БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ ЭТО СТОЙКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЛУПРАВДЕ И Валерий КОЗЛОВ доктор медицинских наук, профессор нформация о результатах расследования одного авиационного события (сознательно его не называю, т. к. речь пойдет о типичном подходе) вновь заставила задуматься о продуктивности сделанного вывода, а, следовательно, и самого расследования, в котором вина за произошедшее была возложена на экипаж, совершивший несколько ошибок. <...> Чтобы были понятны дальнейшие рассуждения, начну с воспоминания 10-летней давности. <...> «Российская газета» в мае 2004 года провела международный круглый стол «Человеческий фактор в политической, ядерной и авиационной безопасности», в работе которого мне довелось участвовать. <...> Он сразу сказал, что хочет вызвать дискуссию, поэтому начал с такого примера: «Представьте, что вы набираете номер на клавиатуре телефона и случайно нажали не на ту кнопку. <...> Теперь представьте, что вы штурман и набираете маршрут на борту ВС и опять нажали не на ту кнопку. <...> После этого интерес№5 • 2014 19 БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ ного примера выступающий сел, а модератор предложил начать дискуссию. <...> Дело в том, что человек, набирающий номер на клавиатуре телефона, принадлежит себе, а штурман — авиационной системе. <...> Это значит, что его отбирали при поступлении в штурманское училище, обучали, готовили и проверяли готовность к полету, ему регламентировали режим труда, отдыха и питания, для него создавали пульт управления с определенными эргономическими характеристиками, разрабатывали технологические процедуры, отличающиеся содержанием и организацией, обеспечивали условия труда и т.д. <...> Следовательно, ненадежность штурмана определяется несовершенством ряда наземных компонентов авиационной системы, недостатки в которых и сделали его заложником ситуации, спровоцировав на совершение ошибочного действия. <...> Набрав неправильно номер телефона, человек полностью отвечает за допущенную ошибку, поэтому может ударить <...>