Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторШивринская С. Е.
ИздательствоМ.: НАУКА
Страниц159
ID244968
АннотацияМонография раскрывает философские и психолого-педагогические основы самовоспитания детей подросткового возраста в учебной деятельности по физической культуре. Материал монографии включает теоретические и практические разработки, представляющие физическую культуру как сферу воспитания школьников.
Кому рекомендованоКнига адресована учителям физической культуры общеобразовательных и специальных школ, студентам и преподавателям педагогических и физкультурных вузов.
ISBN978-5-9765-1531-4
УДК372.8:796
ББК74.267.5
Шивринская, С. Е. Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка : монография / С. Е. Шивринская .— 2-е изд. — Москва : НАУКА : ФЛИНТА, 2012 .— 159 с. — Библиогр.: с. 142-148 (153 назв.) .— ISBN 978-5-9765-1531-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/244968 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. Е. Шивринская УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОСТРАНСТВО САМОВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА Монография Второе издание Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012 УДК 372.8:796 ББК 74.267.5 Ш 55 Р е ц е н з е н т ы: О.А. Денисова, д-р пед. наук, проф. <...> Ш 55 Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка [Электронный ресурс]: монография. <...> 4 В нашей работе мы раскрываем воспитательные возможности учебной деятельности как средства самовоспитания школьника на примере урока физической культуры. <...> Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. <...> Так, Конфуций, обобщив опыт воспитания и образования Древнего Китая, рассматривал самовоспитание и нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, как непременное условие благополучия [99]. <...> Один из ведущих теоретиков педагогики советского периода П.П. Блонский, разрабатывая план новой народной школы, первым пунктом выделяет следующее положение – «Новая школа создает творца новой человеческой жизни посредством организации самовоспитания и самообразования его» [10, с. <...> Он пишет: «…воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его, а единственная задача воспитателя – найти наиболее благоприятный материал для самовоспитания ребенка» [112, с. <...> Педагогические идеи прошлого столетия положили начало в 10 постановке и раскрытии важных аспектов проблемы самовоспитания, что позволило современной педагогической науке достаточно конкретно трактовать понятие самовоспитания как осознанное, управляемое самой личностью развитие, в котором в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, свойства, силы и способности человека. <...> Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза – находится в неразрывной связи с воспитанием, не <...>
Урок_физической_культуры_как_пространство_самовоспитания_подростка.pdf
С. Е. Шивринская УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОСТРАНСТВО САМОВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА Монография Второе издание Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012
Стр.2
УДК 372.8:796 ББК 74.267.5 Ш 55 Р е ц е н з е н т ы: О.А. Денисова, д-р пед. наук, проф. (ГОУ ВПО ЧГУ); С.И. Изаак, д-р пед. наук, доцент (Институт возрастной физиологии РАО) Н а у ч н ы й р е д а к т о р: З.С. Варфоломеева, канд. пед. наук, доцент Шивринская С. Е. Ш 55 Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка [Электронный ресурс]: монография. – 2-е изд. – М.:ФЛИНТА:Наука, 2012. – 158 с. ISBN 978-5-9765-1531-4 Монография раскрывает философские и психолого-педагогические основы самовоспитания детей подросткового возраста в учебной деятельности по физической культуре. Материал монографии включает теоретические и практические разработки, представляющие физическую культуру как сферу воспитания школьников. Книга адресована учителям физической культуры общеобразовательных и специальных школ, студентам и преподавателям педагогических и физкультурных вузов. УДК 372.8:796 ББК 74.267.5 ISBN 978-5-9765-1531-4 2 © Шивринская С.Е., 2012 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.3
…нужно, чтобы ученики сами делали открытия, сами составляли свои грамматики, арифметики и геометрии, которые ничего не дали нам, кроме диплома… Нужно, чтобы уже дети создавали свою жизнь. С.Т. Шацкий ПРЕДИСЛОВИЕ В начале 90-х годов в связи с перестройкой экономики и социальной жизни, попытками форсированного перехода к рыночной экономике в нашей стране возник системный социально-экономический кризис, который вызвал необходимость преобразования многих сфер человеческой деятельности, а самое главное – преобразования самого человека. В условиях развития правового государства и демократического общества возникла объективная необходимость повысить требования к современному человеку, которые обозначили востребованность личности социально активной, самостоятельной, творческой. В этой связи обостряется проблема совершенствования деятельности государственных учреждений, несущих ответственность за воспитание и образование подрастающего поколения, т.к. именно они обладают потенциальной возможностью целенаправленного создания наиболее благоприятных условий для формирования нового человека. Но современная система российского образования, переживающая период глобальной модернизации, еще не готова эффективно выполнять возложенные на нее функции. Данная ситуация усугубляется тем, что реформирование образования протекает на фоне преодоления кризиса детства (Р. Атаханов, В.И. Загвязинский), проявившегося в сокращении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей, преобладании процессов децелерации (И.В. Журавлева), росте преступности среди молодежи, социальном сиротстве, появлении большой группы подростков и молодых людей, которые не вовлечены в учебную деятельность (П.Н. Рожков). Одной из центральных проблем современной российской обра3
Стр.4
зовательной системы стали снижение роли воспитания в целом (В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, К.Д. Радина, О.Е. Лебедев, Н.Е. Щуркова и др.) и несостоятельность существующей системы воспитания (с ее авторитарностью, заформализованностью, «школоцентризмом») в обеспечении формирования новых жизненных установок растущей личности, в создании условий для ее саморазвития и самосовершенствования, повышения роли и значения общечеловеческих ценностей. В начале XXI века стала особенно очевидной необходимость модернизации школьного образования в контексте формирования человека, обладающего значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности. Современная ситуация общественного развития, изменяющая российскую действительность, обозначила востребованность личности самостоятельной и инициативной, способной принимать решения и делать обоснованные выборы. Становится очевидным, что социально-экономическая ситуация обострила внимание педагогов к детской Я-самости, повернула современную психолого-педагогическую мысль к теме субъектности, способности ребенка быть ответственным за собственное развитие (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров). Переход от установки на воспитание и развитие детей к педагогической ценности самовоспитания, саморазвития ребенка – непременное условие новой, сегодняшней педагогики. Поэтому при определении стратегических целей воспитания в современном обществе как социально-личностных особую значимость приобретают проблемы самовоспитания подрастающего человека. Современные тенденции социально-экономического развития страны обусловливают переосмысление цели школьного образования, обостряют проблемы совершенствования структуры и содержания школьного образования, технологий использования средств и методов обучения и воспитания школьника (С.Г. Броневщук, Т.Г. Новикова, А.С. Прутченко и др.) как выходы на аспекты выбора стратегии общественного воспитания. 4
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................... 3 Глава 1. Проблема самовоспитания личности в современной ситуации общественного развития .................................................................................. 1.1. Ретроспектива проблемы .................................................................... 6 6 1.2. Философия самовоспитания ............................................................... 11 1.3. Механизм самовоспитания ................................................................. 20 Глава 2. Самовоспитание как педагогический феномен ......................... 27 2.1. Понятие самовоспитания в педагогической науке ............................ 27 2.2. Субъективные условия самовоспитания в подростковом возрасте 37 2.3. Объективные условия самовоспитания подростка в современной ситуации общественного развития .................................................................. 47 Глава 3. Воспитательное пространство учебной деятельности по физической культуре ................................................................................................ 60 3.1. Категория «учебная деятельность» как средство воспитания в психолого-педагогической науке .......................................................................... 60 3.2. Физическая культура как сфера воспитания личности .................... 67 3.3. Воспитательные детерминанты физической культуры как учебного предмета ............................................................................................................ 71 Глава 4. Объективизация самовоспитания подростка в пространстве учебной деятельности по физической культуре ............................................ 81 4.1. Состояние проблемы самовоспитания в современной подростковой среде (диагностический аспект) ........................................................................ 81 4.2. Уровень самооценки и ценностные отношения подростков как критерий и результат деятельности по самовоспитанию .................................... 93 4.3. Урок физической культуры как пространство реализации объективных и субъективных условий самовоспитания подростка ............................ 109 Заключение ................................................................................................. 139 Библиографический список ....................................................................... 142 Приложение ................................................................................................ 149 157
Стр.158

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.