СОДЕРЖАНИЕ
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ISSN 2075-0862
Индекс Роспечати 37150
Включен в Перечень ВАК
№ 1(23) т. 1
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л
ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО
http://ideaidealy.ru
УЧРЕДИТЕЛИ:
Новосибирский государственный технический университет
(НГТУ)
Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ)
2015
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
(Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора ................................................................... 5
Забытая война. К 100-летию Первой мировой
Н. Леффельбайн. О героизме и страданиях инвалидов
– инвалиды Первой мировой войны в Веймарской
республике при национал-социализме ........................ 7
В поисках справедливого общества
В.В. Чешев. Россия и этос капитализма ..................... 20
Экономика: история институтов
Г.И. Ханин. Рынок частных ценных бумаг РФ в 1998–
2012 годах: статистико-политэкономический взгляд ... 33
Философия: проблемы, подходы, решения
В.М. Розин. Мышление в его отношении к методологии
..................................................................................... 56
К.А. Родин. О (не)возможности самоубийства в философии
XIX и XX веков .............................................. 67
Социальный идеал и общественное сознание
И.В. Лихоманов. Франтишек Духинский – «бедный
родственник» евразийства ............................................. 76
Философия и литература
Г.М. Васильева. Необыкновенный собеседник:
«Возвращение доктора Фауста» Э.Л. Миндлина ........ 91
Т.С. Симян. Эрос как фактор становления мужчины
(на примере Фр. Шлегеля «Люцинда» и Г. Гессе
«Сиддхартха») ................................................................. 105
Проблемы искусствоведения
М.Г. Карпычев. Образно-мыслительный аспект преобразующей
функции музыкального искусства ........... 115
М.Ю. Шишин. Графика Валерия Тебекова .................. 127
История художественной жизни
П.Д. Муратов. Расширение горизонтов ...................... 137
Круглый стол. Конституция баланса ........................... 149
Наши авторы ............................................................... 176
Идеи и идеалы № 1(23), т. 1 • 2015
3
Стр.1
Н. Леффельбайн. О героизме и страданиях инвалидов
ОТ РЕДАКТОРА
Журнал уже не раз обращался к истории Первой мировой войны. Были проведены
два круглых стола – «Первая мировая война как культурная катастрофа» и «Забытая война»
– и, кроме того, был опубликован ряд статей на эту тему. Начиная с данного номера
реализуется совместный проект журнала «Идеи и идеалы» и Института письменного и устного
перевода Гейдельбергского университета (Institut für Übersetzen und Dolmetschen),
где в ноябре–декабре прошлого года прошли серия лекций и дискуссия, посвященные
100-летию Первой мировой войны. В этом проекте приняли участие специалисты из разных
стран – участниц войны. В течение 2015 года мы будем публиковать статьи, подготовленные
по материалам прочитанных докладов. Автор первой статьи доктор Н. Лёффельбайн
пишет об инвалидах Первой мировой войны. Редакция выражает благодарность нашим
коллегам из Гейдельберга – руководителям Института профессорам Е. Лебедевой и
В. Атаяну, а также непосредственным организаторам проекта – доктору С. Шнайдеру и
Ж.-С. Марксу. Благодаря данному проекту у нас появляется возможность не только посмотреть
на Первую мировую войну с разных позиций, но и познакомиться с теми аспектами
войны, с которыми мы, как правило, не сталкиваемся. Публикуемая статья дает этому отличный
пример.
В связи с этим стоит немного поговорить об исторической памяти. Известно, что
история не имеет сослагательного наклонения. Она является данностью. Но какой-то уж
очень странной данностью, которая как бы есть, но которой, в общем-то, и нет. А наряду
с очевидным и часто задаваемым вопросом, возможна ли объективная история, возникает
вопрос, а нужна ли объективная история. Научный подход здесь может быть только
один – если объективная история возможна (по крайней мере, история, воссозданная по
критериям истории как науки), то она критически необходима. Мы привыкли настолько
вольно с ней обращаться, что фактически потеряли свою историю, оставив лишь несколько
мифологем, по поводу которых идут вполне бессмысленные споры. Они, конечно,
имеют значение идеологическое, т. е. важны для формирования тех или иных идеалов
в общественном сознании, но для приращения исторического знания они не дают ничего.
Наш журнал уже неоднократно обращался к этим темам – как к формированию легенд
и мифологем, так и к истории в ее научном значении (статьи М. Палата, Г.А. Антипова,
А.Г. Теплякова, О.А. Скубач и др.), и представляется, что с публикацией серии статей
крупных европейских историков, посвященных культурным аспектам Первой мировой войны,
мы выходим на новый уровень обсуждения этих проблем.
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Идеи и идеалы № 1(23), т. 1 • 2015
5
Стр.2
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ЗАБЫТАЯ ВОЙНА. К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
FROM THE EDITOR
The journal Ideas and Ideals has repeatedly appealed to the history of the First World
war. Two round table were conducted – «The First world war as a cultural catastrophe» and
«The Forgotten war». Several articles on this topic were published. Starting with this issue, we
begin a joint project between the journal «Ideas and ideals» and the Institut für Übersetzen und
Dolmetschen of the Heidelberg University, where in November-December last year a series of
lectures and discussion devoted to the 100th anniversary of the First World war took place. This
project involved scientists from different countries which took part in the war. During 2015 we
will publish articles specially prepared for our journal using the materials of the reports. The
author of the first article published in this issue is dr. N. Loeffelbein. He writes about disabled
people of the First World war. The editors would like to thank our colleagues from Heidelberg -
the chief managers of the Institute, professors Ekaterina Lebedeva and Wagram Atayan, as well
as the immediate project organizers dr. S. Schneider and J.-S. Marx. This project provides us with
the opportunity not only to look at the First World war from different perspectives, but also to
get acquainted with those aspects of the war which we usually do not encounter. The named
article provides a good example.
In this regard, it is worth to talk about historical memory. It is known that history has no
subjunctive mood. It is just given reality. Yet a quite strange reality, which seems to be present,
but which, in general, is not present as such at all. And along with the obvious and often asked
question, whether is it possible to have an objective history, or not, another question arises;
is objective history needed? The scientific approach can come up with only one answer - if
objective history is possible (at least, history, recreated according to the criteria of the history as
a science), it is vitally necessary. We are used to handling it so loosely that actually have lost our
history. Only a few myths and legends are left, basing the discussion on which is quite pointless.
They certainly bear ideological value, i.e., important for the formation of certain ideals in the
public consciousness, but for the increment of historical knowledge they do not provide anything
useful.
Our journal has been repeatedly addressing such topics as the formation of legends and
myths, as well as history in its scientific value (articles by M. Palat, A.G. Antipov, A.G. Teplyakov,
O.A. Schubach, and others), and it seems that with the publication of this series of articles
focused on the cultural aspects of the First world war, presented by major European historians,
we are entering a new level of debate regarding these issues.
6
Идеи и идеалы № 1(23), т. 1 • 2015
Стр.3
Н. Леффельбайн. О героизме и страданиях инвалидов
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ЗАБЫТАЯ ВОЙНА. К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
УДК 304.44; 94
О ГЕРОИЗМЕ И СТРАДАНИЯХ ИНВАЛИДОВ.
ИНВАЛИДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ПРИ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМЕ*
Н. Леффельбайн
Франкфуртский университет
им. Иоганна Вольфганга Гёте,
Франкфурт-на-Майне, Германия
Nils-Loeffelbein@web.de
В статье исследуются история инвалидов Первой мировой войны в Германии с точки зрения
социально-психологических последствий тотального вторжения войны в мирную жизнь разных
слоев общества. Несмотря на то что примерно десятая часть населения относилась к жертвам войны,
что являлось огромной моральной и материальной проблемой для Веймарской республики,
историки уделяли этому явно недостаточное внимание. В то же время именно ожесточенные дебаты
по проблемам жертв войны постоянно отягощали общую память о войне в Веймарской республике
и тем самым в конечном счете существенно способствовали дестабилизации общественного
порядка. Ветераны войны, например, вообще не вовлекались в публичное пространство при государственных
торжествах в Веймарской республике. К концу 1920-х годов агрессивно-националистический
культ фронтового солдата распространяется и на либерально-буржуазный лагерь. В результате
именно национал-социалистам удалось эффективно использовать проблему жертв войны
в своих политических целях. И только после окончания Второй мировой войны конец господства
национал-социализма знаменовал собой новый крутой поворот в отношении к инвалидам, число
которых после Второй мировой войны было велико как никогда.
Ключевые слова: Первая мировая война, Веймарская республика, инвалиды войны, система
социального обеспечения, образ героя войны.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.1-7-19
Введение
Как никакая другая война прежде, Первая
мировая война с ее неслыханной жестокостью
оставила после себя невероятное
число жертв. С 1914 по 1918 год на
полях сражений в Европе погибли более
9 миллионов солдат и около 20 миллионов
были ранены. «Индустриализированная»
Идеи и идеалы № 1(23), т. 1 • 2015
война обернулась гуманитарной катастрофой
прежде всего по числу инвалидов.
Наиболее жестокие ранения причинялись
шрапными пулями. После 1918 года только
в Германии на социальное обеспечение
и общественное признание претендовали
2,7 миллионов инвалидов войны. К этому
числу добавились миллионы обездолен*
Перевод с нем. Игоря Александровича Канакина и Екатерины Александровны Либерт.
7
Стр.4
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
.
ЗАБЫТАЯ ВОЙНА. К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
ных – вдовы, сироты, родители павших и
родственники тяжелораненых1
Отдаленные социально-психологические
последствия этого тотального вторжения
войны в мирную жизнь целых слоев
общества уже десятилетиями исследуются
исторической наукой. Общая боль потери
близких одинаково тяжело переживалась
во всех государствах послевоенной
Европы, несмотря на национальные различия
[2]. Историки культуры все более детально
выявляли, в какой степени вопрос о
смысле массовой гибели и миллионах инвалидов
войны определял мир представлений
и политическую культуру в послевоенной
Европе в 1920-е и 1930-е годы [3]. Ведь
память о погибших и раненых была жива в
сознании людей и после 1918 года, после
того как умолкли пушки на фронтах. По
всей Европе десятки тысяч возникших памятников
войны в каждом городе, в каждой
отдаленной деревушке напоминали о павших
и о беспредельных страданиях, которые
«великая война» принесла Европе и ее
жителям [4].
К этому добавлялись бесчисленные инвалиды
войны на улицах городов и деревень,
которых предстояло вернуть в социальную
и экономическую жизнь.
Осмысление социальных и психологических
последствий войны в Европе происходило
весьма по-разному и в значительной
мере определялось вопросом о победе
и поражении. Во Франции, население которой
наиболее сильно пострадало от войны,
память о погибших и раненых в Первой
мировой войне после 1918 года быстро
стала объединяющим символом национального
единства и республиканского порядка.
Скорбь о погибших и раненых сплотила и
английское общество, несмотря на все вну1
О
числе пострадавших см. в [1].
8
триполитические разногласия [5]. Напротив,
германский рейх проиграл войну, столкнувшись
с поражением, которого многие немцы
не ожидали. Бесславный итог мировой
войны и воспринимаемые как национальное
унижение условия Версальского договора от
1919 года обернулись глубокой травмой, которая
не позволяла многим принять переход
к миру [6]. Даже председатель Социалистической
партии Фридрих Эберт приветствовал
возвращавшиеся войска в 1918 году словами
о том, что «враг не смог сломить» их
дух [7]. «Груз проигранной войны» (Рихард
Бессель) в конечном итоге оказался тяжким
наследием для политически и идеологически
глубоко расколотого немецкого общества,
которому не удалось после войны найти
общий язык скорби и памяти о двух миллионах
погибших [8]. Воспоминания о войне
в Веймарской республике оказались буквально
полем боя [9].
Как ни удивительно, историческая наука
долгое время недооценивала масштабов
нагрузки, которую представляла собой
многомиллионная армия инвалидов и выживших
для молодой веймарской демократии
[10].
Хотя примерно десятая часть населения
относилась к жертвам войны (инвалиды,
выжившие и их родственники) и забота
о них зачастую подводила к финансовой
пропасти и без того сотрясаемую кризисом
республику, историческая наука едва уделяла
внимание отношению государства к инвалидам
и выжившим после Первой мировой
войны [11].
И только после 1980-х годов социально-исторические
исследования начали
признавать гигантские экономические
и финансовые последствия проблемы инвалидов
войны для Веймарской республики
[12–14]. Лишь новейшие культурноИдеи
и идеалы № 1(23), т. 1 • 2015
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ISSN 2075-0862
Индекс Роспечати 37150
Включен в Перечень ВАК
№ 1(23) т. 2
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л
ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО
http://ideaidealy.ru
УЧРЕДИТЕЛИ:
Новосибирский государственный технический университет
(НГТУ)
Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ)
2015
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
(Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
Disputatio
В.Ф. Медведовская. Категории семьи как общая
основа для интерпретации трех метафизических
моделей вселенной ...................................................... 5
Л.Л. Штуден. Парадоксы обыденного сознания ........ 13
Философская традиция и современный мир
О.Ю. Астахов. Философия Ф. Ницше в содержании
культуротворческих идей А. Белого ............................ 22
Общество: принципы организации
И.А. Вальдман. Политогенез и трансформация традиционного
общественного сознания ........................... 30
О.И. Рубан. Размывание понятий «брак» и «семья»
в современном обществе ............................................... 41
Д.С. Федяй. Потребление мертвого тела в культуре:
пищевая промышленность ............................................. 48
Проблемы современной экономики
М.М. Безденежных, Н.Б. Севастьянова. Стимулирование
инноваций: российское налоговое законодательство
и практика ........................................................ 57
А.В. Сафронов. Основные организационные условия
реализации долгосрочных планов развития
России ........................................................................... 68
Н.Ю. Свитыч. Совершенствование государственного
регулирования розничных цен на газ ...................... 81
В.Б. Андриевская. Эффективность государственного
управления как необходимая предпосылка инклюзивного
роста экономики ................................................ 90
Обсуждаем общество
Д.В. Нефёдов. Политика Германии в сфере социальной
адаптации мигрантов ................................................ 102
О.А. Тюкин. Социальное обслуживание пожилых
людей: проблемы и тенденции ....................................... 112
М.В. Сафронова, М.В. Кудрявцева. Представители
российского «среднего класса» и особенности их
психосоциального благополучия ................................... 120
Е.В. Валеева. Образование как форма бытия ............ 130
Проблемы искусствоведения
Е.Е. Тихомирова. Освоение культурного пространства
Сибири в творчестве Г.Д. Гребенщикова ................. 143
Заметки на полях
Г.И. Ханин. Лукавая цифра против экономики
России .............................................................................. 151
Анонсы и интервью
Ю.В. Попков. Монгольский мир: между Востоком
и Западом ........................................................................ 154
С.Г. Проскурин. Книга Майкла Байерса «Международное
право и Арктика» ............................................... 156
Интервью с М. Байерсом ............................................... 159
Наши авторы ............................................................... 164
Информация для авторов .......................................... 166
Идеи и идеалы № 1(23), т. 2 • 2015
3
Стр.1
В.Ф. Медведовская. Категории семьи
DISPUTATIO
УДК 141.333
КАТЕГОРИИ СЕМЬИ КАК ОБЩАЯ ОСНОВА
ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРЕХ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ
МОДЕЛЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
В.Ф. Медведовская
Омский государственный
университет им. Ф.М. Достоевского
sibmed@bk.ru
Цель данной работы – показать общую основу трех метафизических схем: кабалистической –
Дерево Сфирот, китайского чертежа Великого предела и суфийской эннеаграммы Гурджиева. Объединение
текста и схемы дает нам восприятие информации на качественно ином уровне. Текст
можно сравнить с категорией времени. Текст линеен, он разворачивается во времени при написании
и прочтении. Схема – это категория пространства. Объединение пространства и времени дает
нам движение. Объединение текста и схемы можно сравнить с объединенной работой двух полушарий
головного мозга: правого образного и левого логического. Этот новый уровень восприятия
можно сравнить с интуицией. Каждая из трех схем может быть использована для описания структуры
семьи, что позволяет выделить общую основу конструкций, три составляющие этой схемы, их
взаимосвязь, внешний и внутренний циклы. Но и сама семья может быть использована как инструмент
для объяснения каждой из этих сложных, многозначных схем.
Ключевые слова: Дерево Сфирот, порядок Фуси, семья, триграмма, чертеж Великого предела,
эннеаграмма Гурджиева.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-5-12
Одним из способов познания окружающего
мира выступает его категоризация и
схематическое отображение наиболее важных
для человека процессов и явлений. Начиная
с неолитической схемографики, описывающей
основные жизненные процессы
и представления homo sapiens того времени
(охота, походы, примитивный анимизм) и
заканчивая современными научными схемами
(структура ДНК, уравнение сохранения
энергии и т. д.), человек во все времена ставил
одну основную гносеологическую цель.
А как следствие, через познание он стремился
(и стремится) к управлению Вселенной
через приобретенные схемы.
Идеи и идеалы № 1(23), т. 2 • 2015
В китайской философии существует
концепция взаимодействия двух начал: активного
и пассивного – инь и ян (阴阳). Согласование
этих двух начал в Мироздании и
в отдельном конкретном случае выражается
в понятии ян (активность, ассимиляция,
внешнее проявление, жар, мужественность,
отдача, проникновение, свет, юг) и понятии
инь (пассивность, диссимиляция, внутренние
преобразования и подготовка перемен, холод,
женственность, принятие, тень, север).
Понятия мужского и женского начала, сильного
и слабого являются условными. Так,
день ассоциируется с ян, активным началом.
Днем мы бодрствуем, работаем, расходуем
5
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Стр.2
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ресурс. Ночь – это инь. Ночью мы отдыхаем,
накапливаем силы. Но человек может отдыхать
днем и работать ночью.
Эта парадигма может иметь практическое
применение. Например, чертежи Великого
предела были использованы при разработке
программ стратегического развития
Омска с учетом диалектических начал инь
и ян. В данной работе было показано, что
преобладает «янская» тенденция, требующая
расхода имеющихся запасов. «Иньская»
стратегия накопления ресурсов, в первую
очередь человеческих, практически не используется.
Необходимо отметить, что стратегия
ян – это тенденция к конкуренции, а
стратегия инь – к кооперации [1, с. 183–207].
Для того чтобы представить модель семьи,
обратимся к чертежу Великого предела.
Взаимосвязь чередующихся противоположностей
характеризует схема Великого
предела Тай цзи ту (太极图). Белая точка
на черном фоне и черная точка на белом
фоне олицетворяют «зародышевые» состояния
взаимных превращений, внутреннюю
взаимосвязь, взаимопроникновенность полярностей,
являющихся корнем друг друга
[2, c. 32].
Две противоположности образуют новый
объект. Две дискретные величины образуют
континуальный объект. Здесь можно
обратиться к принципу дополнительности
Бора1
(рис. 1), когда элементарная частица
обладает свойствами и волны, и частицы.
Мы можем рассматривать семью как
совокупность дискретных элементов (любая
семья состоит из отдельных людей) и
как системный объект в новом качестве, поскольку
семья – это не просто группа людей,
проживающих в одном месте.
1 Нильс Бор использовал схему Великого
предела (taiqi) как иллюстрацию этого принципа
дополнительности.
6
DISPUTATIO
Рис. 1. Схематическое выражение процесса развертки
Великого предела
Рассмотрим дальнейшее развитие чертежа
Великого предела. Компонента ян –
мужское начало – обозначается сплошной
чертой; Инь – женское начало – прерывистой.
Можно использовать двоичный код и
обозначить сплошную черту как 1, а прерывистую
как 0. Каждая из этих полярностей
может рассматриваться как единичная
и также разделяется на противоположности.
Получаются четыре силы. Они делятся
на большие (старые 老) тай (太) (два символа,
имеющие одинаковые черты) и малые
шао (少) (молодые) (два символа имеющие
разные черты). Эти диграммы можно
интерпретировать как родители – отец
(тай ян), мать (тай инь) и дети – сын (шао
ян), дочь (шао инь). В обобщенной модели
четверка стихий отражает фазы любого
циклического явления: дерево – рождение;
огонь – максимальная активность, кульминация;
металл – упадок, регресс; вода – минимальная
активность, конец, смерть. Исходя
из данной корреляции наиболее «иньской»
является стихия вода, а «янской» –
огонь, в меньшей степени – соответственно
металл и дерево. Почва является нейтральной
стихией. Ввиду своей нейтральности
почва обычно ставится в центр схем, в которых
различные четверичные временные
циклы обозначаются с помощью символов
Идеи и идеалы № 1(23), т. 2 • 2015
Стр.3
В.Ф. Медведовская. Категории семьи
стихий. Это схемы, в которых «четыре времени
совершают свой ход».
Далее мы приходим к восьми символам
гуа. Две старшие триграммы обозначают
отца и мать, шесть младших триграмм означают
сыновей и дочерей. Восемь первооснов
гуа используются для классификации
и осмысления в различных областях, таких
как медицина, боевые искусства, устройство
дома и т. д. Но интересно, что для объяснения
используются семейные категории,
наиболее общие и понятные.
Получается нечто вроде «дерева», при
ветвлении которого в символах каждого следующего
уровня добавляется новая верхняя
позиция с той или иной чертой. В принципе,
наращивать позиции символов в таких
схемах можно до бесконечности, но древние
китайцы остановились на шести позициях.
Символы с четырьмя и пятью позициями
не употреблялись, а вот с шестью позициями
занимали очень важное место в древнекитайской
науке, поскольку они составляли
символическую основу «Канона перемен».
Их называли так же, как и триграммы, гуа
(в китаеведении используется термин «гексаграммы»).
Всего таких символов 64, т. е. полное
число вариантов, получаемых при комбинировании
двух типов черт в шести позициях
или при сочетании по две всех триграмм,
составляющих верхние и нижние части
гексаграммы [2, c. 38].
Восемь символов образуют так называемый
порядок Фуси. Другое представление
этого порядка называется «преднебесный
чертеж» (сянь тянь ту) (先天图). Эту схему
составил Чэнь Туань, ему же принадлежит
и ориентация этой схемы по странам света
(рис. 2), по китайским канонам юг было
принято изображать сверху.
В этой схеме порядок Фуси образуется
из двух последовательностей по четыИдеи
и идеалы № 1(23), т. 2 • 2015
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ре триграммы, которые соединяются через
центр круга (отмечено пунктиром; триграммы
основанием обращены к центру круга).
Рис. 2. Преднебесный чертеж. Схематическое
выражение образования порядка Фуси
Согласно порядку Фуси, триграмма тай
инь (мать) получает поддержку от среднего
и младшего сына и передает ресурс старшему
сыну, она находится в окружении «янских»
триграмм. Триграмма тай ян (отец)
получает поддержку от средней и младшей
дочерей и передает ресурс старшей дочери,
т. е. триграмма окружена «иньскими»
триграммами. Эта схема возвращает нас к
исходной схеме тай цзи ту, в которой мы
видим две противоположности Инь и Ян,
причем внутри каждой их них находится
зародышевая точка противоположности.
В данном случае триграмма отца окружена
триграммами дочерей, а триграмма матери
– триграммами сыновей.
В.Е. Еремеев объединил восемь триграмм
«гуа», так называемый Мавандуйский
порядок, и энеаграмму Гурджиева.
Энеаграмма представляет собой круг,
на котором расположен ряд натуральных
чисел от 1 до 9. Шесть из этих чисел –
7
Стр.4
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
1, 2, 4, 5, 7, 8 – связаны между собой в следующем
порядке: 1, 4, 2, 8, 5, 7 … и образуют
гексанему. Остальные три числа – 3, 6,
9 – образуют тригон (треугольник импульсов,
толчков). Связь между числами – это
отражение взаимоотношений между элементами
описываемой системы [3, с. 384–
394]. Г.И. Гурджиев предложил использовать
энеаграмму как модель, как отражение
универсальных закономерностей мира, различные
структурные уровни которого построены
по единому образцу. Энеаграмма
описывает эволюционное развитие системы,
например, жизненный цикл человека:
1 – младенчество, 2 – детство, 3 – пубертатный
период (внешний толчок – гормональная
перестройка организма), 4 – молодость,
5 – зрелость, 6 – климакс (снова гормональная
перестройка организма), 7 – пожилой
возраст, 8 – старость, 9 – смерть, но можно
представить и как рождение, т. е., начало
нового цикла.
DISPUTATIO
ны, огонь – отец, почва – сын. Круг М-ВЗ-Д-О-П
показывает цикл взаимопорождения
и поддержки (отец-сын), внутренняя
гексанема М-З-В-П-Д-О – цикл взаимоугнетения
(дед-внук). Число 3 можно представить
как старшую триграмму тай Ян
(мужское начало). Этот внешний импульс –
заключение брака, присоединение мужчины
к роду жены. Далее следует триграмма
Чжэнь (зерно), рождается дочь. Триграмма
Сюнь (дерево) символизирует рождение
сына. Цифра 6 как внешний толчок – это
присоединение женщины к роду мужчины,
триграмма тай инь. Цифра 9 – это непосредственно
тай чи, зарождение семьи,
рода; соответственно, одна семья исчезает,
возникает другая семья. Согласно энеаграмме
мы видим, что род порождает женщину
как мать и развивается далее с рождением
дочери. Рождение мальчика и превращение
этого мальчика в отца дает начало
новому роду, мужскому. Такое объяснение
показывает первичность матриархата, эннеаграмму
можно использовать для описания
исторических изменений семьи как социального
института [4].
Если интерпретировать энеаграмму
Рис. 3. Энеаграмма, представленная через
первоэлементы
В таком виде базис-схема разделилась
на две части: правую женскую (металл,
вода, зерно), левую мужскую (дерево,
огонь, почва). Представим металл как род
женщины, вода – это мать, зерно – дочь.
Соответственно, дерево – это род мужчи8
как
стремление соединиться с другим человеком,
то мы получим, что женский род
поддерживает мать, далее мать соединяется
с дочерью. Аналогичное присоединение
происходит по мужскому роду. Внутренняя
гексанема отражает стремление к
индивидуальности. Женский род отделяет
девочку в определенном возрасте, мужской
род отделяет мальчика. Они создают
свою семью.
Данное представление чертежа Великого
предела позволяет также увидеть структуру,
общую с Деревом Сфирот (рис. 4).
В Каббале есть схема под названием «Дерево
Сфирот» или «Древо жизни» – символиИдеи
и идеалы № 1(23), т. 2 • 2015
Стр.5