Библиотековедение
БВ
Театр и литература:
неповторимые образы и интонации
Кажется, никогда я еще не сочинял передовицу
для серьезного журнала (а я отношу журнал «Библиотековедение»
к серьезным журналам, которые
большинство актеров, в силу несерьезности нашей
профессии, еще не освоили). Может быть, в таком
случае было бы уместно в Год культуры сказать несколько
слов о том, как соотносятся литература, которую
я всю жизнь любил и люблю, и театр, которым
я больше полувека профессионально занимаюсь.
Театр «Современник», который возник в середине
1950-х гг. как одно из последствий смерти вождя
народов, обязан своим рождением драматургу Виктору
Розову. Именно его пьесой «Летят журавли» мы
открыли театр-студию, и это был глоток свежего воздуха
для всего нашего театра. Потом мне пришлось
сыграть юношу Олега в пьесе, которая называлась
«В поисках радости» и в фильме (его снял замечательный
режиссер Анатолий Эфрос вместе с Георгием
Натансоном), который назывался «Шумный день».
Наверное, не будет преувеличением сказать, что фильм посмотрела вся огромная
страна. Казалось бы, что ж там было такого неожиданного, а вот вошло в память
поколений и в мою актерскую память, как мальчик бросается спасать выброшенный
из окна аквариум и отчаянно взывает: «Они же живые» (это про рыбок, а потом,
схватив дедушкину шашку, начинает рубить проклятые полированные румынские
мещанские гарнитуры (они были тогда очень модными). Виктор Розов почувствовал
перемену времени и выразил это через человека, через душу подростка, который еще
не успел притерпеться к фальши.
Потом был незабываемый Александр Володин. Он, как и Розов, прошел войну
и принес в наше искусство неповторимую интонацию. «Назначение», «Старшая
сестра», а потом, позднее, его же пьесы, которые начал ставить новый московский
театр, именуемый с тех давних времен «Табакеркой».
И в это же время наш театр сблизился еще с одним автором, которого я почитаю
как одного из классиков русской драматургии второй половины ХХ века. Это Александр
(Саша) Вампилов. Я играл в его пьесах в «Современнике», я играл его пьесы в
«Табакерке» на улице Чаплыгина. «Двадцать минут с ангелом», «Утиная охота»,
«Старший сын» — полагаю, что эти пьесы стали частью не просто «хорошей советской
литературы», но частью большой русской литературы. Они останутся навсегда.
И дадут жизнь новым поколениям актеров, как они подарили жизнь актерскому
племени, к которому я принадлежу.
Что дает такая литература театру? Душу. Нового героя. Понимание своего времени.
Язык, которым это время разговаривает с прошлым и будущим. Я назвал трех
писателей, которые во многом определили мою театральную судьбу. И вот несколько
лет назад пришла мысль увековечить их память. И не в абстрактном пространстве, где
это принято делать, а прямо в театральном дворике, который прилегает к «Табакерке».
Так появились рядом с нашим театром в полный рост три скульптуры моих друзей и замечательных
писателей: В. Розова, А. Володина и А. Вампилова. И приходят люди в театр,
гуляют по дворику и фотографируются рядом с нашими драматургами. И кажется,
что я с ними никогда не расставался. Честно скажу, сердце радуется, когда я их вижу.
В заключение признаюсь, что имею закоренелую привычку читать самое интересное,
что есть в нашей современной литературе. Не мыслю своей жизни без книг,
через книги пришли в мою жизнь самые главные авторы: от Виктора Астафьева до
Саши Вампилова. И я бы пожелал журналу «Библиотековедение», всем российским
библиотекам всяческих успехов в продвижении нашей словесности и в Год культуры,
и за его пределами. Это ведь история, которая никогда не кончается!
О.П. Табаков,
народный артист СССР,
директор и художественный руководитель
МХТ им. А.П. Чехова,
член Совета при Президенте Российской Федерации
по культуре и искусству
Стр.3