ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 2
К 150-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
В.И. ВЕРНАДСКОГО
Е.И. Кукушкина
РЫЦАРЬ ИСТИНЫ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
ВЕРНАДСКИЙ
(от гармонии минералов к гармонии духа)
В статье рассматривается учение выдающегося ученого-естествоиспытателя,
крупнейшего представителя русского космизма, основателя
учения о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского с точки зрения обоснования
им царящей во Вселенной всеобщей гармонии. Для оценки взглядов ученого и
их значения для решения проблем современной науки и социальной практики
автор статьи привлекает материалы научных трудов ученого, его дневников
и писем, в которых содержатся суждения Вернадского о проявлениях
гармонии в различных сферах жизни природы — от минералов до событий
человеческой истории.
Ключевые слова: И.В. Вернадский, гармония, Космос, Земля, биосфера,
ноосфера, природа, человечество, мысль, мировоззрение, философия.
висят от внутреннего строения вещества, от
формы, а на это до сих пор почти не обращали
внимания, и нет еще отдельной отрасли
знания, захватывающей этот отдел во всем
объеме, и этот отдел должен быть создан…
Все явления в природе, по-видимому, заВ.И.
Вернадский
Каждая историческая эпоха рождает своих гениев. По сложившейся
мировой традиции, человека, обладающего энциклопедическими
знаниями, выдающимися способностями исследователя и
мыслителя-гуманиста, с обостренным чувством гражданского долга
и сознанием высочайшей ответственности перед своим народом и
всем человечеством, принято сравнивать с лучшими представителями
эпохи Возрождения. Россия дала миру много достойных имен,
заслуги которых были признаны не только на родине, но и во всем
мире. Один из них — великий русский ученый-обществовед конца
XIX — начала XX в. Максим Максимович Ковалевский, воплощавший
в себе качества человека Возрождения, заслужил у своих коллег
прочно закрепившийся за ним титул «Рыцарь Истины». Слово «ры3
Стр.1
царь» здесь удачно объединило явления разных исторических эпох,
подчеркнув в характеристике личности сплетение таких качеств, как
честность, благородство и великодушие, мужество, самоотверженность,
жертвенное служение людям, подчинение всей своей жизни
этой высшей цели. В истории русской науки и культуры, давшей
миру Ломоносова и Пушкина, рыцарем Истины с полным правом
может считаться другой выдающийся ученый-естествоиспытатель
и организатор науки и образования, всемирно известный теоретик
русского космизма, великий гражданин России Владимир Иванович
Вернадский. Современник Ковалевского, он начал свой жизненный
путь также во второй половине XIX в. и закончил его в середине
XX в. увенчанным славой скромным тружеником на ниве науки и
просвещения. Создавая свое учение о ноосфере, он заложил основы
нескольких научных направлений, развитие которых продолжают
новые поколения ученых России и других стран. Он был также выдающимся
педагогом и крупным организатором науки. По отзыву
ученика и коллеги Вернадского А.Е. Ферсмана, это был человек
«редкой внутренней чистоты и красоты, которые сквозили в каждом
его слове, в каждом поступке»1.
Свои научные исследования В.И. Вернадский начинал еще будучи
студентом, когда с большим увлечением погрузился в изучение
минералогии и кристаллографии и знакомился с состоянием наружной
геологической оболочки Земли. К концу XIX в. в мировой науке
аналитический этап в развитии естествознания подходил к своему
завершению и назревали коренные изменения в традиционных представлениях
о планете Земля, о ее месте во Вселенной. Достигнутый
к тому времени уровень развития знания позволял приступить к
формированию целостной картины мироздания, используя для этого
всю массу эмпирического материала, накопленного механикой,
физикой, химией, биологией, геологией, географией. К решению
этой новой задачи ближе всех оказался Вернадский, который для
выявления внутренних закономерностей биосферы предпринял
первые попытки синтеза знаний. К пониманию необходимости такой
работы вплотную подошли и некоторые его предшественники
и современники (о чем, в частности, свидетельствовало появление
в языке науки таких терминов, как «географическая оболочка»,
«глобальная геосистема», «глобальная экосистема» и др.). Однако
совершить переход к целостному изучению биосферы как геохимического
образования планетарного масштаба предстояло именно
Вернадскому. Безусловным преимуществом его исследований было
введение в изучение биосферы абсолютно нового измерения, смысл
которого выражало понятие системы «биосфера и человечество».
1 Цит. по: Баландин Р. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1979. С. 27.
4
Стр.2
За этим названием скрывалось особое природное образование, с
помощью которого объяснение эволюции внешней оболочки Земли
и всех происходящих на планете событий основывалось на анализе
естественно-исторического материала. В связи с этим были коренным
образом переформулированы задачи исследования биосферы
прежде всего как области жизнеобитания и производственной деятельности
человечества, что в свою очередь потребовало ускорить
изучение геохимической природы живого вещества.
Вернадский постоянно выступал против узкой специализации
ученых, занимающихся изучением природы. Сам он стремился к
всеохватной постановке исследовательских задач, что для него было
важнейшим требованием к работе естествоиспытателя. Из этого
общего требования вытекали все принципы и методы, которыми
пользовался ученый, — интеграции наук, целостности, связи всего
со всем, единства истории, единства умственной жизни и др.
Подход Вернадского к миру как к целостности составляет основу
его универсального метода, применимого к любому явлению, — от
минералов до человека. Любой предмет исследования подлежал
изучению как часть целого, как подверженный постоянным изменениям
и находящийся в непосредственных или опосредованных
отношениях взаимодействия и взаимовлияния со всеми другими
явлениями. В каждом предмете, процессе, событии ученый видел
вместилище неисчерпаемой совокупности свойств, последовательное
выявление которых сулит открытие новых внутренних закономерностей.
Вернадский
был убежден в том, что во всех частях Вселенной
царит гармония, которая по-своему проявляется в каждом элементе
мироздания — от минералов до живого вещества, достигшего своего
высшего развития в человечестве с его способностью мыслить. Отправляясь
от конкретных фактов, ученый обнаруживал признаки
гармонии во всех наблюдаемых им явлениях — от безупречных по
форме кристаллов до создаваемых человеком стройных теоретических
систем. Он также полагал, что между ноосферой и остальным
космосом существует неразрывная связь, доказательства чего
накапливались в его собственных исследованиях по выявлению
универсальных характеристик природных образований. Ученого не
переставала занимать мысль о связи всего со всем. Это побуждало к
поискам скрытых в материи сил, «которые заставляют ее являться в
тех правильных, математически гармоничных формах, в каких мы
всюду видим и чувствуем ее»2. Предметом постоянных размышлений
Вернадского была, по его собственному признанию, «общая
схема химической жизни Земли, производимой энергией Солнца…».
2 Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 58.
5
Стр.3