Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №11 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313028
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №11 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313028 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 11, 2014 Основы проектной деятельности педагога-психолога Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции Интегрированные уроки-практикумы по обществознанию и психологии для учащихся 10-го класса Профилактика возникновения экстремальных и кризисных ситуаций в подростковой среде ШКОЛА Как сделать свою работу ярче и интереснее? <...> Подпишитесь на комплект «Образцовая школа» Соберите серию полезных плакатов, с которыми удобно и приятно работать каждый день! <...> Получайте новый плакат каждые 6 месяцев Темы следующих двух плакатов: Прием работника на работу в образовательную организацию Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников 8 (495) 937-90-82; ap@mcfr.ru Интернет-магазин: www.proflit.ru / edu Реклама 11, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. <...> Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. <...> А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва 11, 2014 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Кадникова С.Ю. <...> Основы проектной деятельности педагога-психолога Компоненты проектной деятельности. <...> . Психолого-педагогическое сопровождение, основные этапы, паспорт, продукты и формы презентации проектной деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 11 Кремлякова А.Ю. <...> Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния Области применения метода фрактального рисования. <...> Как не оказаться в «ловушке наказаний» Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения. <...> Интегрированные уроки-практикумы по обществознанию и психологии <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№11_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№11_2014.pdf
11, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 13.10.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6592. Заказ 968-ОП Дата выхода в свет 31.10.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 507149 ISSN 2221-5077 11 Владимирова А.С. Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Верстка Першина Н.Е. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Венгер А.Л. – д-р психол. наук, проф. кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа «Президент»», г. Москва ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва
Стр.3
11, 2014 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Кадникова С.Ю. Основы проектной деятельности педагога-психолога Компоненты проектной деятельности. Структура и виды проектов (исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий, приключенческий и проч.). Психолого-педагогическое сопровождение, основные этапы, паспорт, продукты и формы презентации проектной деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 11 Кремлякова А.Ю. Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния Области применения метода фрактального рисования. Проведение диагностики с ребенком и взрослым. Критерии анализа рисунка КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 20 Осин Е.К. Как не оказаться в «ловушке наказаний» Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения. Что такое «ловушка наказаний». Положительное противоположное как альтернатива традиционным наказаниям. Чудесная сила похвалы. Факторы, обуславливающие плохое поведение ребенка. Обучение родителей как метод лечения поведенческих нарушений. Памятка для родителей «Что делать вместо наказаний?» КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 32 Чепракова Е.А. Интегрированные уроки-практикумы по обществознанию и психологии для учащихся 10-го класса Конспекты уроков по темам: «Общение», «Конфликт» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 46 Балабанова Е.А. Программа элективного курса «Профориентация» для учащихся 7–9-х классов Структура курса. Тематическое планирование элективного курса. Рекомендации к проведению модулей. Конспекты занятий модуля 1 «Влияние личности учащегося на профессиональное самоопределение. Рейтинг профессий» 2
Стр.4
56 Корчагина Ю.В. Токсикомания среди детей и подростков Причины употребления летучих растворителей. Основные фазы и внешние признаки опьянения летучими растворителями, стадии развития зависимости. Компоненты, действие и вред насвая ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 65 Зиновьева М.В., Крупенина А.В. Программа профилактики кризисных ситуаций для учащихся 8–10-х классов Актуальность разработки, цели, задачи программы. Структура занятий. Конспекты занятий 1–5 ВОПРОС ЭКСПЕРТУ 80 Наличие первой квалификационной категории при аттестации на высшую квалификационную категорию НА ЗАМЕТКУ Рекомендуем прочитать, посмотреть, приобрести Информацию о книгах, фильмах, товарах см. на с. 55 ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Структурирование работы педагогапсихолога в соответствии с проектом профессионального стандарта Выявление ценностных ориентаций у девиантных подростков Развитие межличностных взаимоотношений между родителями, учителями и учащимися Личностная и психологическая компетентность успешного учителя 3
Стр.5
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Одной из наиболее актуальных проблем современной психологической службы образования является поиск средств и методов формирования творческой личности ребенка, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и обществе. В связи с этим проектная деятельность представляет значительный интерес, т. к. в ней прослеживаются соединения исследовательских, образовательных, социальнопреобразующих аспектов. Основы проектной деятельности педагога-психолога С.Ю. Кадникова, педагог-психолог МБОУ Тогучинского района «Усть-Каменская СОШ», пос. Усть-Каменск, Новосибирская обл. Смысл и содержание проектной деятельности раскрывает притча о мудреце. Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема: надо переправиться, но как? Задумался мудрец. Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь. «Эврика! – воскликнул мудрец. – Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ. ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ. составил. Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень ВОВЛЕКИ МЕНЯ – И Я НАУЧУСЬ. КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА 4 скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где
Стр.6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ трещин, потом спустили на воду – плывет! Можно переправляться! Урррааа! Не прошло и 15 минут, как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена, и можно было продолжить путешествие. Эта притча – иллюстрация того, Словарь педагога-психолога Проект (от латинского projectus – «брошенный вперед») – замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. как надо создавать и реализовывать проекты, осуществлять проектную деятельность, другими словами – деятельность по решению возникшей проблемы, реализации плана, предполагающего создание конкретного продукта («строительство спасательной лодки»). Компоненты и структура проектной деятельности Проектная деятельность педагога-психолога – совокупность действий, заключающихся в достижении поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов образовательного процесса. Компоненты проектной деятельности: • цель – создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи; • объект – сфера действительности (образовательная среда, участники образовательного процесса), по отношению к которым будут выполнены преобразующие действия; • предмет – т. е. замысел проекта, его идея; • субъект – человек или группа людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта; • продукт – решение конкретной психологической проблемы. Проектная деятельность педагога-психолога имеет отношение к содержанию образования, социальным контактам, развитию субъектов образовательного процесса, личностному и профессиональному развитию самого педагога-психолога. Проектный метод может быть использован во всех направлениях работы. Приведем пример. К школьному педагогу-психологу обратился шестиклассник с вопросами: «Насколько вредно воздействие рок- и рэп-музыки на человека? Какие изменения происходят с человеком, который слушает по5
Стр.7
11, 2014 добную музыку? Как реагировать на то, что родители не разрешают слушать любимые музыкальные композиции, объясняя это вредным воздействием на организм?» Школьнику было предложено самому попробовать найти ответы на поставленные вопросы, реализовав проект «Особенности психологического воздействия музыки на человека». Работа над проектом предполагала: изучение литературы, проведение анкетирования и тестирования одноклассников и учителей, оформление мультимедийной презентации. Успешная презентация проекта, полученные мальчиком ответы на вопросы, появившийся интерес к музыкальным произведениям различных течений, а главное – установившиеся взаимопонимание и мир в его семье – все это может говорить об успешной работе педагогапсихолога с ребенком. Для эффективной реализации проектной деятельности важны условия (внешние и внутренние), в которых она будет развертываться. Под внешними подразумеваются обстоятельства, которые педагог-психолог не может изменить и к влиянию которых ему приходится приспосабливаться, например условия образовательной среды. К внутренним условиям относятся такие характеристики, которые зависят от самого педагога-психолога: • содержание опыта профессиональной деятельности; • познавательные и творческие способности; • особенности поведения и взаимоотношений, связанные с теми или иными чертами характера; • сформированность проектной компетенции. Структура проекта – совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, включающая: 1) основное содержание (замысел, планирование, подготовка и проведение исследования, оформление и проверка результатов, защита результатов); 2) функции (познавательная, рефлексивная, развивающая, воспитывающая, исследовательская); 3) результаты – т. е. разрешение проблемы, задачи, формирование проектной компетентности и проч. Под проектной компетентностью подразумевается: 6
Стр.8
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ • расширение и углубление знаний; • знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; • умение выдвигать и обосновывать гипотезы, выполнять эксперимент; • умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента; • умение осуществлять рефлексию своей деятельности; • умение планировать деятельность; • умение формулировать цель. Виды проектов Проекты можно разделить на несколько видов: 1. Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Включает ЦЕННОСТЬ ПРОЕКТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РЕАЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОДУКТА НА ПРАКТИКЕ И ЕГО СПОСОБНОСТИ РЕШИТЬ ЗАДАННУЮ ПРОБЛЕМУ. обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен ных результатов. При выполнении проекта должны использовать ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. 2. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. 3. Практико-ориентированный проект. Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и проч.). Требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов 7
Стр.9