поноь
Научно-практический
журнал
Издается с 1995 года.
Выходит двенадцать раз в год
№ 4(267) 2014
апрель
Редакционный совет:
Голенков В.А., д-р техн. наук, проф.,
председатель
Пилипенко О.В., д-р техн. наук,
проф., зам. председателя
Радченко С.Ю., д-р техн. наук, проф.,
зам. председателя
Борзенков М.И., канд. техн. наук, доц.,
секретарь
Астафичев П.А., д-р юрид. наук, проф.
Иванова Т.Н., д-р техн. наук, проф.
Киричек А.В., д-р техн. наук, проф.
Колчунов В.И., д-р техн. наук, проф.
Константинов И.С., д-р техн. наук, проф.
Новиков А.Н., д-р техн. наук, проф.
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С., д-р техн. наук, проф.
Главный редактор:
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Заместители
главного редактора:
Варакса Н.Г., д-р экон. наук, проф.
Коростелкина И.А., д-р экон. наук, проф.
Маслов Б.Г., д-р экон. наук, проф.
.
Члены редколлегии:
Богатырев М.А., д-р экон. наук, проф. (Ростов-наДону,
Россия)
Бондарчук Н.В., д-р экон. наук, проф. (Москва, Россия)
Булонь П., д-р наук, проф. (Париж, Франция)
Васильева М.В., д-р экон. наук, проф. (Орел, Россия)
Маслова И.А., д-р экон. наук, проф. (Орел, Россия)
Мельник М.В., д-р экон. наук, проф. (Москва, Россия)
Полиди А.А., д-р экон. наук, проф. (Краснодар,
Россия)
Прайссер М.Г., д-р наук, проф. (Нижняя Саксония,
Федеративная Республика Германия)
Сухарев О.С., д-р экон. наук, проф. (Москва, Россия)
Ответственный за выпуск:
Варакса Н.Г., д-р экон. наук, проф.
Адрес редакции:
302020, г. Орел,
Наугорское шоссе, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Зарег. в Федеральной службе по
надзору
в
сфере
связи,
информационных технологий и
массовых коммуникаций.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47355 от
03 ноября 2011 года
Подписной индекс 29503
по объединенному каталогу
«Пресса России»
© Госуниверситет - УНПК, 2014
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, определенных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
образования и науки Российской Федерации, для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней.
№ 4 (267) 2014
1
Учредитель – федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Государственный
университет - учебно-научно-производственный комплекс» (Госуниверситет - УНПК)
СОДЕРЖАНИЕ
Наука социального управления и общественного развития
Есенжанова А.А. Продуктивное мышление подростка как
интегративное качество личности – сущность и содержание.……..……. 3
Чекулаев А.А., Дорохова А.И. Тенденции развития информационных
технологий в международных отношениях.……………………...…..…..……. 9
Научные тенденции развития инвестиций и инноваций
Скоблякова И.В., Шаракина Е.В. Рынок интеллектуальных услуг как
инновационный фактор формирования и развития экономики знаний
в России.……..…………………………………………………………………………….. 22
Никитин С.А., Калиниченко Е.В. Формирование инновационной
стратегии фирмы с учетом технологических факторов……………………. 31
Научная область использования учетно-аналитических систем
Вандина О.Г. Формирование системы показателей статистики
трудовых ресурсов……………………………………………………………………… 37
Суворова С.П. Учетно-контрольная система за состоянием расчетов с
покупателями………………………………………………………………...…………… 44
Кушнаренко Т.В. Анализ затрат на производство продукции
предприятий агропромышленного комплекса в рамках
формирования учетно-аналитической системы………………………...……. 56
Алферов В.Н. Совершенствование взаимодействия элементов
учетно-аналитической системы доходов и расходов муниципальных
предприятий…………………………………………………...………………...……….. 63
Иванова В.Г. Особенности учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками в торговой организации…………...…………………………….. 67
Барышев С.Б. Формирование информационной базы учета товарных
операций в учётно-аналитической системе розничного торгового
предприятия…………….………………………………………………………...………… 77
Научные направления в области финансов, налогов и кредита
Богданов А.С. Методика налоговой оптимизации по НДС………………….. 86
Жуланов Е.Е. Моделирование развития национальной социальноэкономической
системы под влиянием регулирования условий
внешнеэкономической
деятельности
региональной
промышленности……………………………………………………………………...… 95
Варакса Н.Г., Коробкова Е.С. Регулирование налоговой политики
посредством инфляции……………………………………………………..……...… 105
Научное развитие экономики и управления предприятием
Попова Л.В. Ретроспективный анализ формирования современной
концепции контроллинга в промышленной организации………………… 113
Экономические и гуманитарные
науки
Стр.1
Экономические и гуманитарные науки
Scientifically-practical journal
Published since 1995.
The journal is published
12 times a year
№ 4(267) 2014
april
Editorial council:
Golenkov V.A., Doc. Sc. Tech., Prof.,
president.
Pilipenko O.V., Doc. Sc. Tech., Prof.,
vice-president.
Radchenko S.Y., Doc. Sc. Tech., Prof.,
vice-president.
Borzenkov M.I., Candidate Sc. Tech.,
Assistant Prof., secretary.
Astafichev P.A., Doc. Sc. Law., Prof.
Ivanova T.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kirichek A.V., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kolchunov V.I., Doc. Sc. Tech., Prof.
Konstantinov I.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Novikov A.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Stepanov Y.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Editor-in-chief:
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Editor-in-chief Assistants:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Korostelkina I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslov B.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
.
Associate Editors:
Bogatyrev M.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Rostov-on-don,
Russia)
Bondarchuk N.V., Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Boulogne P., Doc. Sc., Prof. (Paris, France)
Vasil’eva M.V., Doc. Sc. Ec., Prof. (Orel, Russia)
Maslova I.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Orel, Russia)
Melnik M.V., Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Polidi A.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Krasnodar, Russia)
Prazzer M.G., Doc. Sc., Prof. (Lower Saxony,
The Federal Republic Of Germany)
Sukharev O.S., Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Responsible for edition:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Address:
302020 Orel,
Naugorskoye highway, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Journal is registered in Federal Agency of
supervision in telecommunications,
information technology and mass
communications. The certificate of
registration ПИ № ФС77-47355 from
03.11.2011
Index on the catalogue of the «Pressa
Rossii» 29503
© State University-ESPC, 2014
The journal is on the List of the peer-reviewed journals and editions stated by the High Attestation Commission at the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation for the publication of the main scientific results of the thesis for the academic degree.
2
№ 4 (267) 2014
CONTENTS
Science of social management and social development
Esenzhanova A.A. Productive thinking teenager as the integrative quality of
personality is the essence and the content of…………………………………...…... 3
Chekulaev A.А., Dorokhova A.I. Tendencies of development of information
technologies in international relations…………………………………….……...…... 9
Scientific tendencies of development of investments and innovations
Skoblyakova I.V., Sarakina E.V. The intellectual services market as an
innovative factor of formation and development of knowledge economy in
Russia……….…………………………………………………………………………….……. 22
Nikitin S.A., Kalinichenko E.V. Formation of innovation strategy based on
technological factors affecting the nature of strategic management
companies……….……………………………………………………………………………. 31
Scientific area of use of registration-analytical systems
Vandina O.G. Formation of system of statistics of labor resources…………….. 37
Suvorova S.P. Accounting and control system for the state of customer
payments ………………………………………………………………………...……..……... 44
Kushnarenko T.V. The analysis of the costs of production of the enterprises
of processing industry of the agroindustrial complex in the framework of
development of accounting and analysis system…………..……………………….. 56
Alferov V.N. Better interaction elements of the accounting and analytical
systems revenue and expenditure municipal enterprises…………….………….. 63
Ivanovа V.G. Features settlements with suppliers and contractors to the
trade organization………………………………………………….……………………...... 67
Baryshev S.B. The information base accounting marketing operations in
accounting analytical system retail outlets……………………………..……………. 77
Scientific directions in the field of the finance, taxes and the credit
Bogdanov A.S. Methods of tax optimization VAT….……………………………….... 86
Zhulanov E.E. Modeling development of the national socio-economic system
under influence of the regulation conditions of foreign economic activities
of the regional industry………………………………………..…...…………………….... 95
Varaksa N.G., Korobkova Y.S. Regulation of tax policy through inflation…..….. 105
Scientific development of economy and operation of business
Popova L.V. A retrospective analysis of the formation of the modern concept
of controlling in industrial organization…………………….…………….....………… 113
Economic Science and
Humanities
Constitutor – State University-Education-Science-Production Complex
(State University-ESPC)
Стр.2
Наука социального управления и общественного развития
НАУКА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
УДК 373
А.А. ЕСЕНЖАНОВА
ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОДРОСТКА КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ
КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Целью статьи является выявление сущностных и содержательных характеристик
продуктивного мышления подростка как интегративного личностного качества, на основе
анализа психологических, философских, педагогических оснований исследуемого феномена;
уточняется компонентный состав и характеристики исследуемого качества, обосновывается
его значение и функции в образовательном процессе школы.
Ключевые слова: мышление, продуктивное мышление, подросток, продуктивное
мышление подростка.
Социальные перемены общества ставят перед современной школой целый ряд
сложных задач, решение которых обеспечит успешность познавательной,
преобразовательной, ценностно-ориентационной деятельности ее выпускников и выработки
необходимых качеств личности таких, как интеллектуальная зрелость, способность
самостоятельно формировать цели деятельности в социуме, осуществлять рефлексивный
отбор способов достижения цели деятельности и определять ценностные ее основания для
решения многообразных проблем, продуктивно мыслить.
Теоретическое осмысление сложного и многомерного феномена – продуктивное
мышление подростка, предусматривало следующую логику исследования:
- во-первых, необходимо было осмысление таких основополагающих понятий, как
мышление и продуктивное мышление;
- во-вторых, на наш взгляд, целесообразным было исследование структуры и
содержания продуктивного мышления подростка;
- в-третьих, изучению подлежали изменения, происходящие в самом учебновоспитательном
процессе, ведущие к развитию продуктивного мышления как
интегративного личностного качества.
Такая логика исследования позволила выделить многообразие концептуальных идей,
являющихся основой современных подходов к теоретическому осмыслению значения и роли
продуктивного мышления подростка в учебно-воспитательном процессе школы.
Основой понятия «продуктивное мышление подростка» является понятие
«мышление». Это сложная философская, педагогическая, психологическая категория,
которая обуславливает наличие множества разнообразных подходов к ее интерпретации.
Некоторые отечественные ученые (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская,
О.К. Тихомиров, А.Н. Леонтьев) трактуют мышление как результат деятельности мозга,
умение действовать в «уме», как высшую степень познания, в процессе которой развивается
аналитическое наблюдение и успехи в формировании понятий.
С философской точки зрения типичным является широко распространенное
определение мышления как процесса опосредованного и обобщенного воспроизведения
существенных связей между явлениями.
№ 4 (267) 2014
3
Стр.3
Экономические и гуманитарные науки
Мышление есть рационалистическая способность человека как субъекта познания
повседневной жизни к общению, познанию культуры и истории.
В педагогике термином «мышление» обозначается «процесс познавательной
деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением
предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и
отношениях [9].
Мышление появляется в связи с возникновением потребности в познании и
преобразовании тех или иных условий жизни людей, по мере того как в ходе
предшествующей активности появляются трудности, противоречия, неожиданности и т.п.,
разрешение подобных затруднений составляет цель мышления. По мнению М.В. Глебовой,
нельзя понять специфику мышления в отрыве от субъектно-деятельностных оснований
субъекта, отвлекаясь от его мыслительных функций [2].
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной
природе человека, мышление получило трактовку «особый вид познавательной
деятельности» [4].
Впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о
его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного воздействия.
Таким образом, философский аспект понятия «мышления» подчеркивает его
специфические признаки: «опосредованность», «обобщенность» и «восприятие
существенных связей»; психологический аспект активный характер отражения
действительности и направленность на разрешение противоречий в познании;
педагогический аспект потребность в познании преобразовании конкретных условий и
обстоятельств жизни.
В литературе для обозначения творческой деятельности учащегося широко
используется термин «продуктивное мышление».
З.И. Калмыкова, анализируя и интерпретируя понятие «продуктивное мышление»,
акцентирует: «там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о
собственно продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности. В
результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое
для субъекта, т.е. степень новизны здесь высока» [3].
В основе же нетворческой (репродуктивной) деятельности лежит один-единственный
вариант, точное выполнение которого всегда приводит к заданному результату [7].
Ученые, рассматривая характеристики продуктивного мышления, кроме
субъективной новизны выделяют своеобразие этого процесса, а также его влияние на
умственное развитие, и считают последнее решающим звеном, обеспечивающим реальное
движение к новым знаниям.
В исследованиях С.Л. Рубинштейна, в качестве эффективного приема, используемого
в продуктивном мышлении, выдвигается «анализ через синтез» [10].
В результате продуктивного мышления происходит становление психических
новообразований – новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств
личности, ее способностей, что и знаменует сдвиг в умственном развитии.
В контексте современного взгляда на исследуемую проблему нам представляется
значимой позиция М.В. Глебовой: «в процессе продуктивного мышления происходит
постепенное усложнение уровней умственной деятельности, которая носит системный
характер, а не сводится к отдельным мыслительным операциям в виде анализа, синтеза и их
производных. Наоборот, эти многообразные операции в их конкретном проявлении
определяются системой сформировавшихся знаний и отношений, характеризующих
определенный уровень умственных возможностей человека» [2].
Поэтому, в аспекте исследования приоритетное значение имеет подход, связанный с
функциями развитого продуктивного мышления, который обеспечивает подростку
4
№ 4 (267) 2014
Стр.4