Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Управление начальной школой

Управление начальной школой №9 2014 (201,04 руб.)

0   0
Страниц84
ID312978
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №9 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312978 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О готовности педагога к реализации требований ФГОС начального общего образования Подготовка будущих первоклассников к условиям школьного обучения Реализация технологии продуктивного чтения в начальной школе Сценарий праздника «С днем рождения, первый класс! <...> Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. <...> СЕНТЯБРЬ/2014 №9 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г <...>
Управление_начальной_школой_№9_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№9_2014.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. СЕНТЯБРЬ/2014 №9 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г. Москва Отдел по работе с клиентами: Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Пинашина Т.А. tpinashina@mcfr.ru Редакторы: Сайкова Н.В. nsaykova@mcfr.ru Кашкина С.Ю. Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 01.08.2014. Дата выхода в свет 19.08.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6380. Заказ № 4067 ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www.chpd.ru, тел.: 8(495)988-63-87 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2071-2251 09 9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Новый образовательный стандарт в действии Конобеева Т.А. 4 О готовности педагога к реализации требований ФГОС начального общего образования Основные функции учителя начальных классов: управленческая, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, воспитательная, исследовательская. Требования к уровню итоговой подготовки будущего учителя начальных классов. Требования к курсам повышения квалификации педагогов. Пасынок Ю.Ю. 11 Методическое сопровождение молодых специалистов в условиях реализации ФГОС начального общего образования Организация Школы педагогического мастерства. Этапы реализации программы методического сопровождения молодых специалистов. План работы Школы педагогического мастерства. Положение о наставничестве в МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска. Формы методической работы с педагогом. Лист самооценки готовности учителя к работе по ФГОС начального общего образования. Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС начального общего образования. Организация учебного процесса Хирьянова И.С., Панченко Т.В. 24 Реализация технологии продуктивного чтения в начальной школе Формирование умений продуктивного чтения. Этапы работы с текстом по технологии продуктивного чтения: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Работа с учащимися на уроках внеклассного чтения. Сферы читательской деятельности: эмоциональная сфера, сфера воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму. Обучение учащихся составлению плана текста. Копилка современных форм воспитательной работы Запольская Е.Л., Степанова Е.Н. 30 Воспитание этнокультурной толерантности средствами хорового пения Инновационный проект «Каждый класс – хор!»: цели, задачи, основные принципы составления, этапы реализации. Подбор репертуара для хорового пения. Тематика занятий в студии хорового пения на учебный год. Способы отслеживания и фиксации результатов. Основные показатели эффективности реализации Проекта. Ожидаемые результаты. Примерный репертуар для занятий по хоровому пению по темам: «Ты, моя Россия!», «Путешествие на Украину», «Белорусские напевы», «По солнечной Молдове», «Песни Закавказья», «Песни народов мира. Италия», «Песни народов мира. Норвегия», «Песни народов мира. Франция», «Песни народов мира. Германия».
Стр.4
Открытый урок Мубаракшина И.В. 64 «Россия – наша Родина» Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе. Описание хода урока. Методическая мастерская Белозерова Н.Н. 42 Формирование орфографической грамотности у младших школьников Практическое знакомство с фонетическим законом оглушения звонких согласных на конце слова и в середине слова перед глухими согласными и обучение нормам литературного произношения. Звуко-буквенный анализ. Семантические и грамматические особенности лексического материала. Адаптация детей к обучению Осипова Л.И. 48 Подготовка будущих первоклассников к условиям школьного обучения Физическая и психологическая готовность ребенка к школе. Возрастные особенности детей 6–7 лет. Организация Школы будущего первоклассника. Общая схема организации занятия. Планируемые результаты. Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности. Планирование занятий по обучению грамоте и развитию речи, по логике, «Здравствуй, мир!» в Школе будущего первоклассника. Методики диагностики умения ориентироваться на систему требований учебной деятельности: «Бусы», «Домик», «Узор», «Графический диктант», «Рисование по точкам». Праздник в начальной школе Стрельникова Н.П., Загвоздкина А.В. 70 «С днем рождения, первый класс!» Сценарий праздника посвящения в первоклассники по окончанию первой четверти. Готовые тексты выступлений для учащихся, родителей и классных руководителей. А также 39 Болезнь крика – диагноз или норма? 68 Календарь знаменательных событий и памятных дат октября 80 Веселая переменка
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 9/2014 Новый образовательный стандарт в действии Лаборатория инноваций в начальном образовании Научноисследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» определила одним из направлений своей деятельности содействие совершенствованию профессионального образования педагогов, работающих на уровне начального общего образования. В данной статье изложены результаты исследований лаборатории по проблеме готовности учителя реализовывать требования ФГОС начального общего образования. Т.А. Конобеева, канд. пед. наук, зав. лаб. инноваций Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» О готовности педагога к реализации требований ФГОС начального общего образования Российская система образования вот уже более 20 лет находится в условиях реформирования, и новый этап связан с введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС). В системе общего образования первой к реализации требований ФГОС приступила начальная школа. Уже более трех лет в Российской Федерации реализуется ФГОС начального общего образования, и все это время на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации. Но так как в системе образования успех любых нововведений зависит, прежде всего, от учителя, то чаще всего обсуждается деятельность учителя. Основные функции учителя начальных классов Особенностью ФГОС начального общего образования является не столько выделение различных групп образовательных результатов, сколько смена их приоритетов. На первый план выдвигаются личностные, а не предметные результаты. В связи с этим значимость различных функций учителя начальных классов существенно меняется. Педагогу необходимо создать условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (далее – УУД) в процессе освоения предметного содержания. Это означает, что в условиях реализации ФГОС приоритет в педагогической деятельности принадлежит управленческой функции. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных 4 функций: планирования, стимулирования, организации, контроля, оценивания, рефлексии и анализа.
Стр.6
Новый образовательный стандарт в действии С помощью функции планирования определяются цели деятельности, средства и наиболее эффективные методы для достижения планируемых результатов. Важным элементом этой функции является прогнозирование возможных направлений развития личности ребенка, а результатом должны стать планы педагогической деятельности. Стимулирование – это процесс побуждения обучающихся к достижению обозначенных целей. Выполняя эту функцию, учитель создает наиболее благоприятные условия для проявления способностей учеников и их личностного роста. Функция организации помогает создать условия для достижения образовательных целей. Грамотная организация деятельности обучающихся позволяет добиться более высоких результатов. Функция контроля и оценивания предполагает диагностику эффективности деятельности и анализ ее результатов для дальнейшей корректировки намеченных действий. Выделение во ФГОС начального общего образования новых групп результатов приводит к изменению подходов к их оценке, а это значит, что учителю необходимо владеть новыми формами оценивания. Учитель также выполняет аналитическую и рефлексирующую функции, главным содержанием которых является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли проблемы, как избежать этого в дальнейшем. Управление процессом обучения основывается на информированности учителя об уровне подготовленности обучающихся, учебной мотивации, особенностях адаптации, способностях, характеристиках, обученности, воспитанности. В сферу компетентности учителя начальных классов входят знания возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей, умения осуществлять наблюдение и анализ педагогических, психологических, социально-психологических, профессиологических явлений. Это значит, что учителю необходимо быть готовым к выполнению диагностической функции. Без знания особенностей физического и психического развития младших школьников, условий их социализации, зоны ближайшего развития нельзя осуществить правильную постановку цели и выбрать средства ее достижения. С введением ФГОС особую значимость приобретает коррекционная функция, которая теперь предполагает не только внесение изменений в свои действия и действия учеников, но и работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Одной из важных функций педагогической деятельности является коммуникативная, овладение которой позволит учителю эффективно осуществлять образовательный процесс, создавать экологичную коммуникативную среду, формировать коммуникативные УУД у младших школьников. Без реализации этой функции невозможна успешная реализация программ духовно-нравственного развития и воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. С введением ФГОС начального общего образования основной, постоянной по времени, непрерывной остается воспитательная функция учителя началь5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 9/2014 Новый образовательный стандарт в действии ных классов. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности, достигаются личностные результаты обучения. Обучение – важнейшая профессиональная функция учителя начальных классов, деятельность которого полипредметна. Обучением в начальной школе может заниматься только специально подготовленный педагог. Обучая, учитель развивает у обучающегося интеллектуальные и познавательные способности, формирует у него УУД, организует его исследовательскую и творческую деятельность. Следовательно, образовательная деятельность учителя обогащается исследовательской функцией. Выделенные сотрудниками лаборатории инноваций в начальном образовании функции учителя начальных классов не противоречат функциям, выделенным в Профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Требования к уровню итоговой подготовки будущего учителя начальных классов Для успешной реализации выделенных функций учитель должен обладать определенными компетенциями, которые он приобретает в процессе обучения или повышения квалификации (переподготовки). В настоящее время подготовка будущего учителя начальных классов осуществляется в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Совокупный результат теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе задается компетенциями: общекультурными, профессиональными. Специальные компетенции, которые отражают специфику деятельности учителя начальных классов, отражены в примерной основной образовательной программе. Все компетенции сформулированы с использованием терминов «способен», «готов», «умеет». Наиболее разработаны на данный момент показатели сформированности умений, поэтому требования к уровню итоговой подготовки будущего учителя начальных классов сотрудниками лаборатории инноваций в начальном образовании сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть». Выпускник бакалавриата должен: 1. Знать: • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенцию о правах ребенка; • санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189); • основы педагогики и технологии обучения и воспитания младших школьников; 6 • требования к планированию и разработке учебно-методической и нормативной документации в соответствии с ФГОС начального общего обра
Стр.8
Новый образовательный стандарт в действии зования и особенностями реализации основной образовательной программы (далее – ООП) в образовательной организации; • правовые нормы реализации педагогической деятельности в образовании; • возрастные, индивидуальные и гендерные особенности обучающихся и способы учета этих особенностей при выборе методов обучения и воспитания; • требования к применению в образовательном процессе ИКТ, цифровых образовательных ресурсов, средств обучения и их дидактические возможности; • научные основы дисциплин начального общего образования (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология). 2. Уметь: • анализировать нормативные документы, определяющие содержание образования; • работать с психологической, педагогической, методической и справочной литературой, осуществлять поиск и анализ информации в поисковых системах; • осуществлять календарно-тематическое планирование, разрабатывать учебно-методическую документацию; • планировать, осуществлять урочную и внеурочную деятельность, анализировать ее эффективность в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; • организовывать обучение на основе системно-деятельностного подхода; • формировать УУД у младших школьников, образцы и ценности социального поведения; • применять знание теоретических основ и технологий образования учащихся начальных классов; • обнаруживать связь теоретических знаний в области преподаваемых предметов с практическими умениями; • выявлять и анализировать особенности профессиональной речевой деятельности; осуществлять текстовую деятельность в целях решения профессиональных коммуникативных задач; • осуществлять собственную исследовательскую деятельность и организовывать учебно-исследовательскую и проектную деятельность младших школьников; • формировать основы научного мировоззрения и экологической культуры младших школьников; • составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка, отслеживать динамику его развития; • проводить общепсихологический анализ жизненной, педагогической и профессиональной ситуации, анализировать социально-психологические явления; • определять индивидуальный стиль и способы самореализации своей личности. 7
Стр.9