И., А л екс а н д р ов а Н. Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания . <...> . . . . . . . . . Ко рн и лов а Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания. <...> В., Т у р ок Е. М. Понимание и переживание террористической угрозы. <...> Исследование нарушений зрительного узнавания лиц, пространства, цвета и букв . <...> А., Мамонов а А. М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях . <...> Утверждается, что возникновение последовательной и стабильной «Я-репрезентации» в Интернете — необходимое условие для перемены в динамике развития социальных сетей: от мотивов, находящихся вне Интернета (в физическом пространстве), к ситуации, когда виртуальная личность достаточно полноценна, чтобы послужить мотивом для создания новых социальных интеракций в пределах Интернета. <...> В результате виртуальная личность превращается в сетеобразующий фактор, и Интернет теряет свою вторичность по отношению к физическому пространству. <...> Для успешного выполнения этой задачи виртуальная личность должна оставаться динамичной, т.е. ей необходима постоянная информационная подпитка. <...> Александров, Н. Л. Александрова КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ КУЛЬТУРОСПЕЦИФИЧНЫХ ТИПОВ ПОЗНАНИЯ В настоящей работе с позиций системного подхода обсуждается феномен культурной специфичности типов познания — обыденного и научного. <...> Системная психофизиология отвергает парадигму реактивности, формулируя в рамках парадигмы активности положение о направленной в будущее активности не только индивида, но и отдельных нейронов, постольку она и обеспечивает для психологии (а также социологии, культурологи, нейроэкономики и т.д.), оперирующей понятиями активности и целенаправленности, возможность избавиться также и от эклектичных представлений, часто возникающих при использовании материала нейронаук (подробнее см. <...> Например: а) новые, все более дифференцированные элементы культуры и опыта, формируясь, не заменяют <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№1_2010.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Асмо лов А. Г., Асмо лов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации
идентичности в виртуальном мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Теоретические и эмпирические исследования
А л екс а н д р ов Ю. И., А л екс а н д р ов а Н. Л. Комплементарность
культуроспецифичных типов познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мо р о с а но в а В. И. Индивидуальные особенности осознанной
саморегуляции произвольной активности человека . . . . . . . . . .
Ко рн и лов а Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека
в стратегиях совладания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Зна ков В. В., Т у р ок Е. М. Понимание и переживание террористической
угрозы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По л онс к а я Н. Н. Случай зрительной агнозии у больной с двусторонним
нарушением мозгового кровообращения в задних
мозговых артериях. Сообщение 2. Исследование нарушений
зрительного узнавания лиц, пространства, цвета и букв . . . . . .
Сп и в а ков ск и й В. Е. О взаимосвязи уровня рефлексии групповой
(командной) роли с типом организационной культуры . . . . . . .
Методика
Де г т я р енко И. А., Бу рмис т ров И. В., Леонова А. Б. Методика
оценки удовлетворенности пользователей интерфейсом
интернет-сайта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рож д е с т в енск а я Н. А., Мамонов а А. М. Формирование у подростков
конструктивных стратегий поведения в конфликтных
ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Психология — практике
Дэ ви д Ж., Гло зма н Ж. М. Российско-португальский опыт нейропсихологического
обследования дошкольников. . . . . . . . . . . . . .
Юбилеи
К 80-летию Юлии Борисовны Гиппенрейтер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К 70-летию Вячеслава Андреевича Иванникова . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
22
36
46
58
70
84
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2010 • ЯНВАРЬ–МАРТ
Выходит один раз в три месяца
94
110
117
125
127
Стр.1
MOSCOW UNIVERSITY BULLETIN (VESTNIK). SERIA 14. PSYCHOLOGY. 2010. N 1
CONTENT S
Asmolov A. G., Asmolov G. A. From We-media to I-media: Identity
transformations in the virtual world . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Theoretical and empirical studies
Alexandrov Yu.I., Alexandrova N.L. Complementarity of culture-specific
types of cognition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Mo r o s a nov a V. I. Individual differences of self-regulation of human
voluntary activity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Kor n i lov a T. V. Intellectual and personality potential of a person in coping
strategies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Zna kov V. V., Tu rok E. M. Understanding and experience of the terrorist
threat . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Polon s k ay a N. N. A case study of the visual agnosia of the patient with
bilateral lesions after strokes in both the Posterior Stream the brain.
Report 2. An investigation into visual face, topography orientation,
vision color and letters cognition disorders . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Spi v a kov s k y V. E. On the interrelation between the level of reflection of
the group (team) role and the type of corporate culture . . . . . . . . . . . .
Methods
De g t i a r en ko I. A., Bu rmi s t rov I. V., L e onov a A. B. An instrument
for evaluation of user satisfaction with a web-site interface . . . . . . . . .
Roz hde s t ven s k ay a N. A., Mamonov a A. M. Training of constructive
behavioral strategies with adolescents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Psychology to practice
Da v id J., Glozma n J. M. Neuropsychological assessment of preschool
children in Russia and Portugal . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Anniversaries
To the 80th anniversary of Yulia Borisovna Gippenreiter . . . . . . . . . . . . . . .
To the 70th anniversary of Vyachealav Andreevich Ivannikov . . . . . . . . . . .
3
22
36
46
58
70
84
94
110
117
125
127
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2010
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 1
А. Г. Асмолов, Г. А. Асмолов
ОТ МЫ-МЕДИА К Я-МЕДИА: ТРАНСФОРМАЦИИ
ИДЕНТИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ
Исходя из позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского,
авторы рассматривают блоги как платформу для конструирования виртуальной
личности. В качестве примера процессов формирования виртуального «Я»
представляются практики интернет-журналистики. Утверждается, что возникновение
последовательной и стабильной «Я-репрезентации» в Интернете —
необходимое условие для перемены в динамике развития социальных сетей: от
мотивов, находящихся вне Интернета (в физическом пространстве), к ситуации,
когда виртуальная личность достаточно полноценна, чтобы послужить мотивом
для создания новых социальных интеракций в пределах Интернета. В результате
виртуальная личность превращается в сетеобразующий фактор, и Интернет
теряет свою вторичность по отношению к физическому пространству.
Ключевые слова: виртуальная личность, культурно-историческая психология,
блоги, интернет-журналистика, социальные сети, социальные медиа.
The blogs as the platform for a virtual personality construction are considered
in the article on the assumption of the positions of L.S. Vygotsky’s cultural-historical
approach. Internet journalism practices are considered as the example for the processes
of virtual «I» formation. The authors affirm that the appearance of consecutive and
stable «I-representation» in Internet is the necessary condition for a change in dynamics
of social nets development from motives which are out of Internet (in physical space)
towards situation when a virtual personality is enough full-fledged to be a motive for
new social interactions creation not leaving Internet. As a result a virtual personality
turns into a net-creating factor and Internet loses its unoriginality in relation to physical
space.
Key words: virtual personality, cultural-historical psychology, blogs, Internet
journalism, social networks, social media.
Немного исповеди
Перед вами статья двух авторов, один из которых психолог, а другой
журналист. При всей разнице профессий нас объединяет несколько
моментов, определяющих логику и жанр этого исследования.
Асмолов Александр Григорьевич — докт. психол. наук, профессор, зав. кафедрой
психологии личности ф-та психологии МГУ. E-mail: agas@mail.ru
Асмолов Григорий Александрович — науч. сотр. Института информационной
дип ломатии им. Аспера Междисциплинарного Центра в Герцлии (Израиль). E-mail:
gregory.asmolov@gmail.com
3
Стр.3