Обучение младших школьников восприятию литературнохудожественного произведения как научно-методическая проблема. <...> Лингвориторическая теория литературно-художественной коммуникации и ее дидактический потенциал. <...> ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЮ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ . <...> Лингвориторическая модель процесса обучения восприятию литературно-художественного произведения. <...> В случае соблюдения всех необходимых педагогических условий данный процесс переводит школьника на качественно новую ступень полноправного участия в акте литературнохудожественной коммуникации, делает его субъектом осознанного культуронасыщенного общения с автором – образцовой языковой личностью, литературной личностью, обладающей высоким духовно-нравственным, интеллектуальным потенциалом, глубокими чувствами, богатством эмоциональной палитры. <...> Противостоять утилитарному чтению и чтению только развлекательному, развивая внутренние способности личности, – и есть главная задача школьного литературного образования, критики, руководителей чтения. <...> Уровень культуры чтения населения относится к общенациональным проблемам, от него зависит духовное здоровье и будущее нации. <...> Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимулирования чтения детей и молодежи. <...> 5 В нашей стране проблема детского чтения долго не осознавалась как государственная задача. <...> Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, психологи и педагоги-методисты говорят не о правильности, а о полноценности его восприятия, которое свидетельствует о высоком уровне литературного развития читателя. <...> Согласно авторам названных и других программ стратегическая цель уроков литературного чтения – ввести ребенка «в храм искусства слова», заложить фундамент полноценного литературного <...>
Формирование_готовности_младших_школьников_к_восприятию_литературно-художественного_произведения_на_основе_лингвориторического_подхода_(1).pdf
УДК 37.0:004
ББК 74.202.5
Ш23
А в т о р ы :
канд. пед. наук С.А. Шапкина;
д-р филол. наук, д-р пед. наук, проф. Сочинского государственного университета
А.А. Ворожбитова
Рецензенты:
д-р пед. наук, проф. М.Р. Кудаев;
д-р фил. наук, проф. Г.Н. Манаенко
Ш23
Шапкина С.А.
Формирование готовности младших школьников к восприятию литературнохудожественного
произведения на основе лингвориторического подхода : монография
/ С.А. Шапкина, А.А. Ворожбитова. — 4-е изд., стер. — Москва :
ФЛИНТА, 2024. — 117 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-1884-1. — Текст : электронный.
В
монографии изложены результаты проектирования и апробации
инновационного педагогического процесса по обучению младших школьников
восприятию литературно-художественного произведения на основе лингвориторического
подхода.
Адресуется специалистам-филологам, студентам, аспирантам, преподавателям
гуманитарных дисциплин.
Научное издание
Шапкина Светлана Александровна
Ворожбитова Александра Анатольевна
Формирование готовности младших школьников
к восприятию литературно-художественного произведения
на основе лингвориторического подхода
Монография
В авторской редакции
Подписано к выпуску 22.01.2024.
Уч.-изд. л. 8,0.
Электронное издание для распространения через Интернет.
ООО «ФЛИНТА», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, офис 324.
Тел.: (495) 334-82-65; (495) 336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
.
ISBN 978-5-9765-1884-1
© Шапкина С.А., Ворожбитова А.А., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
УДК 37.0:004
ББК 74.202.5
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЮ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С УЧЕТОМ
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА ......................................................... 13
1.1.Философско-психологическая, психолингвистическая и
коммуникативная сущность процессов восприятия, понимания и
интерпретации текста ....................................................................................... 13
1.2. Обучение младших школьников восприятию литературнохудожественного
произведения как научно-методическая проблема......... 25
1.3. Лингвориторическая теория литературно-художественной
коммуникации и ее дидактический потенциал .............................................. 39
ГЛАВА 2. ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ВОСПРИЯТИЮ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .................................................................................... 50
2.1. Лингвориторическая модель процесса обучения восприятию
литературно-художественного произведения................................................ 50
2.2. Конструирование содержания процесса обучения восприятию
литературно-художественного произведения................................................ 66
2.3. Инструментально-технологическое обеспечение педагогического
процесса.............................................................................................................. 77
2.4. Практика обучения восприятию литературного произведения в
начальных классах и апробация модельных построений ............................. 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 103
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................... 109
Стр.3