ISBN 978-5-9765-0861-3 Пособие предназначено для повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателей как с точки зрения собственной успешности, так и результатов обучения студентов, слушателей. <...> Многолетний опыт организационно-педагогической работы автора в качестве директора общеобразовательной средней школы, проректора по учебнометодической работе, а также научно-исследовательская работа по изучению ведущих мотивов педагогической деятельности, приводимая автором в течение последних десяти лет, показывает, что уровень управленческой культуры преподавателя играет существенную роль в вопросах обеспечения качества подготовки обучаемых. <...> Педагогическая деятельность как деятельность управления учебным процессом . <...> Педагогическая и управленческая деятельность основные характеристики . <...> Основные функции и виды лекционных занятий . <...> Подготовка к лекции: подбор лекционного материала, написание конспекта лекции, соотнес¸нность материала с фактором времени . <...> Взаимодействие с аудиторией в условиях лекционного занятия. <...> Технология подготовки и проведения семинарского занятия . <...> Основные функции семинарских занятий, требования к ним . <...> Учебная дискуссия как одна из форм проведения семинара . <...> Активные формы организации учебного процесса: дидактические игры, комбинированные формы занятий . <...> В этой связи представляется целесообразным рассмотреть деятельность преподавателя в части преподавания с позиций теории управления и провести аналогию с управленческой деятельностью. <...> Кроме того, данный подход обеспечивает оперативное вхождение в педагогическую деятельность преподавателей высшей школы, которые не получают специальную психолого-педагогическую подготовку, а также представителей других профессий, которые по тем или иным причинам занимаются преподавательской работой. <...> Благодаря данному подходу преподаватель получает возможность составить ч¸ткое представление о планировании <...>
Управление_в_педагогической_деятельности__(2).pdf
УДК 371.13(072)
ББК 74.58р
С60
Р е ц е н з е н т ы:
д-р пед. наук, проф., ведущий науч. сотрудник сектора «Гуманизация
образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки
специалистов Н.А. Морозов;
канд. эконом. наук, ст. науч. сотрудник Н.Н. Кротких;
канд. ист. наук И.А. Белоконь
С60
Солнцева Н.В.
Управление в педагогической деятельности : учеб. пособие /
Н.В. Солнцева. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2024. – 115 с . –
ISBN 978-5-9765-0861-3. – Текст : электронный.
Пособие предназначено для повышения эффективности
профессиональной деятельности преподавателей как с точки зрения
собственной успешности, так и результатов обучения студентов,
слушателей. Многолетний опыт организационно-педагогической работы
автора в качестве директора общеобразовательной средней школы,
проректора по учебно-методической работе, а также научноисследовательская
работа по изучению ведущих мотивов педагогической
деятельности, приводимая автором в течение последних десяти лет,
показывает, что уровень управленческой культуры преподавателя играет
существенную роль в вопросах обеспечения качества подготовки
обучаемых. В пособии к каждой главе даны вопросы и задания, в конце
приведены приложения, в которых содержатся краткие рекомендации по
подготовке к лекции и семинару, а также фрагмент литературного
произведения – повести А.П. Чехова «Скучная история», –
иллюстрирующий психологическую суть работы преподавателя.
Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов.
УДК 371.13(072)
ББК 74.58р
ISBN 978-5-9765-0861-3
© Солнцева Н.В., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................................................... 5
1. Педагогическая деятельность как деятельность управления
учебным процессом .................................................................... 8
1.1. Преподаватель в системе управления учебным процессом ....... 8
1.2. Педагогическая и управленческая деятельность
основные характеристики .................................................... 12
1.3. Дидактика как организационно-управленческая
педагогическая система ....................................................... 18
2. Лекция основная форма организации учебного процесса
в системе профессионального образования ................................. 26
2.1. Педагогический алгоритм подготовки и проведения лекции.
Особенности лекционных занятий ........................................ 26
2.2. Основные функции и виды лекционных занятий ................... 30
2.3. Подготовка к лекции: подбор лекционного материала,
написание конспекта лекции, соотнес¸нность материала
с фактором времени ............................................................ 41
2.4. Изложение материала на лекции. Взаимодействие
с аудиторией в условиях лекционного занятия.
Некоторые особенности деятельности преподавателя
на лекционном занятии ....................................................... 52
3. Технология подготовки и проведения семинарского занятия ....... 60
3.1. Основные функции семинарских занятий, требования
к ним ................................................................................. 60
3.2. Виды семинарских занятий. Учебная дискуссия как одна
из форм проведения семинара ............................................. 64
3.3. Подготовка к проведению семинарского занятия ................... 68
3.4. Некоторые особенности взаимодействия преподавателя
с обучаемыми на семинарском занятии ................................. 75
3
Стр.3
4. Активные формы организации учебного процесса:
дидактические èãðû, комбинированные формы занятий .............. 80
4.1. Деловые игры и их виды ..................................................... 80
4.2. Комбинированные формы организации учебного процесса ..... 85
Заключение .................................................................................. 94
Рекомендуемая литература ............................................................ 96
Библиография ................................................................................. 98
Приложение 1. Технология подготовки к лекции ............................ 100
Приложение 2. Технология подготовки к семинарскому занятию ..... 105
Приложение 3. Методические рекомендации по созданию
компьютерных материалов для лекционных
и семинарских занятий ........................................... 109
Приложение 4. ............................................................................... 113
4
Стр.4