№ 5•2014 (сентябрь-октябрь) МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Издается с 1996 г. УЧРЕДИТЕЛЬ ООО «Высокие технологии и инновации» РЕДАКЦИЯ Главный редактор Павел ИВАНОВ Редакторы номера: Виктор ДРУШЛЯКОВ, Валерий КОЗЛОВ, Алексей ЛАШКОВ, Захар ОМАРОВ, Евгений ПОПОВ, Юрий ПОПОВ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Николай ЯКУБОВИЧ Научный консультант Георгий ШИБАНОВ Специальные корреспонденты: Ольга КАРЕЛИНА Компьютерная верстка Екатерина Потысьева, Константин ЧИЖЕВСКИЙ Web-администратор Сергей БАБАИН Корректура Жанна КОСАРЕВА В номере использованы фотографии: Олег ВОЛОШИН, Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей МИХЕЕВ, Захар ОМАРОВ, Сергей ПАШКОВСКИЙ, Юрий ПОПОВ, Анатолий СОКОЛОВ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Николай ЯКУБОВИЧ Фото из архивов: ФКА «Роскосмос», ОАО «Фазотрон-НИИР», ОАО «РСК «МиГ», ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Захара ОМАРОВА, Анатолия ПОЛЬСКОГО, Юрия ПОПОВА, Евгения ШОЛКОВА с сайта gelio-nsk.livejournal.com Фото на 1-й стр. обложки: Фото аэропорта Итуруп АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ: Почтовый: 109153, Москва, а/я 16 E-mail: aviapanorama@mail.ru Internet: www.aviapanorama.ru Тел. <...> Исследование авиационной техники: терминологический казус и феномен ГосНИИ ЭРАТ . <...> . 33 Александр Чевагин, Сергей Егоров, Роман Ефимов, Станислав Остроухов, Евгений Шарин, Виктор Аникин. <...> Основная проблема создания скоростных вертолетов может быть решена . <...> 94 2014 В условиях интенсификации производства в военно-промышленном комплексе создание новейших образцов ВВТ без их военно-научного сопровождения весьма рискованно. <...> Кроме того, ВНС крайне необходимо на этапе освоения новых образцов ВВТ: техника усложняется и дорожает, ее штучные поставки пока оставляют желать лучшего. <...> При этом требуемые сроки овладения ВВТ сокращаются, этап приработки каждого нового образца сопряжен со значительным потоком отказов, которые требуют кропотливых исследований и немедленной выработки рекомендаций <...>
Авиапанорама_№5_2014.pdf
№ 5•2014 (сентябрь-октябрь)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.1
Издается с 1996 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ
ООО «Высокие технологии и инновации»
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
Павел ИВАНОВ
Редакторы номера:
Виктор ДРУШЛЯКОВ, Валерий КОЗЛОВ, Алексей ЛАШКОВ,
Захар ОМАРОВ, Евгений ПОПОВ, Юрий ПОПОВ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ,
Николай ЯКУБОВИЧ
Научный консультант
Георгий ШИБАНОВ
Специальные корреспонденты:
Ольга КАРЕЛИНА
Компьютерная верстка
Екатерина Потысьева, Константин ЧИЖЕВСКИЙ
Web-администратор
Сергей БАБАИН
Корректура
Жанна КОСАРЕВА
В номере использованы фотографии:
Олег ВОЛОШИН, Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей МИХЕЕВ, Захар
ОМАРОВ, Сергей ПАШКОВСКИЙ, Юрий ПОПОВ, Анатолий
СОКОЛОВ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Николай ЯКУБОВИЧ
Фото из архивов:
ФКА «Роскосмос», ОАО «Фазотрон-НИИР», ОАО «РСК «МиГ»,
ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», ФГУП «Администрация
гражданских аэропортов (аэродромов)» Захара ОМАРОВА,
Анатолия ПОЛЬСКОГО, Юрия ПОПОВА, Евгения ШОЛКОВА
с сайта gelio-nsk.livejournal.com
Фото на 1-й стр. обложки:
Фото аэропорта Итуруп
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ:
Почтовый: 109153, Москва, а/я 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
Тел.: +7 (925) 507-82-40, +7 (916) 316-49-57
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ БАЗА
ООО «Высокие технологии и инновации»
Генеральный директор Павел ИВАНОВ
Финансовый директор Александр ТАЙ
Директор по развитию Галина ПОПОВА
Редакция не несет ответственности за достоверность
информации в публикуемых материалах.
Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением
авторов. Перепечатка опубликованных материалов
без письменного согласия редакции не допускается.
Научно-технический журнал.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия
Свид. ПИ № ФС77-23925 от 13.04.2006 г.
© «АВИАПАНОРАМА»
№4 • 2014
1
Published since 1996
PUBLISHER
HIGH TECHNOLOGIES AND INNOVATIONS Ltd.
EDITORIAL STAFF
Editor-in-Chief:
Pavel IVANOV
Editors:
Oleg VOLOSHIN, Victor DRUSHLYKOV, Valery
KOZLOV, Alexey LASHKOV, Zakhar OMAROV, Eugeny
POPOV, Yury POPOV, Sergey FILIPENKOV, Nikolay
YAKUBOVICH
Scientific consultant
Georgy SHIBANOV
Special correspondents:
Olga KARELINA
Computer design:
Ekaterina POTYSIEVA, Konstantin CHIZHEVSKY
Webmaster
Sergey BABAIN
Photos:
Oleg VOLOSHIN, Victor DRUSHLYKOV, Alexey
MIKHEEV, Sergey PASHKOVSKY, Yury POPOV, Anatoly
SOKOLOV, Sergey FILIPENKOV, Nikolay YAKUBOVICH
Cover photo
Photo Iturup Airport
AVIAPANORAMA
Mailbox: 109153, Moscow, mailbox 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
The materials printed in the magazine do not
always present the viewpoint of the editorial staff.
Reproduction in part or whole is not permitted
without the explicit authorization of the publisher.
The scientific-technical magazine was registered by
the Ministry for Press, TV and Radio broadcasting on
April 13, 2006. Reg. PI # FS77-23925.
© AVIAPANORAMA
Стр.3
№ 5 (107)
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Анатолий Соколов. «Оборонка должна почувствовать себя сословием» ................................................. 4
Георгий Шибанов, Георгий Скопец, Владимир Жмеренецкий. «Сбились мы. Что делать нам!». ....................6
СОДЕРЖАНИЕ
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Захар Омаров. Исследование авиационной техники: терминологический казус и феномен ГосНИИ ЭРАТ .......14
Валерий Козлов. Это стойкое стремление к полуправде ....................................................................... 19
Юрий Попов. Средства объективного контроля в авиации: эволюция и скачки развития.
Продолжение, начало в №4-2014 ........................................................................................................... 23
Афанасий Томтосов. Приоритет частной собственности против приоритета безопасности ...................... 28
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Сергей Филипенков. Высадка космонавтов на Луну и Марс после полугодия в невесомости возможна.
Часть 2. ............................................................................................................................................. 33
Александр Чевагин, Сергей Егоров, Роман Ефимов, Станислав Остроухов, Евгений Шарин, Виктор Аникин.
Основная проблема создания скоростных вертолетов может быть решена ......................................... 39
Лариса Кузнецова. Информационные технологии «делают погоду» в метеообеспечении .......................41
СГАУ: генерация новых идей и инженерных решений ......................................................................... 44
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Павел Иванов. Бортовой интеллект: исторические традиции и естественные амбиции.
Окончание, начало в №4-2014 ............................................................................................................... 46
ВОЗДУШНЫЙ ТАНСПОРТ
«Итуруп» сделал Курилы ближе ........................................................................................................ 54
Валерий Петрович. Форпост малой авиации на юге Красноярья ............................................................ 56
Безопасность, точность, качество для «Витязя» принципиальны .........................................................61
Владимир Михайлов. 80 лет в Новосибирске готовят авиаперсонал для ГА ............................................ 65
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Николай Якубович. «Рысачок»: шансы стать российским «везделетом» есть ........................................ 70
ВЫСТАВКИ-КОНФЕРЕНЦИИ
Сергей Филипенков. Золотые страницы отечественной космонавтики ................................................... 76
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Ольга Волобуева, Виктор Тренин. Олимпиада 2014: метео обеспечило победы! ..................................... 81
СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ
Георгий Шибанов. С повышением боеготовности и боевой эффективности мне по пути. .......................86
УРОКИ ИСТОРИИ
Евгений Шолков, Виктор Друшляков. О том, что превращает палубу в ВПП. Взлётно-посадочные
системы авианосцев .......................................................................................................................... 94
2014
Стр.4
В условиях интенсификации производства в военно-промышленном комплексе
создание новейших образцов ВВТ без их военно-научного сопровождения
весьма рискованно. Кроме того, ВНС крайне необходимо на этапе
освоения новых образцов ВВТ: техника усложняется и дорожает, ее
штучные поставки пока оставляют желать лучшего. При этом требуемые
сроки овладения ВВТ сокращаются, этап приработки каждого нового образца
сопряжен со значительным потоком отказов, которые требуют кропотливых
исследований и немедленной выработки рекомендаций промышленности.
Исследования объектов аварийной или отказавшей авиатехники — незаменимый
источник знаний о причинах отказов. Другой — исследования проблем
надежности АТ, ее эксплуатации и ремонта, которые выполняются на постоянной
плановой основе, путем мониторинга технического состояния объектов
АТ, анализа организации, методов и средств ее обслуживания и ремонта. Взаимосвязь
этих двух элементов позволяет не только достоверно устанавливать
причины и факторы отказов АТ, но и обосновывать рекомендации по устранению
недостатков АТ и нарушений правил ее эксплуатации или ремонта.
Экипаж при самостоятельной подготовке может вывести на печать необходимый
комплект метеодокументации, а также пополнить или убрать из бланка
информацию, связаться с синоптиком по речевому каналу или через видеосвязь
для получения устной консультации. В функции синоптика входит контроль за
наполняемостью базы данных в рамках плана полета. При отсутствии на сайте
необходимой информации – синоптик в ручном режиме передает информации
из UniMAS по электронной почте либо делает запрос в банк данных.
.
Ежедневно авиакомпания «ВИТЯЗЬ-АЭРО» осуществляет социальные рейсы,
благодаря которым, у многих камчатцев, проживающих в отдаленных
уголках полуострова, есть возможность добраться по доступной цене до краевого
центра. Вертолеты компании принимают участие в поисково-спасательных
и аварийно-спасательных работах, совершают вылеты на суда в
акватории Тихого океана и Охотского моря, выполняют поисково-спасательные
и аварийно-спасательные работы, полеты с внешней подвеской,
работы по тушению лесных пожаров, выполнение санитарных заданий.
Благодаря появлению этого самолета, сегодня появилась возможность заменить
им ветеран Ан-2. Все вроде бы хорошо в машине, только смущает, что, авионика
его — американская, двигатели — чешские. Но если с авионикой вопрос решаем,
то с двигателями намного трудней, и виной всему — политика советского
авиапрома, игнорировавшего легкомоторную авиацию. Это направление было
отдано на откуп «социалистической интеграции», а она оказалась предательской
по отношению к России. Первый летный экземпляр 16-местного «Рысачка» планируется
собрать в начале 2015 ã.
Летчик-космонавт Виктор Михайлович Афанасьев поддержал патриотический настрой
круглого стола, но отметил и то обстоятельство, что непрерывные реорганизации
ведущих центров отечественной космической науки и техники привели
к утрате перспектив, т.к. России не хватает не только финансирования космических
проектов, но и значимых программ освоения планет Солнечной системы,
которые существуют у Америки и Европы. Он надеется, что в самом ближайшем
будущем космонавты и специалисты ЦПК помогут руководству Федерального
космического агентства определиться с долгосрочной целевой программой.
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:
6
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
страница
страница
страница
страница
страница
страница
14
41
61
70
76
Стр.5