Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4 2015 (291,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312937
АннотацияНезаменимый помощник в организации образовательно-воспитательной деятельности в детском саду. Разбор ситуаций из реальной практики воспитательной работы, советы и рекомендации психологов и логопедов по подготовке детей к обучению в школе, а также примеры успешного опыта старших воспитателей из различных регионов РФ. Кроме этого, в журнале представлено полное систематизированное изложение нормативных требований проверяющих органов к воспитательной работе.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №4 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312937 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 АПРЕЛЬ/2015 Открыта подписка на II полугодие 2015 года Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Событийная организация образовательной деятельности в ДОО Онлайн-конференция – эффективная форма взаимодействия с родителями Сценарий праздника «Этот день будут помнить веками», посвященного 70-летию Великой Победы Реклама Директ-папка «МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ», выпуск 2014 года «Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в разъяснениях и примерах» Принимаемые в развитие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты вызывают у руководителей образовательных организаций много вопросов и требуют дополнительных разъяснений. <...> Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. <...> М.А. Шолохова Парамонова Л.А. – заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Федина Н.В. – проректор по научной <...>
Справочник_старшего_воспитателя_дошкольного_учреждения_№4_2015.pdf
№ 4 апрель / 2015 9 771995 275155 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редакция Шеф-редактор Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Агуреева Т.Н. Редакторы Герасимова А.В. Микляева Е.В. Дизайн Голубева Т.Н. Выпуск и верстка Семенова В.В. Художники-иллюстраторы Секретарь редакции Лузенинова Н.Н. Муравски М.А. Шатуха М.В. Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru, www.profl it.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: vospitatel@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 36905 (полугодовой), 36906 (годовой) «Пресса России» – 88065 (полугодовой), 88141 (годовой) «Почта России» – 99647 (полугодовой), 73485 (годовой) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел продвижения Тел.: 8 (495) 937-90-80 Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. (многоканальный) Полтева Н.Ю. Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство: ПИ № ФС77-27015 от 22.01.2007. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 06.03.2015. Выход в свет 25.03.2015. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Тираж 24 000 экз. Изд. № 6960. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ГУП “Издательство «Башкортостан»” 450079, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Синицина Н.Ю. Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Парамонова Л.А. – заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Федина Н.В. – проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – руководитель структурного подразделения ГБОУ Гимназия № 1619 (д/о № 733) г. Москвы ISSN 1995-2759 04
Стр.3
Работаем с воспитателями 04| Белая К.Ю. Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Обязательные документы в деятельности каждой дошкольной образовательной организации: образовательная программа, годовой план и план работы педагогов. Особенности проектирования режима дня. Виды планирования образовательной работы с детьми. Рабочий журнал воспитателя детского сада как одна из форм планирования деятельности 10| Содержание работы с детьми в весенний период Рекомендации по поиску материалов в экспертно-правовой системе «Образование» Комплектуем методический кабинет 11| Арушанова А.Г., Коренблит С.С. Универсальная парциальная программа дошкольного образования «Веселый день дошкольника» (ВеДеДо) Основные цели, задачи, приоритетные направления и отличительные особенности парциальной программы. Содержание учебно-методического сопровождения. Функции педагогических работников при работе с УМК к парциальной программе 21| Каралашвили Е.А. Событийная организация образовательной деятельности в ДОО Тематическая разработка «Достопримечательности Москвы. Памятник «Дядя Степа – светофор» Новый подход к проектированию образовательной деятельности с детьми. Технологическая карта, примерный сценарий образовательной деятельности, дополнительные задания и материалы по теме 34| Агафонова И.Н., Князева Н.А., Цветкова Е.В., Корниенко О.С., Михеева О.С. Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы Значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре. Этапы развития у детей умения договариваться о предмете и способе деятельности. Примеры конспектов непосредственно образовательной деятельности Общаемся с родителями 42| Булатова К.К. Онлайн-конференция – эффективная форма взаимодействия педагогов ДОО с родителями Содержание предварительной работы по организации онлайн-конференций для родителей. Виды онлайн-конференций и порядок их проведения в ДОО. Основные преимущества и недостатки данной формы взаимодействия с семьями воспитанников. Календарный планграфик проведения онлайн-конференций на учебный год Делимся опытом 47| Леоньтьева Т.Н., Насырова Е.В. Проект «Творчество С.Я. Маршака» Цели, задачи и этапы реализации проекта. Содержание работы с детьми и родителями в рамках проектной деятельности. Сценарий досуга «Круглый год с С.Я. Маршаком» для воспитанников подготовительной группы
Стр.4
Организуем праздники 58| Родионова Л.Е. Очень любят Праздник книжки и девчонки, и мальчишки Сценарий музыкального развлечения для детей Цели и задачи мероприятия. Содержание предварительной работы. Готовые тексты выступлений действующих лиц. Стихотворения, загадки, занимательные игры. Ссылки на музыкальное сопровождение 67| Минчукова И.В., Рыбакова Л.В. Этот день будут помнить веками… Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне Цели мероприятия. Готовые тексты выступлений действующих лиц. Перечень необходимого оборудования. Ссылки на музыкальное сопровождение 73| Морозова Е.В. Плывет наш кораблик к другим берегам… Сценарий выпускного утренника Готовые тексты выступлений действующих лиц. Стихи, занимательные игры и упражнения. Перечень необходимого оборудования. Ссылки на музыкальное сопровождение А также 54| Будут в цирке клоуны и звери дрессированные! Отмечаем Всемирный день цирка 56| Календарь знаменательных событий и памятных дат 47 11 34 42
Стр.5
Работаем с воспитателями Работаем с воспитателями Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО К.Ю. Белая, канд. пед. наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ План является основным и обязательным документом в деятельности дошкольной образовательной организации и каждого ее сотрудника. О технологии планирования написано много пособий, поэтому в рамках данной статьи обозначим некоторые новые подходы к планированию работы ДОО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). Планирование можно определить как деятельность участников педагогического процесса (руководителя, старшего воспитателя, педагогов) по оптимальному выбору реальных целей и путей их достижения посредством способов, средств и воздействий, направленных на перевод организации в новое качественное состояние. Функция планирования самая технологичная, конструктивная и методически насыщенная. В деятельности каждой дошкольной образовательной организации можно выделить ряд обязательных документов, которые составляют ее нормативную базу:  основная образовательная программа дошкольного образования;  годовой план работы;  планы работы каждого педагога ДОО. В качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольной образовательной организации выступают основная образовательная программа и план работы на год. Основная образовательная программа ДОО определяет цели, содержание и организацию (описание) модели образовательного процесса. Во ФГОС 4 ДО четко сформулированы требования к структуре и содержанию данного документа и даются соответствующие разъяснения. Так, основная образовательная программа разрабатывается и утверждается ДОО самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Она включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Их соотношение может составлять 60 к 40%. Годовой план работы рассматривается как инструмент оперативного управления дошкольной образовательной организацией. Он, как и раньше, может быть написан в любой форме. Требования к написанию данного документа не изменились. Варианты оформления годового плана можно найти в методической литературе1 . План работы каждого педагога ДОО является обязательным отчетным документом, в котором отражается последовательность организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в конкретной возрастной группе. При планировании воспитатель руководствуется режимом дня и расписанием образовательной деятельности. Режим дня для каждой возрастной группы составля1 Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: ТЦ «Сфера», 2010; Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. М.: Школьная Пресса, 2007, 2010.
Стр.6
Апрель 2015 ется с учетом СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13). Примеры режимов дня на теплый и холодный периоды представлены в примерных основных образовательных программах дошкольного образования для каждой возрастной группы. Однако существует такое понятие, как гибкий режим, поэтому каждая дошкольная образовательная организация разрабатывает и утверждает свой режим работы с учетом региональных особенностей. Эти режимы должны быть представлены в основной образовательной программе ДОО. В методической литературе также можно найти много рекомендаций по составлению гибкого режима дня, поэтому напомним лишь некоторые из них. Проектируя режим дня группы, надо помнить, что основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены. Необходимо обеспечить ребенку легкое «вхождение» в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения. Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. В режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз. Расписание образовательной деятельности для каждой возрастной группы является частью основной образовательной программы ДОО. Оно составляется в каждой организации самостоятельно и утверждается на педагогическом совете ДОО. В нем должно быть представлено разумное чередование разных видов и форм образовательной деятельности по пяти образовательным областям, обозна5
Стр.7
Работаем с воспитателями ченным во ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. В расписании обязательно учитываются требования СанПиН 2.4.1.3049-13 (глава XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательнообразовательного процесса), которые определяют для каждой возрастной группы продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности и максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой и второй половине дня. Проблема, каким должен быть план образовательной работы с детьми дошкольного возраста, всегда актуальна, но с введением ФГОС ДО все чаще поднимается вопрос о формах ведения такой документации. Если заглянуть в историю вопроса, то согласно приказу Минобразования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» была установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей – план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению. Кроме того, для воспитателей – ежедневное ведение табеля посещаемости детей. Для старшего воспитателя – план работы с воспитателями на месяц или неделю. При этом согласно данному приказу планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Позже в каждом регионе разрабатывалась своя номенклатура дел, в которой перечислялась обязательная документация детского сада. Можно встретить разные варианты написания плана работы воспитателя с детьми, и подтверждение этому множество статей педагогов-практиков во всех ведущих журналах системы дошкольного образования. В практике планирования образовательной работы с детьми выделяются следующие виды: календарное, перспективное и календарно-перспективное. 6 Календарное планирование является обязательным документом воспитателя на каждый рабочий день. В данном плане указываются формы работы с детьми в режимном процессе. Многие воспитатели планируют организацию работы в утренний отрезок времени, проведение НОД (занятий), прогулки, работу во вторую половину дня. Перспективный план позволяет представить работу в системе по всем направлениям, образовательным областям на длительный период (на месяц, квартал). Календарно-перспективный план – это смешанный вид планирования, при котором отдельные разделы планируются на длительный период, а другие на каждый день. Какую бы форму планирования образовательного процесса ни выбрал воспитатель, следует соблюдать несколько важных условий:  объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования (что уже пройдено с детьми, какие результаты получены);  выделять цели и задачи планирования на определенный период работы (перспективный план), соотнося их с основной образовательной и примерной основной образовательной программами, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;  четко представлять те результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;  выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит получить планируемые результаты. План образовательной работы с детьми является документом, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, план – это модель совместной деятельности, и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач образовательной программы. План можно корректировать и уточнять в процессе его реализации. Однако число поправок будет минимальным, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Стр.8
Апрель 2015 Важное условие реального планирования работы – учет специфических особенностей конкретной возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности воспитателей. План образовательной работы с детьми также должен:  отвечать принципу развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;  основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  предусматривать содержание и формы организации детей, соответствующие возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики;  обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию каждого ребенка. Хочется напомнить, что принцип интеграции образовательных областей должен лежать в основе всей работы воспитателя. При этом совсем не обязательно после спланированной работы указывать в скобках, к каким образовательным областям она относится. Этот прием оправдан только на первых этапах введения ФГОС ДО, пока педагоги не усвоят новое содержание, представленное в образовательных областях. На методических объединениях можно пояснить воспитателям сам принцип интеграции и разработать вместе с ними примерную таблицу интеграции образовательных областей. Следует подробно разобрать с педагогами организацию последовательности работы с детьми в соответствии с режимом дня, составить перспективные планы образовательной деятельности поквартально, с учетом календарных событий и праздников. При планировании и организации образовательного процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Следовательно, каждый день пребывания ребенка в детском саду должен быть наполнен разнообразными видами игр, игровыми технологиями и игровыми приемами и ситуациями. Начинающим воспитателям можно напомнить классификацию игр, разработанную С.Л. Новоселовой, составить вместе с ними таблицу-напоминание, которая всегда будет у них под рукой при планировании. Выбор формы планирования крайне важен. План работы должен быть не только удобным для воспитателя, но и эффективным для организации образовательного процесса. В качестве примера рассмотрим одну из форм плана, которую многие воспитатели ДОО уже используют в своей работе – рабочий журнал воспитателя детского сада1 . Данный журнал представлен как календарно-перспективный план работы с детьми, в котором сочетается перспективное (на месяц или квартал) и календарное планирование на каждый день. Эта форма апробировалась на многих площадках дошкольных образовательных организаций города Москвы, обсуждалась с методистами и старшими воспитателями на методических объединениях и курсах повышения квалификации. При использовании рабочего журнала воспитателя детского сада допускается возможность внесения в него как новых разделов плана, так и корректировки отдельных таблиц, которую может осуществить педагог с учетом специфики работы конкретной ДОО. Авторами предложены следующие четыре раздела. Первый раздел – «Общие сведения», которые представлены в виде таблиц и оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОО:  сведения о детях и родителях;  взаимодействие с семьями воспитанников;  режим дня группы (холодный период года);  режим дня группы (теплый период года);  листок здоровья;  система закаливания в группе;  двигательный режим;  гимнастика;  результаты обследования речи детей;  индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи. 1 Рабочий журнал воспитателя детского сада / Авт.-сост. К.Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская. М.: ТЦ «Сфера», 2013. 7
Стр.9