Т., Ку т ков а я Е. С. Дискурсивный подход к исследованию идентичности . <...> К., Шме л е в А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания . <...> А., Па л и хов а Т. А. Самостимуляция виноградной улитки. <...> № 1 В. А. Толочек, Н. А. Тимашкова, В. Г. Денисова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Задачи исследования: 1) Анализ динамики профессионального становления субъекта (ПСС) как эволюции/инволюции в аспектах профессионального развития, профессиональных деструкций и профессионального выгорания. <...> 2) Выделение интрасубъектных ресурсов и внесубъектных, сопряженных с динамикой ПСС. <...> Гипотезы: 1) Профессиональные деструкции и профессиональное выгорание более выражены у учителей, чем у других представителей социономических профессий (воспитателей). <...> 2) Детерминантами деструкций и выгорания выступают дефициты в актуализации интра- и внесубъектных ресурсов. <...> К негативным изменениям, сопровождающим ПСС, относят личностные деформации и профессиональные деструкции (Зеер, 2007; Маркова, 1996), психическое выгорание (Водопьянова, 2011; Орел, 2005; Maslach, Jackson, 1984), профессиональные стрессы (Бодров, 2000; Дикая, 2003; Леонова, Кузнецова, 2009). <...> Второй: в качестве основных детерминант рассматриваемых синдромов выделяют как интрасубъектные факторы (личностные особенности, стаж работы, отношение к работе и др.), так и внесубъектные — социальные институты, актуальный уровень социальной защиты и т.п. <...> В предыдущих работах (Толочек, 2008а, 2000б, 2009) нами было констатировано следующее. <...> Принимая во внимание, что «внешние причины действуют через внутренние условия» (С.Л. Рубинштейн), выявленные эффекты «профессиональной стандартизации» можно объяснить: а) сформированностью в целом профессионально важных качеств (компетенций) у большей части специалистов к середине их профессиональной карьеры; б) еще не истощенностью <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№1_2014.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические и эмпирические исследования
Зна ков В. В. Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании
чужого как врага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Толоче к В. А., Тимашков а Н. А., Ден ис ов а В. Г. Профессиональное
становление субъектов педагогической деятельности:
позитивные и негативные изменения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Пик у лё в а О. А. Социальные и психологические факторы в выборе
ассертивных тактик самопрезентации личности студенческой
молодежью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Са з онов а Е. В. Психологическое содержание интереса подростков
к книгам Дж. Роулинг о Гарри Поттере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Обзорно-аналитические исследования
Ме л ьн и ков а О. Т., Ку т ков а я Е. С. Дискурсивный подход к исследованию
идентичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Психологическая помощь
Б о р о з д и н а Л. В., В о л к о в а Н. Н. Опыт коррекции «триады
риска» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Дискуссии, размышления
Б а з а р о в Т. Ю., Ер офе е в А. К., Шме л е в А. Г. Коллективное
определение понятия «компетенции»: попытка извлечения
смысловых тенденций из размытого экспертного знания . . . . . 87
Методика
Кр а с на я М. А. Разработка и апробация методики определения
позиции человека в социальной ситуации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Психофизиология
Де вишви л и В. М., Ту рков с к и й А. А., Па л и хов а Т. А. Самостимуляция
виноградной улитки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Юбилеи
К 60-летию Александра Георгиевича Шмелева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2014 • ЯНВАРЬ – МАРТ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
VESTNIK MOSKOVSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA 14. PSIKHOLOGIYA. 2014. N 1
CONTENTS
Th eoretical and empirical studies
Zna kov V. V. Cognitive and aff ective unconscious in understanding of
the stranger as enemy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Tolo che k V. A., Tima sh kov a N. A., Den i s ov a V. G. Professional
making of subjects of the pedagogical activity: Th e positive and
negative changes. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Pi k u l yov a O. A. Social and psychological factors in choosing assertive
tactics of self-presentation of the student youth . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Sa z onova E. V. Th e psychological aspect of adolescent interest in Harry
Potter . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Review, analytical studies
Me l n i kov a O. T., Kut kov a y a E. S. Discursive approach to identity
research . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Psychological aid
Boroz d i na L. V., Vol kov a N. N. Th e experience of correction of “Risk
Triad” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Discussions
Ba z a rov T. Yu., E rof e y e v A. K., Shme l yov A. G. Collective defi -
ni tion of the notion “competence”: An attempt to acquire semantic
regularities from fuzzy expert knowledge . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Methods
Kr a sna y a M. A. Development and approbation of technique devoted to
diagnostic individual’s position in a social situation . . . . . . . . . . . . . . 102
Psychophysiology
De v i shv i l i V. M., Tu rkov s k y A. A., Pa l i k hov a T. A. Self-sti mulation
of snail Helix pomatia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Anniversaries
To the 60th anniversary of Alexandr Georgiyevich Shmelyov . . . . . . . . . . 126
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2014
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2014. № 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
В. В. Знаков
КОГНИТИВНОЕ И АФФЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
В ПОНИМАНИИ ЧУЖОГО КАК ВРАГА
В статье на примере растущего числа конфликтов между приверженцами
христианских и мусульманских ценностей, а также этнорелигиозной
природы терроризма анализируются психологические причины понимания
чужого человека не как друга, а как врага. Обосновывается, что в понимании
чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания
субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. Акцент сделан
на исследовании когнитивного и аффективного бессознательного — внепонятийных
иррациональных компонентов понимания чужого. Доказывается,
что существуют такие сферы человеческого бытия, которые вообще
не приемлют рационального познания. В подобных сферах есть коренное
противоречие между рациональным знанием, объяснением и глубинными
эмоция ми, переживаниями. Глубинные установки и предубеждения не
опираются на разумные суждения и потому их невозможно разрушить
обычной логикой. Главный вопрос, на который сделана попытка дать ответ,
заключается в следующем: почему при узнавании факта сожжения Корана
или поступка девушек из группы «Пусси Райот» не только осознанные рациональные
объяснения, но и бессознательные компоненты поведенческих
реакций людей, говорящих на разных языках и проживающих в разных
странах, оказываются очень похожими? Объяснение этого феномена в
статье развивается в трех направлениях. Во-первых, приводятся данные
о том, что многие моральные и религиозные решения субъект принимает
автоматически, интуитивно, бессознательно. Во-вторых, из исследований
Ж. Пиаже следует, что некоторые операциональные схемы действий могут
противоречить идеям, которые субъект сознательно уже сформулировал.
Эти идеи занимают более высокое место, чем схемы действия, и блокируют
их интеграцию в сознательное мышление. В-третьих, со ссылкой на результаты
психофизиологических исследований обосновывается существование
Знаков Виктор Владимирович — докт. психол. наук, гл. науч. сотр. ИП РАН,
профес сор кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
E-mail: znakov50@yandex.ru
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 11-0600018-а).
3
Стр.3