УДК 821.161.1
ББК 81.2Рус-5
Р 89
Рецензенты:
д. пед. н., проф. Г.М. Левина;
канд. пед. н., проф. Л.С. Прохорова
Авторы:
канд. филол. н. А.В. Голубева, редактор нового издания;
канд. пед. н., доц. Н.Р. Барабанова (гл. 5);
д. филос. н., проф. А.Ф. Иванов (гл. 4);
канд. филос. н, доц. Н.В. Казаринова (гл. 1, § 2, 3; гл. 7, § 1–3);
д. филол. н., проф. В.И. Коньков (гл. 3; гл. 8, § 5);
д. филол. н, проф. В.И. Максимов, руководитель авторского коллектива
(гл. 1, § 1; гл. 6, § 3; гл. 8, § 1–4; приложения, кроме ключей);
канд. филол. н., доц. А.Л. Максимова (гл. 6, § 1, 2, 4–7; гл. 9);
канд. филол. н., доц. З.Н. Пономарева (гл. 2);
д. филол. н., проф. Т.Н. Попова (гл. 7, § 4)
Русский язык и культура речи : учебник / под ред. В.И. Максимова,
А.В. Голубевой. — СПб. : Златоуст, 2010. — 384 с.
ISBN 978-5-86547-564-4
Учебник соответствует требованиям государственного образовательного
стандарта к курсу «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей
(бакалавры, специалисты) вузов. Он включает основные теоретические
сведения по курсу и практикум для семинарских занятий. Переработанная
и обновленная версия популярного двухтомника под ред. д. ф лол. н., проф.
В.И. Максимова.
и
ISBN 978-5-86547-564-4
© «Златоуст» (редакционно-издатель
ское оформление, издание,
лицензионные права), 2010
© Коллектив авторов (текст), 2010
Стр.4
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Речь в межличностных и общественных
отношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
§ 1. Язык и речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
§ 2. Речь в межличностном общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Особенности речи в межличностном общении . . . . . . . 24
Речь для общения или сообщения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Речь и самораскрытие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Речь и самооценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Роль слушающего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
§ 3. Речь как показатель социального статуса . . . . . . . . . . . 33
Особенности речевого общения в социальном взаимодей
ствии. Принцип кооперации . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .33
Речь и социализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Речь как средство утверждения социального статуса . . 37
Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Глава 2. Формы речи, ее функциональные и смысловые
разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§ 1. Основания классификации и общая характеристика
форм речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§ 2. Устная и письменная формы речи . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
§ 3. Диалог и монолог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§ 4. Функциональносмысловые типы речи . . . . . . . . . . . . 67
Стр.377
378
Содержание
§ 5. Функциональные разновидности языка . . . . . . . . . . . . 73
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Глава 3. Ораторская речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
§ 1. Выступление как разновидность ораторской прозы . . 95
Содержание и композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Подготовка выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Информационное обеспечение выступления . . . . . . . . 99
Контакт с аудиторией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Синтаксические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Лексические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Личностный тип общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
§ 2. Логика, этика, эстетика речи. Правила построения
ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Логические законы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Этика ораторского выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Эстетические качества речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Глава 4. Логические и психологические аспекты полемики . 126
§ 1. Общая характеристика спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Понятие спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Дискуссия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Полемика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Стратегия и тактика спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
§ 2. Логические аспекты спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Вопросноответный комплекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Аргументация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Ошибки в аргументации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
§ 3. Социальнопсихологические аспекты спора . . . . . . . 145
Общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Основные психологические доводы в споре. . . . . . . . 146
Стр.378
Содержание
379
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Глава 5. Речевые аспекты деловой коммуникации . . . . . . . . . 162
§ 1. Типичные коммуникативные ситуации . . . . . . . . . . . . 162
Понятие типичной коммуникативной ситуации . . . . . 162
Установление (поддержание) деловых контактов . . . . 164
Невербальные формы установления контактов . . . . . . 169
§ 2. Актуализация деловых контактов . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Целеустановки деловых контактов . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Решение организационных вопросов . . . . . . . . . . . . . . 171
Отбор и систематизация актуальной информации . . . 173
Фиксация актуальной информации . . . . . . . . . . . . . . . 174
Стратегия и тактика переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
§ 3. Реализация деловых контактов в переговорах . . . . . . 176
Характеристика переговорного процесса . . . . . . . . . . . 176
§ 4. Контроль и оценка деловых контактов . . . . . . . . . . . . 180
Понятие контроля эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Анализ результативности деловых переговоров . . . . . . 180
Оценка результатов деловой коммуникации . . . . . . . . 182
Уточнение и корректировка планов и программ . . . . . 182
§ 5. Общение по телефону . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Особенности телефонной коммуникации . . . . . . . . . . 183
Телефонный этикет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Особенности общения с использованием мобильной
связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
§ 6. Особенности общения по электронной почте . . . . . . 190
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Глава 6. Учебнонаучная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
§ 1. Особенности научного стиля и учебнонаучной
речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
§ 2. Конспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
§ 3. Аннотирование и реферирование . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Аннотирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Стр.379
380
Содержание
Реферирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
§ 4. Тезисы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
§ 5. Курсовая (дипломная) работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
§ 6. Оформление библиографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
Ссылки: сноски и примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
Сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227
Пунктуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228
Библиографические ссылки во внутритекстовом,
подстрочном или затекстовом примечании . . . . . . . . .229
Оформление выходных данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
§ 7. Рецензии и отзывы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
Глава 7. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной
камерой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241
§ 1. Особенности общения с аудиторией радио и
телевидения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
Аудитория радио и телевидения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
Образ выступающего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243
§ 2. Основные принципы организации радио
и телевизионной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Двойственная природа радио и телевизионной речи:
социальная и личностная ориентированность . . . . . .245
Принцип разговорности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
Принцип диалогизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248
Принцип интимизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250
Принцип удобства звукового воспроизведения
и слухового восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250
§ 3. Правила поведения перед микрофоном
и телекамерой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252
Поведение на радио . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252
Поведение на телевидении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254
§ 4. Теле и радиоинтервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256
Фазы интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256
Типы интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
Тактики речевого поведения интервьюируемого . . . . . . .258
Качество речи интервьюируемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Стр.380
Содержание
381
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Глава 8. Культура речевого общения и языковая норма . . . . . 268
§ 1. Фонетические нормы. Произношение звуков и их
комбинации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
§ 2. Дикция и выразительное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
§ 3. Новые лексика и фразеология: трудности
их употребления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Трансформация значений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Сочетаемость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
§ 4. Грамматические нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
§ 5. Правила орфографии и пунктуации . . . . . . . . . . . . . . 284
Выбор словарей и справочников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Как пользоваться справочным материалом . . . . . . . . . 288
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Глава 9. Служебная документация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
§ 1. Понятие документа и бланка. Особенности официально
делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
§ 2. Документы для внутреннего пользования . . . . . . . . . 306
Должностная инструкция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Приказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
Распоряжение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
Протокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
Акт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Докладная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Объяснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Трудовой договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Личный листок по учету кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Заявление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
Доверенность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
Расписка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
§ 3. Документы для внешнего пользования . . . . . . . . . . . . 330
Простые деловые письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330
Письмопросьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 330
Отказ в просьбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .331
Письмосообщение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Стр.381
382
Содержание
Письмоприглашение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Письмоблагодарность . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 333
Сопроводительное (препроводительное) письмо . . .333
Письмоподтверждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 334
Основные контрактные документы . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .335
Рекламация . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
Ответ на рекламацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
Приложение 1. Образцы курсовой и дипломной работ . . 346
Приложение 2. Ключи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
К главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
К главе 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Приложение 3. Фонетические и грамматические
нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
Фонетические нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
Грамматические нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367
Существительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367
Прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .369
Числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370
Местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370
Глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .371
Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Стр.382