Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
определение информационной системы как основной формы автоматизации
обработки информации в современном бизнесе;
информационную архитектуру любой организации и способы построения этой
архитектуры как по функциональным признакам, так и по уровням принятия
решений (организационным уровням);
определение базы данных как основной информационной технологии,
используемой при построении автоматизированных информационных
систем;
определение СУБД и их классификацию;
основные понятия и определения реляционных баз данных (реляционная
таблица, поля, записи, первичные ключи);
виды связей между реляционными таблицами и способы их реализации;
понятие запроса к базе данных, классификацию запросов, способы и средства их
создания;
понятие отчета, способы и средства создания отчетов;
инструментальные средства быстрой разработки прикладных программ (RAD);
жизненный цикл прикладной информационной системы и его этапы;
уметь: <...> на основе содержательной постановки задачи определить подсистемы требуемой
информационной системы;
3
обоснованно выбрать наиболее подходящую СУБД;
по содержательной постановке задачи определить требуемые реляционные таблицы;
определить атрибуты каждой таблицы и установить первичные ключи;
определить реляционные связи между таблицами;
построить информационно- логическую (реляционную) модель данных задачи;
реализовать базу данных физически с помощью одной из распространенных
СУБД (на примере ACCESS);
используя среду разработки одного из средств RAD (ACCESS), создать запросы на
выборку, в том числе и параметрические;
используя среду разработки одного из средств RAD (ACCESS), создать и
настроить отчет. <...> Третье задание - Разработка параметрических запросов
на выборку данных, разработка итоговых отчетов с
многоуровневой группировкой данных <...>
Информационные_системы_и_защита_информации.pdf
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ИМЕНИ Ю.А. СЕНКЕВИЧА»
Информационные системы и защита информации
Методические указания
по выполнению контрольных заданий
для студентов заочной формы обучения
по направлениям подготовки:
101100.62 «Гостиничное дело», профили «Гостиничная деятельность»,
«Ресторанная деятельность»;
080100.62 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций»
Москва, 2012 г.
Стр.1
Методические указания по выполнению контрольных заданий
составлены в соответствии с рабочей программой
по дисциплине «Информационные системы и защита информации»
по направлениям подготовки:
101100.62 «Гостиничное дело», профили «Гостиничная дечтельность»,
«Ресторанная деятельность»;
080100 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций»
доцент, к.т.н. Э.С. Першина
2
Стр.2
Введение
Цель дисциплины «Информационные системы и защита информации» -
изучение основных направлений использования современных информационных систем в
профессиональной деятельности и практическое построение базы данных как основной
информационной технологии, используемой при проектировании автоматизированных
информационных систем.
Задачи дисциплины:
Формирование системы знаний о современных информационных системах,
используемых в области социально-культурного сервиса и туризма, и перспективах
их развития.
Выработка у обучающихся устойчивых навыков работы с современными
программными продуктами, используемыми в социально-культурном сервисе и
туризме.
Изучение основ и принципов построения баз данных как основной модели
данных организации.
Развитие специфических абстрактных форм мышления
при построении
информационно- логических (реляционных) моделей данных организации.
Изучение различных архитектурных схем построения компьютерных
информационных систем, основанных на технологии баз данных.
Получение практических навыков по формализации данных прикладной области,
построению баз данных и прикладных программ, взаимодействующих с базами
данных, с использованием простейших архитектурных схем.
Дисциплина «Информационные системы и защита информации» изучается
студентами после знакомства с основными вопросами аппаратного и программного
обеспечения компьютеров и опирается на умение работы студентов с персональным
компьютером на уровне пользователя.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
определение информационной системы как основной формы автоматизации
обработки информации в современном бизнесе;
информационную архитектуру любой организации и способы построения этой
архитектуры как по функциональным признакам, так и по уровням принятия
решений (организационным уровням);
определение базы данных как основной информационной технологии,
используемой при построении автоматизированных информационных
систем;
определение СУБД и их классификацию;
основные понятия и определения реляционных баз данных (реляционная
таблица, поля, записи, первичные ключи);
виды связей между реляционными таблицами и способы их реализации;
понятие запроса к базе данных, классификацию запросов, способы и средства их
создания;
понятие отчета, способы и средства создания отчетов;
инструментальные средства быстрой разработки прикладных программ (RAD);
жизненный цикл прикладной информационной системы и его этапы;
уметь:
на основе содержательной постановки задачи определить подсистемы требуемой
информационной системы;
3
Стр.3
обоснованно выбрать наиболее подходящую СУБД;
по содержательной постановке задачи определить требуемые реляционные таблицы;
определить атрибуты каждой таблицы и установить первичные ключи;
определить реляционные связи между таблицами;
построить информационно- логическую (реляционную) модель данных задачи;
реализовать базу данных физически с помощью одной из распространенных
СУБД (на примере ACCESS);
используя среду разработки одного из средств RAD (ACCESS), создать запросы на
выборку, в том числе и параметрические;
используя среду разработки одного из средств RAD (ACCESS), создать и
настроить отчет.
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют две практических работы и
три контрольных задания и сдают зачет по утвержденным в установленном порядке
билетам.
Организационно – учебные нормы
Название контрольной точки
Первое задание – Реализация таблиц базы данных в
среде разработки Access.
Второе задание – Установление ассоциативных связей
между таблицами, заполнение базы данных тестовыми
данными.
Третье задание - Разработка параметрических запросов
на выборку данных, разработка итоговых отчетов с
многоуровневой группировкой данных для анализа
данных.
Срок сдачи
Не позднее
25.03.2013
Не позднее
25.03.2013
Не позднее
25.03.2013
Срок
проверки
01.04.2013
01.04.2013
30.10. 2013
Выполненные задания в электронном виде на CD – дисках и распечатанные на
листах формата А4 сдавать на кафедру информационных технологий и математики (к.
208) до указанного срока с записью в журнале контрольных заданий.
№
Тематический план изучения дисциплины
Темы и разделы
Всег
о
Тема I. Компьютерные информационные системы
1.
Компьютерные информационные системы - основа
комплексной
автоматизации
управления
организационно-экономическими объектами. Базы
данных – новая информационная технология
компьютерных информационных систем. Примеры
информационных систем, использующих базы данных.
Состав компьютерных информационных систем.
2.
СУБД и их классификация. Жизненный цикл
прикладной информационной системы и его этапы.
Инструментальные средства быстрой разработки
прикладных программ (RAD).
9
1
12
9
1
12
Лек. Лаб. Сам.
раб
4
Стр.4
Тема 2. Базы данных
3. Основные понятия и определения реляционных баз
данных (реляционная таблица, поля, записи,
первичные ключи). Виды связей между реляционными
таблицами и способы их реализации. Построение
информационнологической
модели данных.
Примеры построения реляционных моделей данных.
4. Физическая реализация баз данных. Особенности
ACCESS и её настройка. Режимы создания таблиц.
Типы данных, используемых в полях таблицы.
Настройка свойств полей таблицы. Контроль вводимых
данных в поля таблицы: бизнес-правила и маски ввода.
Реализация примеров. Реализация связей между
таблицами базы данных (построение схемы данных).
Тема 3 Приложения баз данных
5.
Классификация запросов к базе данных. Способы
построения запросов:SQL и QBE. Условия отбора
данных в запросах. Параметрические запросы.
Реализация запросов в рассматриваемых примерах.
6. Понятие отчета. Этапы построения отчета.
Группировка данных в отчете. Настройка внешнего
вида отчета. Реализация отчетов в рассматриваемых
примерах.
Тема 4. Защита информации
7. Основные положения информационной безопасности
8.
Уровни защиты информации
Всего часов: 108
Практические работы
Работы, выполняемые на установочных занятиях (в аудитории).
№
Основное содержание
работы
1.
2.
Построение информационно-логической модели базы данных
на основе содержательного описания предметной области.
Формулирование функциональных и нефункциональных
требований пользователей к информационной системе.
Разработка архитектурной схемы информационной системы на
основе требований пользователей. Выбор СУБД и
инструментальных средств реализации системы. Запуск и
настройка среды разработки Access.
Всего часов
2
2
4
4
12
12
100
10
10
2
1
16
12
13
1
1
12
9
1
12
5
Стр.5