Знаков КОГНИТИВНОЕ И АФФЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПОНИМАНИИ ЧУЖОГО КАК ВРАГА В статье на примере растущего числа конфликтов между приверженцами христианских и мусульманских ценностей, а также этнорелигиозной природы терроризма анализируются психологические причины понимания чужого человека не как друга, а как врага. <...> Обосновывается, что в понимании чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. <...> Акцент сделан на исследовании когнитивного и аффективного бессознательного — внепонятийных иррациональных компонентов понимания чужого. <...> Доказывается, что существуют такие сферы человеческого бытия, которые вообще не приемлют рационального познания. <...> В подобных сферах есть коренное противоречие между рациональным знанием, объяснением и глубинными эмоция ми, переживаниями. <...> Глубинные установки и предубеждения не опираются на разумные суждения и потому их невозможно разрушить обычной логикой. <...> Главный вопрос, на который сделана попытка дать ответ, заключается в следующем: почему при узнавании факта сожжения Корана или поступка девушек из группы «Пусси Райот» не только осознанные рациональные объяснения, но и бессознательные компоненты поведенческих реакций людей, говорящих на разных языках и проживающих в разных странах, оказываются очень похожими? <...> Объяснение этого феномена в статье развивается в трех направлениях. <...> Во-первых, приводятся данные о том, что многие моральные и религиозные решения субъект принимает автоматически, интуитивно, бессознательно. <...> Пиаже следует, что некоторые операциональные схемы действий могут противоречить идеям, которые субъект сознательно уже сформулировал. <...> Эти идеи занимают более высокое место, чем схемы действия, и блокируют их интеграцию в сознательное мышление. <...> В-третьих, со ссылкой на результаты психофизиологических исследований обосновывается существование Знаков Виктор <...>