УРОКИ ИСТОРИИ Панорама испытательнотренировочного сегмента комплекса НИТКА. <...> ПАРОВАЯ КАТАПУЛЬТА НА ПОЛИГОНЕ «НИТКА» ХРОНИКА СОВЕТСКОЙ КАТАПУЛЬТЫ Прогресс в области пневматических катапульт (К) за рубежом положил начало истории создания корабельной авиации и в СССР. <...> Попытки в нашей стране обойти проблему корабельного катапультного старта (КС) путем наземных испытаний специальных взлётных площадок зашли в тупик: требуемых размеров площадки не вписывались ни в один из потенциальных носителей ЛА. <...> Были рассмотрены несколько вариантов КС: пневмо-катапульты (ПК), К с пороховым газогенератором и разгон на тележке с пороховым ускорителем. <...> Зарубежный опыт убедительно свидетельствовал в пользу пневмо-катапульты, однако ограниченные возможности отечественной промышленности в середине 1920-х не позволяли создать надёжное оборудование для комплектации систем ПК: в первую очередь это касалось выпуска особо прочных воздушных баллонов высокого давления и износоустойчивых тросов специальной гибкой свивки. <...> Отечественные конструкторы не поспевали в создании надёжных работоспособных К, которые требовали длительной доводки. <...> И, хотя в известном постановлении от 1926 г. «О постройке катапульты и катапультного самолёта» были определены конкретные сроки (19261928 гг.), эти работы реально начались с 1930 г. — сдерживало отсутствие своей катапульты. <...> Сравнительные испытания отечественных и иностранных образцов катапульты показали несомненное преимущество последних. <...> Специалисты зарубежных представительств Внешторга СССР пытались разместить заказы на катапульты в США, Франции, Италии. <...> К тому времени мнение советских специалистов и лётчиков-испытателей склонялось в пользу наиболее надёжной германской К типа К-3. <...> Закупка К-3 позволяла решить проблему комплексно с одновременной закупкой германских гидросамолётов (ГС) деревянной конструкции типа HD. <...> Между тем, в стране остро стоял вопрос и о постройке носителей <...>