Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471109)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Информационное право и основы правовой информатики (180,00 руб.)

0   0
Первый авторПросвирнин Юрий Георгиевич
АвторыПросвирнин Вячеслав Георгиевич
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц99
ID437099
АннотацияПособие подготовлено на кафедре конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано студентам всех форм обучения юридического факультета Воронежского государственного университета
Просвирнин, Ю.Г. Информационное право и основы правовой информатики / В.Г. Просвирнин, Ю.Г. Просвирнин .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 99 с. — 99 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Информационное_право_и_основы_правовой_информатики.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ю. Г. Просвирнин, В. Г. Просвирнин ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО И ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ 1. ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА И ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ .................................................................... 4 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .................................. 20 Цель и задачи изучения дисциплины ................................................... 20 Требования к уровню освоения содержания дисциплины ................. 20 Объем дисциплины и виды учебной работы по формам обучения ... 21 Тематический план в часах .................................................................... 21 Программа курса ..................................................................................... 23 Литература ............................................................................................... 26 Методические рекомендации по выполнению процессуальных актов и их примерные образцы ........................................................................ 36 Методические рекомендации по подготовке и прохождению промежуточной аттестации, перечень вопросов, примеры контрольноизмерительных материалов, критерии оценок промежуточной аттестации57 Примерная тематика курсовых работ ................................................... 61 Примерная тематика дипломных работ ................................................ 62 3. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА .................................................................................. 64 3
Стр.3
выдающегося ученого в области кибернетики и информатики лауреата Ленинской премии академика АН СССР В.М. Глушкова «Основы безбумажной информатики». В монографии были рассмотрены понятие информации и методы ее обработки (справочные системы, преобразование информации, языки для описания данных, телекоммуникационные системы), практические вопросы безбумажных технологий в сфере научных исследований, редакционно-издательской деятельности, в медицине, обучении, проектных работах, кредитно-финансовых отношениях. Особое внимание было уделено автоматизации организационных систем и смежным вопросам, выдвинута идея Общегосударственной автоматизированной системы. Значительную роль в становлении понятийного аппарата информатики сыграла монография Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблема промышленной эксплуатации». В ней анализировались такие вопросы, как понятие национальных информационных ресурсов, их промышленная эксплуатация, темпы роста индустрии ЭВМ, перспективы развития информационных технологий и науки программирования. Информационные ресурсы – непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Национальные информационные ресурсы – относительно новая экономическая категория. Корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями требуют длительных совместных усилий специалистов и ученых самых разных областей знаний. В нашей стране современная трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР решения об организации Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как «комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем обработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики». С конца 80-х гг. в СССР начинается вторая компьютерная революция. Термин «информатика» стал обозначать не только науку, но и направление практической деятельности. Информатика как отрасль народного хозяйства состояла из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, связанных с производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Информация и информационные процессы являются предметом разветвленной системы наук. Это и теоретическая информатика, изучающая общие закономерности информационных процессов и их математические модели; и социальная информатика, изучающая особенности информационных процессов в обществе; и прикладная информатика, ориентированная 6
Стр.6
на применение средств автоматизации для решения прямых практических задач; и отраслевые направления информатики, изучающие информационные процессы в конкретных науках (экономика, социология, право и др.). Правовая информатика представляет собой прикладную ветвь общей информатики. Существуют различные подходы к пониманию задач и природы правовой информатики, и с учетом высказанных точек зрения можно дать следующее ее определение. Правовая информатика – это междисциплинарная отрасль знания о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности, об их автоматизации, о принципах построения и методиках использования автоматизированных информационных систем, создаваемых для совершенствования и повышения эффективности юридической деятельности и решения правовых задач на базе комплексного использования теории и методологии правовых наук, средств и методов математики, информатики и логики. Таким образом, причины появления правовой информатики видятся в следующем: необходимость оптимизации информационных потоков в сфере правового регулирования; появление ЭВМ, распространение информационно-коммуникационных технологий; усложнения правового регулирования общественных процессов и необходимость повышения эффективности деятельности юристов; необходимость разработки методов и средств борьбы с компьютерной преступностью. В задачи правовой информатики входят: активное участие в создании правового государства на принципах плюралистической демократии и гласности, доступности для каждого члена общества всей совокупности нормативных правовых актов, свободного получения информации в нужное время, в нужном месте и в нужной форме; разработка научных и практических основ внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ), интеллектуальных и консультационных систем; интеллектуализация деятельности юридических учреждений и органов, повышение производительности труда и культуры в отправлении правосудия и других форм юридической работы; создание автоматизированных обучающих систем; разработка теоретических и методических проблем подготовки и переподготовки юридических кадров. В настоящее время правовую информатику можно рассматривать как направление научных исследований, которое имеет собственный предмет, задачи и методы исследований. Восприятие юристами положений и выводов информатики происходит через призму юридических понятий и категорий. К основным направлениям развития правовой информатики можно отнести: разработка автоматизированных систем для государственных, в т.ч. правоохранительных органов; автоматизация учета нормативных правовых актов; автоматизация обработки правовой информации; применение вычислительной техники в подготовке юридических кадров. Правовую информа7
Стр.7
тику необходимо отличать от ряда смежных научных направлений, в первую очередь от курса «Информационное право», в задачи которого входит изучение законодательства об информации и информатизации. Новейший опыт российского государства в использовании информационных технологий, накопленная масса нормативных актов в сфере информатизации, бросающиеся в глаза противоречия между отдельными правовыми нормами и даже законодательными актами, неурегулированность многих сфер общественных отношений, возникающих в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, воздействие информатизации на государственные структуры и юридическую деятельность, необходимость решения многих теоретико-правовых проблем формирования и развития информационного общества требуют пристального внимания и дальнейшего изучения, продолжения исследований роли государства и права в современных условиях. Возникновение и развитие информационной сферы показало, насколько широк был круг вопросов, не урегулированных правом, без которых невозможно было реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые в то время. Речь шла не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, потребностям соответствующего этапа в развитии страны. Поэтому дальнейшее исследование проблем информатизации в сфере государства и права приобретало особую актуальность, остроту и стратегическое значение. Процессы информатизации по своей природе являются универсальными, так как они затрагивают всю социальную среду и для права являются межотраслевой сферой регулирования. В урегулировании проблем информатизации в Российской Федерации задействованы как отрасли отечественного права: конституционного, административного, гражданского, уголовного, финансового и др., так и многие акты международного права. Взаимодействие процессов информатизации с государством и правовой системой также касается всех отраслей законодательства, носит универсальный общеправовой характер. Появление самостоятельных нормативных актов, регулирующих информационную сферу общества (сюда же следует отнести и нормы по регулированию процессов автоматизации в различных отраслях) относится к 50м годам, однако основной массив нормативных актов принимается в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. Особенностью советского законодательства являлось наличие значительного числа ведомственных нормативных актов, многие из которых носили закрытый характер. Кроме того, в связи с тем, что в те годы принципиальные вопросы развития государства определялись решениями партийных органов, зарождение принципиальных подходов к информатизации и автоматизации можно проследить по этим доку8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически