.А. ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Бурлакова И.А. – зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва
Стр.3
5, 2014 4 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Носкова Е.В. Содержание работы педагога-психолога в рамках реализации образовательной области «Cоциально-коммуникативное развитие» Модель взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации образовательной области. Годовой план работы по сопровождению образовательной области. Лист рекомендаций педагога-психолога для воспитателей ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Нечаева Е.А. 9 Диагностика привязанности ребенка к матери КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Фокина А.В. 14 25 33 Анализ семейной истории в психологическом консультировании Работа с семейными мифами и семейными стабилизаторами. Анализ любовных отношений в семье. Консультативные вопросы КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Коломиец З.Р. Программа «Азбука доброжелательности» для детей 4–7 лет Тематический план работы по программе. Конспекты игровых сеансов «Мы вместе», «Доброе сердце» на развитие толерантности, эмпатии, формирование умения сопереживать, понимать состояния другого Комарова О.В., Драчева Э.В., Варгашкина Н.Г., Смолина Л.П. Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОО Организация работы с детьми и родителями. Игровой развивающий сеанс для детей раннего возраста совместно с родителями Уровни привязанности. Процедура исследования с помощью проективной методики «Сказки Дюсс» 2
Стр.4
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА Кремлякова А.Ю. 45 Релаксационные занятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания Групповые занятия на развитие веры в себя и способности управлять своей жизнью; на снятие эмоционального и физического напряжения, ослабление проявлений утомления, создание ресурсного состояния с помощью детских воспоминаний. Конспекты занятий «Я – капитан», «Новый год», «Маленький дворик» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 57 67 Прохорова С.Ю., Хижова Е.Б. Родительское собрание-диспут «Стили воспитания в семье и личность ребенка, или Что посеешь, то и...» Виды отношений. Тест «Определение собственной стратегии семейного воспитания». Социально-психологический тип личности ребенка в зависимости от стилей семейного воспитания Чепракова Е.А., Ауппе И.М., Морозова И.С., Силенская О.В., Шевцова О.О. Комплексное сопровождение матерей, воспитывающих детей 4–7 лет с ограниченными возможностями здоровья Окончание материала. Занятия «Нам тонко чувствовать дано…», «Где силы взять?», «Давайте скажем друг другу “До свидания!”» ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Программа саморазвития как методический инструмент педагогапсихолога Игровое взаимодействие педагогапсихолога с детьми 6–7 лет «Театр открывается – сказка начинается» Сексуальные эксперименты и исследования в дошкольном возрасте Эмоциональное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью 3
Стр.5
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Согласно ФГОС ДО образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие педагога-психолога предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них. Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в ходе выполнения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» возможно осуществлять с помощью модели, разработанной нашими коллегами. Содержание работы педагогапсихолога в рамках реализации образовательной области «Cоциально-коммуникативное развитие» Е.В. Носкова, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 46 “Надежда”», г. Норильск, Красноярский край Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников. Основной задачей педагога-психолога при сопровождении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» яв«Социально-коммуникативное ребенка развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; и взаимодействия взрослыми развитие общения со и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». (Ч. II, п. 2.6 ФГОС ДО, утв. приказом Минобрнауки 17.10.2013 № 1155.) России от 4
Стр.6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ляется формирование у детей первоначальных представлений социального характера, включение воспитанников в систему социальных отношений, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Взаимодействие педагога-психолога и участников воспитательно-образовательного процесса осуществляется по разработанной модели, которая позволяет скоординировать деятельность взрослых по отношению к ребенку и спрогнозировать положительные результаты в реализации дошкольной основной общеобразовательной программы (рисунок). • «Школа будущего первоклассника», • Клуб «Говоруши» Ребенок • Семейно-педагогический клуб «Улыбка», • Служба профилактики, • ПМПк Специалисты ДОУ СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Родители • Семейно-педагогический клуб «Улыбка», • Служба профилактики Модель взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» С опорой на данную модель составляется перспективный план работы педагога-психолога (таблица). Годовой план работы по сопровождению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Формы № взаимодействия 1 Семейнопедагогический клуб «Улыбка» Направление деятельности 12 3 Обмен опытом в области взаимодействия с детьми Мероприятие 4 Игровой тренинг «Говорим и мыслим правильно» Игровой тренинг «Гармония души и тела» Круглый стол «Воспитание любовью» Участники 5 Родители, воспитатели Родители и дети Время проведения 6 Октябрь Декабрь Родители Февраль Воспитатель • «Психологическая гостиная», • «Служба профилактики», • ПМПк 5
Стр.7
5, 2014 12 3 2 Психологомедикопедагогический консилиум Выявление и сопровождение детей с ОВЗ 4 • Ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в МБДОУ) диагностика отклонений в развитии; • промежуточная диагностика с целью выявления динамики развития; • разработка индивидуальных программ сопровождения Повышение психологической компетентности родителей воспитанников с ОВЗ Координирование коррекционно-развивающей работы в группах с детьми с ОВЗ 3 Служба профилактики Психологическое сопровождение семей группы риска Укрепление детско-родительских отношений 4 Клуб «Говоруши» 5 «Психологическая гостиная» Развивающая и психологическая помощь детям, имеющим тяжелые нарушения речи (ТНР) • Повышение профессиональной компетенции педагогов; • профилактика профессиональной деформации Индивидуальные и групповые консультации Составление листа рекомендаций (приложение) Семинар-практикум «Роль семьи в сохранении психологического здоровья» Семинар-практикум «Права ребенка» Акция «Открытое письмо моей маме» Интегрированные занятия совместно с учителем-логопедом Практический семинар с элементами тренинга «Агрессия. Пути коррекции» Деловая игра «Общение без конфликта» Тренинг «Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОО» Рефлексивный тренинг «Призвание – воспитатель» Тренинг «Антистрессовый обед» 6 «Школа будущего первоклассника» Выявление уровня готовности родителей к школьному обучению детей Анкетирование: • «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»; • «Готовы ли к школе родители?» Дети группы риска, воспитатели Дети с ТНР В течение года Воспитатели Октябрь Декабрь Январь Март Апрель Родители Октябрь Дети 5 6 В течение года Родители В течение года Воспитатели, дети с ОВЗ Родители детей группы риска В течение года Ноябрь Январь Март 6
Стр.8
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 12 3 Развитие познавательных способностей и формирование психологической готовности к школьному обучению Установление партнерских отношений между родителями педагогами, специалистами образовательного учреждения Повышение компетентности родителей в области подготовки и адаптации детей к школе 4 Программа «Приключения будущих первоклассников» Круглый стол «Что могут и что не могут наши дети» Семинар-практикум «Что такое готовность к школе?» Выпуск печатной продукции (памятки, буклеты и проч.): • «Как научить ребенка запоминать», • «Что такое детское «Я» и как с ним ладить», • «В доме первоклассник» Развитие взаимопонимания, партнерских отношений между родителями и детьми Приложение Лист рекомендаций педагога-психолога Ф. И. О. педагога-психолога ______________________________________________________ Ф. И. О. ребенка _______________________________ Группа ____________________________ Ф. И. О. воспитателей _____________________________________________________________ Месяц Направление коррекционноразвивающей работы 12 3 1. Развитие и совершенствование параметров внимания (расширение объема – постепенное увеличение объектов, удерживаемых в сознании ребенка) 2. Развитие и совершенствование свойств Игры: • «Найди одинаковые предметы»; • «Найди игрушку»; • «Что появилось?»; • «Чего не хватает?» • «Лабиринты» • Разучивание стихов; • игры: Результат Содержание Воспитатель 4 Педагогпсихолог 5 Игровой тренинг «Первоклассный ученик и его родитель» Родители, дети Апрель 5 Дети, воспитатели Родители, воспитатели, специалисты ДОО Родители, воспитатели, специалисты ДОО 6 В течение года Ноябрь Декабрь В течение года 7
Стр.9