Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский язык и культура речи (900,00 руб.)

0   0
АвторыГолубева А. В., Баранова Н. Р., Иванов А. Ф., Казаринова Н. В., Максимов В. И., Голубева А. В.
ИздательствоСПб.: Златоуст
Страниц385
ID840223
АннотацияУчебник соответствует требованиям государственного образовательного стандарта к курсу «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей (бакалавры, специалисты) вузов. Он включает основные теоретические сведения по курсу и практикум для семинарских занятий. Переработанная и обновленная версия популярного двухтомника под ред. д. филол. н., проф. В.И. Максимова.
Кем рекомендованоМинистерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
ISBN978-5-86547-564-4
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус-5я73
Русский язык и культура речи : учебник / А.В. Голубева, Н.Р. Баранова, А.Ф. Иванов, Н.В. Казаринова; ред.: В.И. Максимов, А.В. Голубева .— Санкт-Петербург : Златоуст, 2010 .— 385 с. — Авт. указаны на обороте тит. л. — ISBN 978-5-86547-564-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/840223 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_язык_и_культура_речи_(1).pdf
Файл не найден
Русский_язык_и_культура_речи.pdf
Стр.4
Стр.377
Стр.378
Стр.379
Стр.380
Стр.381
Стр.382
Русский_язык_и_культура_речи_(1).pdf
Файл не найден
Русский_язык_и_культура_речи.pdf
УДК 821.161.1 ББК 81.2Рус-5 Р 89 Рецензенты: д. пед. н., проф. Г.М. Левина; канд. пед. н., проф. Л.С. Прохорова Авторы: канд. филол. н. А.В. Голубева, редактор нового издания; канд. пед. н., доц. Н.Р. Барабанова (гл. 5); д. филос. н., проф. А.Ф. Иванов (гл. 4); канд. филос. н, доц. Н.В. Казаринова (гл. 1, § 2, 3; гл. 7, § 1–3); д. филол. н., проф. В.И. Коньков (гл. 3; гл. 8, § 5); д. филол. н, проф. В.И. Максимов, руководитель авторского коллектива (гл. 1, § 1; гл. 6, § 3; гл. 8, § 1–4; приложения, кроме ключей); канд. филол. н., доц. А.Л. Максимова (гл. 6, § 1, 2, 4–7; гл. 9); канд. филол. н., доц. З.Н. Пономарева (гл. 2); д. филол. н., проф. Т.Н. Попова (гл. 7, § 4) Русский язык и культура речи : учебник / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. — СПб. : Златоуст, 2010. — 384 с. ISBN 978-5-86547-564-4 Учебник соответствует требованиям государственного образовательного стандарта к курсу «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей (бакалавры, специалисты) вузов. Он включает основные теоретические сведения по курсу и практикум для семинарских занятий. Переработанная и обновленная версия популярного двухтомника под ред. д. ф лол. н., проф. В.И. Максимова. и ISBN 978-5-86547-564-4 © «Златоуст» (редакционно-издатель ское оформление, издание, лицензионные права), 2010 © Коллектив авторов (текст), 2010
Стр.4
Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Речь в межличностных и общественных отношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 § 1. Язык и речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 § 2. Речь в межличностном общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Особенности речи в межличностном общении . . . . . . . 24 Речь для общения или сообщения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Речь и самораскрытие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Речь и самооценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Роль слушающего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 § 3. Речь как показатель социального статуса . . . . . . . . . . . 33 Особенности речевого общения в социальном взаимодей ствии. Принцип кооперации . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .33 Речь и социализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Речь как средство утверждения социального статуса . . 37 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Глава 2. Формы речи, ее функциональные и смысловые разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 § 1. Основания классификации и общая характеристика форм речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 § 2. Устная и письменная формы речи . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 § 3. Диалог и монолог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 § 4. Функциональносмысловые типы речи . . . . . . . . . . . . 67
Стр.377
378 Содержание § 5. Функциональные разновидности языка . . . . . . . . . . . . 73 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Глава 3. Ораторская речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 § 1. Выступление как разновидность ораторской прозы . . 95 Содержание и композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Подготовка выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Информационное обеспечение выступления . . . . . . . . 99 Контакт с аудиторией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Синтаксические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Лексические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Личностный тип общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 § 2. Логика, этика, эстетика речи. Правила построения ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Логические законы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Этика ораторского выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 Эстетические качества речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Глава 4. Логические и психологические аспекты полемики . 126 § 1. Общая характеристика спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Понятие спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Дискуссия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Полемика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Стратегия и тактика спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 § 2. Логические аспекты спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Вопросноответный комплекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Аргументация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Ошибки в аргументации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143 § 3. Социальнопсихологические аспекты спора . . . . . . . 145 Общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145 Основные психологические доводы в споре. . . . . . . . 146
Стр.378
Содержание 379 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Глава 5. Речевые аспекты деловой коммуникации . . . . . . . . . 162 § 1. Типичные коммуникативные ситуации . . . . . . . . . . . . 162 Понятие типичной коммуникативной ситуации . . . . . 162 Установление (поддержание) деловых контактов . . . . 164 Невербальные формы установления контактов . . . . . . 169 § 2. Актуализация деловых контактов . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Целеустановки деловых контактов . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Решение организационных вопросов . . . . . . . . . . . . . . 171 Отбор и систематизация актуальной информации . . . 173 Фиксация актуальной информации . . . . . . . . . . . . . . . 174 Стратегия и тактика переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 § 3. Реализация деловых контактов в переговорах . . . . . . 176 Характеристика переговорного процесса . . . . . . . . . . . 176 § 4. Контроль и оценка деловых контактов . . . . . . . . . . . . 180 Понятие контроля эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . 180 Анализ результативности деловых переговоров . . . . . . 180 Оценка результатов деловой коммуникации . . . . . . . . 182 Уточнение и корректировка планов и программ . . . . . 182 § 5. Общение по телефону . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Особенности телефонной коммуникации . . . . . . . . . . 183 Телефонный этикет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Особенности общения с использованием мобильной связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 § 6. Особенности общения по электронной почте . . . . . . 190 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 Глава 6. Учебнонаучная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 § 1. Особенности научного стиля и учебнонаучной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 § 2. Конспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 § 3. Аннотирование и реферирование . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Аннотирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Стр.379
380 Содержание Реферирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216 § 4. Тезисы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223 § 5. Курсовая (дипломная) работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225 § 6. Оформление библиографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226 Ссылки: сноски и примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226 Сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227 Пунктуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228 Библиографические ссылки во внутритекстовом, подстрочном или затекстовом примечании . . . . . . . . .229 Оформление выходных данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230 § 7. Рецензии и отзывы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236 Глава 7. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241 § 1. Особенности общения с аудиторией радио и телевидения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242 Аудитория радио и телевидения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242 Образ выступающего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243 § 2. Основные принципы организации радио и телевизионной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245 Двойственная природа радио и телевизионной речи: социальная и личностная ориентированность . . . . . .245 Принцип разговорности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246 Принцип диалогизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248 Принцип интимизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250 Принцип удобства звукового воспроизведения и слухового восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250 § 3. Правила поведения перед микрофоном и телекамерой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252 Поведение на радио . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252 Поведение на телевидении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254 § 4. Теле и радиоинтервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256 Фазы интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256 Типы интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258 Тактики речевого поведения интервьюируемого . . . . . . .258 Качество речи интервьюируемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Стр.380
Содержание 381 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 Глава 8. Культура речевого общения и языковая норма . . . . . 268 § 1. Фонетические нормы. Произношение звуков и их комбинации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 § 2. Дикция и выразительное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 § 3. Новые лексика и фразеология: трудности их употребления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 Трансформация значений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Сочетаемость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 § 4. Грамматические нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 § 5. Правила орфографии и пунктуации . . . . . . . . . . . . . . 284 Выбор словарей и справочников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Как пользоваться справочным материалом . . . . . . . . . 288 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 Глава 9. Служебная документация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 § 1. Понятие документа и бланка. Особенности официально делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 § 2. Документы для внутреннего пользования . . . . . . . . . 306 Должностная инструкция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 Приказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Распоряжение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Протокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Акт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 Докладная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 Объяснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 Трудовой договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 Личный листок по учету кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 Заявление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326 Доверенность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 Расписка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 § 3. Документы для внешнего пользования . . . . . . . . . . . . 330 Простые деловые письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330 Письмопросьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 330 Отказ в просьбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .331 Письмосообщение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Стр.381
382 Содержание Письмоприглашение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 Письмоблагодарность . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 333 Сопроводительное (препроводительное) письмо . . .333 Письмоподтверждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 334 Основные контрактные документы . . . . . . . . . . . . . . . . 335 Договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .335 Рекламация . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 Ответ на рекламацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 Приложение 1. Образцы курсовой и дипломной работ . . 346 Приложение 2. Ключи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 К главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 К главе 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 Приложение 3. Фонетические и грамматические нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364 Фонетические нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364 Грамматические нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367 Существительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367 Прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .369 Числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370 Местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370 Глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .371 Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Стр.382

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ