Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. №1 2014 (120,00 руб.)

0   0
Страниц128
ID294151
АннотацияНа страницах журнала печатаются материалы, содержащие результаты теоретических, экспериментальных, методологических, обзорно-аналитических, прикладных и других разнообразных исследований, проводимых на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также в других научных организациях и вузах
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. : Научный журнал .— Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом) .— 2014 .— №1 .— 128 с. — URL: https://rucont.ru/efd/294151 (дата обращения: 18.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании чужого как врага / Знаков (60,00 руб.)
Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения / Толочек (60,00 руб.)
Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентации личности студенческой молодежью / Пикулева (60,00 руб.)
Психологическое содержание интереса подростков к книгам Дж. Роулинг о Гарри Поттере / Сазонова (60,00 руб.)
Дискурсивный подход к исследованию идентичности / Мельникова (60,00 руб.)
Опыт коррекции "триады риска" / (60,00 руб.)
Коллективное определение понятия "компетенции": попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания / Базаров (60,00 руб.)
Разработка и апробация методики определения позиции человека в социальной ситуации / Красная (60,00 руб.)
Самостимуляция виноградной улитки / Девишвили (60,00 руб.)
К 60-летию Александра Георгиевича Шмелева / (60,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т., Ку т ков а я Е. С. Дискурсивный подход к исследованию идентичности . <...> К., Шме л е в А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания . <...> А., Па л и хов а Т. А. Самостимуляция виноградной улитки. <...> № 1 В. А. Толочек, Н. А. Тимашкова, В. Г. Денисова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Задачи исследования: 1) Анализ динамики профессионального становления субъекта (ПСС) как эволюции/инволюции в аспектах профессионального развития, профессиональных деструкций и профессионального выгорания. <...> 2) Выделение интрасубъектных ресурсов и внесубъектных, сопряженных с динамикой ПСС. <...> Гипотезы: 1) Профессиональные деструкции и профессиональное выгорание более выражены у учителей, чем у других представителей социономических профессий (воспитателей). <...> 2) Детерминантами деструкций и выгорания выступают дефициты в актуализации интра- и внесубъектных ресурсов. <...> К негативным изменениям, сопровождающим ПСС, относят личностные деформации и профессиональные деструкции (Зеер, 2007; Маркова, 1996), психическое выгорание (Водопьянова, 2011; Орел, 2005; Maslach, Jackson, 1984), профессиональные стрессы (Бодров, 2000; Дикая, 2003; Леонова, Кузнецова, 2009). <...> Второй: в качестве основных детерминант рассматриваемых синдромов выделяют как интрасубъектные факторы (личностные особенности, стаж работы, отношение к работе и др.), так и внесубъектные — социальные институты, актуальный уровень социальной защиты и т.п. <...> В предыдущих работах (Толочек, 2008а, 2000б, 2009) нами было констатировано следующее. <...> Принимая во внимание, что «внешние причины действуют через внутренние условия» (С.Л. Рубинштейн), выявленные эффекты «профессиональной стандартизации» можно объяснить: а) сформированностью в целом профессионально важных качеств (компетенций) у большей части специалистов к середине их профессиональной карьеры; б) еще не истощенностью <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№1_2014.pdf
Московского университета Вестник Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Теоретические и эмпирические исследования Зна ков В. В. Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании чужого как врага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Толоче к В. А., Тимашков а Н. А., Ден ис ов а В. Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Пик у лё в а О. А. Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентации личности студенческой молодежью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Са з онов а Е. В. Психологическое содержание интереса подростков к книгам Дж. Роулинг о Гарри Поттере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Обзорно-аналитические исследования Ме л ьн и ков а О. Т., Ку т ков а я Е. С. Дискурсивный подход к исследованию идентичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Психологическая помощь Б о р о з д и н а Л. В., В о л к о в а Н. Н. Опыт коррекции «триады риска» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Дискуссии, размышления Б а з а р о в Т. Ю., Ер офе е в А. К., Шме л е в А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания . . . . . 87 Методика Кр а с на я М. А. Разработка и апробация методики определения позиции человека в социальной ситуации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Психофизиология Де вишви л и В. М., Ту рков с к и й А. А., Па л и хов а Т. А. Самостимуляция виноградной улитки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Юбилеи К 60-летию Александра Георгиевича Шмелева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 1 • 2014 • ЯНВАРЬ – МАРТ Выходит один раз в три месяца
Стр.1
VESTNIK MOSKOVSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA 14. PSIKHOLOGIYA. 2014. N 1 CONTENTS Th eoretical and empirical studies Zna kov V. V. Cognitive and aff ective unconscious in understanding of the stranger as enemy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Tolo che k V. A., Tima sh kov a N. A., Den i s ov a V. G. Professional making of subjects of the pedagogical activity: Th e positive and negative changes. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Pi k u l yov a O. A. Social and psychological factors in choosing assertive tactics of self-presentation of the student youth . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Sa z onova E. V. Th e psychological aspect of adolescent interest in Harry Potter . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Review, analytical studies Me l n i kov a O. T., Kut kov a y a E. S. Discursive approach to identity research . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Psychological aid Boroz d i na L. V., Vol kov a N. N. Th e experience of correction of “Risk Triad” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Discussions Ba z a rov T. Yu., E rof e y e v A. K., Shme l yov A. G. Collective defi - ni tion of the notion “competence”: An attempt to acquire semantic regularities from fuzzy expert knowledge . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Methods Kr a sna y a M. A. Development and approbation of technique devoted to diagnostic individual’s position in a social situation . . . . . . . . . . . . . . 102 Psychophysiology De v i shv i l i V. M., Tu rkov s k y A. A., Pa l i k hov a T. A. Self-sti mulation of snail Helix pomatia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Anniversaries To the 60th anniversary of Alexandr Georgiyevich Shmelyov . . . . . . . . . . 126 © Издательство Московского университета. «Вестник Московского университета», 2014
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2014. № 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В. В. Знаков КОГНИТИВНОЕ И АФФЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПОНИМАНИИ ЧУЖОГО КАК ВРАГА В статье на примере растущего числа конфликтов между приверженцами христианских и мусульманских ценностей, а также этнорелигиозной природы терроризма анализируются психологические причины понимания чужого человека не как друга, а как врага. Обосновывается, что в понимании чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. Акцент сделан на исследовании когнитивного и аффективного бессознательного — внепонятийных иррациональных компонентов понимания чужого. Доказывается, что существуют такие сферы человеческого бытия, которые вообще не приемлют рационального познания. В подобных сферах есть коренное противоречие между рациональным знанием, объяснением и глубинными эмоция ми, переживаниями. Глубинные установки и предубеждения не опираются на разумные суждения и потому их невозможно разрушить обычной логикой. Главный вопрос, на который сделана попытка дать ответ, заключается в следующем: почему при узнавании факта сожжения Корана или поступка девушек из группы «Пусси Райот» не только осознанные рациональные объяснения, но и бессознательные компоненты поведенческих реакций людей, говорящих на разных языках и проживающих в разных странах, оказываются очень похожими? Объяснение этого феномена в статье развивается в трех направлениях. Во-первых, приводятся данные о том, что многие моральные и религиозные решения субъект принимает автоматически, интуитивно, бессознательно. Во-вторых, из исследований Ж. Пиаже следует, что некоторые операциональные схемы действий могут противоречить идеям, которые субъект сознательно уже сформулировал. Эти идеи занимают более высокое место, чем схемы действия, и блокируют их интеграцию в сознательное мышление. В-третьих, со ссылкой на результаты психофизиологических исследований обосновывается существование Знаков Виктор Владимирович — докт. психол. наук, гл. науч. сотр. ИП РАН, профес сор кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: znakov50@yandex.ru Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 11-0600018-а). 3
Стр.3