Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование креативности будущего учителя технологии в процессе профессионального образования

0   0
Первый авторБорликов Герман Манджиевич
АвторыШовгурова Ирина Владимировна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц99
ID300334
АннотацияНастоящее издание представляет монографию, посвященную проблемам креативности будущих учителей технологии и её формирования в процессе профессионального образования. Представлены идеи гуманитарно-антропологического и этнопедагогического подходов, в рамках которого рассмотрены особенности личности и педагогической деятельности учителя технологии. Определено значение креативности и творческой позиции учителя в современных условиях образования. Выявлен творческий потенциал этнокультуры как компонента профессионального образования будущего учителя технологии. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2012. - 98 с.
Кому рекомендованодля учителей, преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов
УДК378:37.026.9–026.15
ББК74.402
Борликов, Г.М. Формирование креативности будущего учителя технологии в процессе профессионального образования / И.В. Шовгурова; Г.М. Борликов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2012 .— 99 с. : ил. — Библиогр.: с. 61-65 .— URL: https://rucont.ru/efd/300334 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Г.М. Борликов, И.В. Шовгурова ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Элиста 2012 УДК 378:37.026.9 – 026.15 ББК Ч402.3 (2Рос. <...> Калм)я+Ч402 Б 827 Борликов, Г.М. Формирование креативности будущего учителя технологии в процессе профессионального образования [Текст] / Г.М. Борликов, И.В. Шовгурова. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Настоящее издание представляет монографию, посвященную проблемам креативности будущих учителей технологии и её формирования в процессе профессионального образования. <...> Рецензент: доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» С.В. Белова © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2012 г. © Борликов Г.М., Шовгурова И.В., 2012 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение. <...> Теоретические основы формирования креативности будущего учителя технологии в контексте гуманитарного изучения этнокультуры . <...> Креативность как базовая профессиональная способность современного учителя технологии . <...> Процесс формирования креативности будущего учителя технологии в условиях гуманитарного изучения этнокультурных традиций. <...> Психолого-педагогические условия формирования креативности будущего учителя технологии в процессе гуманитарного изучения этнокультурных традиций . <...> Образование, которое предстает одновременно и как форма общественной практики, и как универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, и как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека (В.И. Слободчиков), требует от учителя новых творческих способностей и умений обеспечивать формирование <...>
Формирование_креативности_будущего_учителя_технологии_в_процессе_профессионального_образования.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Г.М. Борликов, И.В. Шовгурова ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Элиста 2012
Стр.1
УДК 378:37.026.9 – 026.15 ББК Ч402.3 (2Рос. Калм)я+Ч402 Б 827 Борликов, Г.М. Формирование креативности будущего учителя технологии в процессе профессионального образования [Текст] / Г.М. Борликов, И.В. Шовгурова. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. – 99 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Настоящее издание представляет монографию, посвященную проблемам креативности будущих учителей технологии и её формирования в процессе профессионального образования. Представлены идеи гуманитарноантропологического и этнопедагогического подходов, в рамках которого рассмотрены особенности личности и педагогической деятельности учителя технологии. Определено значение креативности и творческой позиции учителя в современных условиях образования. Выявлен творческий потенциал этнокультуры как компонента профессионального образования будущего учителя технологии. Монография может быть полезна для учителей, преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов. Рецензент: доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» С.В. Белова © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2012 г. © Борликов Г.М., Шовгурова И.В., 2012 г. 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение.................................................................................................................4 Глава I. Теоретические основы формирования креативности будущего учителя технологии в контексте гуманитарного изучения этнокультуры .......................................................................................................6 1.1. Креативность как базовая профессиональная способность современного учителя технологии ...................................................................... 6 1.2. Творческий потенциал этнокультурного содержания учебного предмета технологии........................................................................................... 17 Глава II. Процесс формирования креативности будущего учителя технологии в условиях гуманитарного изучения этнокультурных традиций.............................................................................................................. 32 2.1. Психолого-педагогические условия формирования креативности будущего учителя технологии в процессе гуманитарного изучения этнокультурных традиций .................................................................................. 32 2.2. Модель формирования креативности будущего учителя технологии в контексте гуманитарного изучения этнокультурных традиций.................. 43 Заключение ......................................................................................................... 58 Список литературы........................................................................................... 61 Приложения........................................................................................................ 66 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ В условиях стремительных изменений общества, когда, с одной стороны, творческие возможности человека все более расширяются, а с другой – наблюдается духовная деградация многих людей на фоне бездумного поглощения низкопробной продукции масскультуры, возрастает необходимость в образовании, обеспечивающем креативный опыт как опыт духовнотворческого самостроительства. В содержании такого образования важен баланс между индивидуальным культуротворчеством и этнокультурной («коллективной») традицией, между продуцированием нового и сохранением эталонов прошлого. Становление творческой позиции личности, развитие ее креативности на уровне такого баланса – одна из фундаментальных задач образования. Речь идет о новом типе культурно-образовательного идеала. А это, в свою очередь, вызывает необходимость обновления содержания, форм и методов профессионального образования будущего учителя, ориентированного на формирование у него креативности. Сегодня существует несоответствие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире, использования информационных технологий и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что актуализирует задачу максимального развития креативных способностей человека, формирования его готовности к творческому диалогу культур. Образование, которое предстает одновременно и как форма общественной практики, и как универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, и как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека (В.И. Слободчиков), требует от учителя новых творческих способностей и умений обеспечивать формирование креативности ребенка. Потенциально творчество присуще любой образовательной деятельности и процессу изучения любого предмета. Не исключением является и предмет технологии. Более того, данный предмет позволяет существенно раздвигать компетентностные рамки человека как «мастера своего дела», как «творца». Креативность выступает как один из необходимых результатов ее изучения, а также необходимая характеристика субъектов образовательного процесса. Как показал анализ профессиональной деятельности учителей технологии некоторых школ Калмыкии (50 чел.), в своей работе они широко используют творческие задания. Но зачастую творчество носит хаотичный, несистемный характер. Порой это «творчество ради творчества», которое ориентировано больше на отчужденный объект (создание необычного продукта), чем на изучение и изменение самого субъекта (формирование способности творческого мышления личности и т.п.). Кроме того, они увлекаются созданием нестандартных форм уроков, периодически опираются на этнокультуру. Широко используя материал этнокультурных традиций, они учат детей воссоздавать уже готовые образцы. Анкетный опрос будущих учителей технологии – студентов, обучающихся на инженерно-технологическом факультете вуза (240 чел.), показал их представления о творчестве в своей профессии и об отношении к этнокультуре. 4
Стр.4
Более 67% студентов 1 курса считают, что педагогическая деятельность, несомненно, является творческой. На вопрос «Считаете ли Вы себя творческой личностью?» 34% студентов ответили «да» и 66% – «нет». На вопрос о народных традициях получены такие данные: 43% студентов считают, что «это передача информации из поколения в поколение», 67% затрудняются ответить на вопрос. Студенты не смогли дать четких ответов по поводу своего «творческого отношения к этнокультуре» и своих креативных способностей. Креативность как особая способность мышления личности возникает в ситуации, содержащей потенциал новизны и связанной со спонтанными внутренними процессами человека. К сожалению, в образовании порой слабо учитывается эта спонтанная, естественная, субъективная составляющая. Педагогическая деятельность нередко осуществляется по шаблону. Студенты педагогических вузов изучают такую деятельность в основном по учебникам, ориентируясь на «среднего» ученика. Нельзя подготовить учителя-профессионала на основе только знаний о предмете, методике его преподавания и освоении традиционных, знакомых форм взаимодействия, учебных ситуаций, видов деятельности. Трудно предусмотреть все возможные варианты педагогических ситуаций. В связи с этим понятно, что успех решения всех видов образовательных задач во многом зависит от креативности будущего учителя, от его потенциальной готовности творить и создавать уникальные продукты культуры. Таким образом, высшее профессиональное образование должно ориентировать студентов на творческое отношение к своей будущей профессии, способствовать формированию креативности как специфической способности будущего учителя, связанной с порождением новых идей, предполагающей повышенную чувствительность к педагогическим проблемам и к дефициту знаний. В монографии представлены результаты проведенного исследования, уточнено содержание понятий «креативность», «творческая деятельность», рассмотрена креативность как базовая профессиональная способность будущего учителя, которая ориентирует его на осуществление педагогической деятельности в контексте интеграции этнокультурных традиций и собственной культуры ученика. Показана специфика такой педагогической деятельности в рамках предмета технологии. Раскрыт творческий компонент этнокультурных традиций как предметной области образования и возможности его использования в педагогической практике учителя технологии. Выявлены психологопедагогические условия формирования креативности студентов на основе изучения этнокультурных традиций и разработана модель данного процесса. В рамках работы разработана учебная программа курса «Конструирование и моделирование одежды», которая является ресурсно-информационной базой для создания учителями-предметниками и преподавателями высших учебных заведений своих авторских курсов и для практического использования на занятиях студентами направления «Технологическое образование». Полученные результаты могут быть использованы в процессе средней специальной и вузовской подготовки будущих учителей, а также в системе повышения квалификации учителей технологии. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ