поноь
Научно-практический
журнал
Издается с 1995 года.
Выходит двенадцать раз в год
№ 2(265) 2014
февраль
Редакционный совет:
Голенков В.А., д-р техн. наук, проф.,
председатель
Пилипенко О.В., д-р техн. наук,
проф., зам. председателя
Радченко С.Ю., д-р техн. наук, проф.,
зам. председателя
Борзенков М.И., канд. техн. наук, доц.,
секретарь
Астафичев П.А., д-р юрид. наук, проф.
Иванова Т.Н., д-р техн. наук, проф.
Киричек А.В., д-р техн. наук, проф.
Колчунов В.И., д-р техн. наук, проф.
Константинов И.С., д-р техн. наук, проф.
Новиков А.Н., д-р техн. наук, проф.
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С., д-р техн. наук, проф.
Главный редактор:
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Заместители
главного редактора:
Варакса Н.Г., д-р экон. наук, проф.
Коростелкина И.А., д-р экон. наук, проф.
Маслов Б.Г., д-р экон. наук, проф.
.
Члены редколлегии:
Богатырев М.А., д-р экон. наук, проф. (Ростов-наДону,
Россия)
Бондарчук Н.В., д-р экон. наук, проф. (Москва, Россия)
Булонь П., д-р наук, проф. (Париж, Франция)
Васильева М.В., д-р экон. наук, проф. (Орел, Россия)
Маслова И.А., д-р экон. наук, проф. (Орел, Россия)
Мельник М.В., д-р экон. наук, проф. (Москва, Россия)
Полиди А.А., д-р экон. наук, проф. (Краснодар,
Россия)
Прайссер М.Г., д-р наук, проф. (Нижняя Саксония,
Федеративная Республика Германия)
Сухарев О.С., д-р экон. наук, проф. (Москва, Россия)
Ответственный за выпуск:
Варакса Н.Г., д-р экон. наук, проф.
Адрес редакции:
302020, г. Орел,
Наугорское шоссе, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Зарег. в Федеральной службе по
надзору
в
сфере
связи,
информационных технологий и
массовых коммуникаций.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47355 от
03 ноября 2011 года
Подписной индекс 29503
по объединенному каталогу
«Пресса России»
© Госуниверситет - УНПК, 2014
Учредитель – федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Государственный
университет - учебно-научно-производственный комплекс» (Госуниверситет - УНПК)
СОДЕРЖАНИЕ
Наука социального управления и общественного развития
Шульдешова Н.В. Проблема обучения иностранному языку для
специальных целей у студентов неязыковых вузов.…….………………… 3
Лукьянчикова Т.Л. Персональный анализ социального расслоения
населения России по доходам.…….…………………………………..…………… 8
Научные тенденции развития инвестиций и инноваций
Вандина О.Г. Организация инвестиционной деятельности и оценка еѐ
эффективности………..…………………………………………………………………. 14
Научная область использования учетно-аналитических систем
Попова Л.В., Конкина Т.А. Учет затрат на служебный транспорт на
сельскохозяйственных предприятиях…………………………………………… 23
Денисов А.А. Система формирования экономических показателей как
база управленческого анализа…………………………………………..…………. 28
Кушнаренко Т.В. Формирование системы управленческого анализа и
планирования себестоимости как элемента текущего управления
организацией…………………………………………..……...………………...……….. 34
Гойгереев К.К. Оценка качества информационного обеспечения
управленческих решений…………………………………………………………….. 42
Григорян Г.А. Методика анализа затрат на производство и выпуск
сельскохозяйственной продукции…………….…………………………….……… 48
Научные направления в области финансов, налогов и кредита
Полиди А.А., Каракай В.М. Формы и методы институционального
совершенствования государственного регулирования развития
надрегионального пространства…………………………………………………... 56
Ефимов С.С. Налоговое партнерство в процессе налогового
прогнозирования и планирования………………………………...………………. 63
Алферов В.Н. Характеристика экономического состояния и специфики
деятельности жилищно-коммунального хозяйства……………………….… 70
Орлова А.Л. Статистическое исследование влияния безработицы на
уровень поступления налоговых платежей……………………………………. 81
Мартазанов А.К. Методика проведения налогового анализа на
региональном уровне в рамках налогового планирования и
прогнозирования………………………................................………...………………. 84
Маслов Б.Г. Анализ способов оптимизации налоговых поступлений в
региональный бюджет………………………………………………...………………. 91
Богданов А.С. Методические основы анализа и оценки налогового
потенциала региона ………………………………………………………………….… 97
Коростелкина И.А. Анализ способов оптимизации налоговых
платежей промышленных предприятий в рамках системы налогового
консультирования………………………………………………………………………. 100
Овчинникова Н.Э. Региональная адаптация банковской системы
Орловской области: аналитический аспект………………………................... 108
Научное развитие экономики и управления предприятием
Саксыков В.А. Результаты научных исследований по моделированию
инженерных проектов био-нано-энергии с использованием
информационных технологий………………………………………………………. 117
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, определенных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
образования и науки Российской Федерации, для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней.
№ 2 (265) 2014
1
Экономические и гуманитарные
науки
Стр.1
Экономические и гуманитарные науки
Scientifically-practical journal
Published since 1995.
The journal is published
12 times a year
№ 2(265) 2014
february
Editorial council:
Golenkov V.A., Doc. Sc. Tech., Prof.,
president.
Pilipenko O.V., Doc. Sc. Tech., Prof.,
vice-president.
Radchenko S.Y., Doc. Sc. Tech., Prof.,
vice-president.
Borzenkov M.I., Candidate Sc. Tech.,
Assistant Prof., secretary.
Astafichev P.A., Doc. Sc. Law., Prof.
Ivanova T.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kirichek A.V., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kolchunov V.I., Doc. Sc. Tech., Prof.
Konstantinov I.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Novikov A.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Stepanov Y.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Editor-in-chief:
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Editor-in-chief Assistants:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Korostelkina I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslov B.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
.
Associate Editors:
Bogatyrev M.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Rostov-on-don,
Russia)
Bondarchuk N.V., Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Boulogne P., Doc. Sc., Prof. (Paris, France)
Vasil’eva M.V., Doc. Sc. Ec., Prof. (Orel, Russia)
Maslova I.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Orel, Russia)
Melnik M.V., Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Polidi A.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Krasnodar, Russia)
Prazzer M.G., Doc. Sc., Prof. (Lower Saxony,
The Federal Republic Of Germany)
Sukharev O.S., Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Responsible for edition:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Address:
302020 Orel,
Naugorskoye highway, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Journal is registered in Federal Agency of
supervision in telecommunications,
information technology and mass
communications. The certificate of
registration ПИ № ФС77-47355 from
03.11.2011
Index on the catalogue of the «Pressa
Rossii» 29503
© State University-ESPC, 2014
The journal is on the List of the peer-reviewed journals and editions stated by the High Attestation Commission at the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation for the publication of the main scientific results of the thesis for the academic degree.
2
№ 2 (265) 2014
CONTENTS
Science of social management and social development
Shuldeshova N.V. Problem of foreign language teaching for a particular
purpose of the students language high schools………………………………..…... 3
Lukyanchikova T.L. Personal analysis of social stratification Russian
population income…………………………………………….………………………..…... 8
Scientific tendencies of development of investments and innovations
Vandina O.G. The investment activities and evaluating its effectiveness…….. 14
Scientific area of use of registration-analytical systems
Popova L.V., Konkina T.A. The cost of official transport for agricultural
enterprises…………………………………………………………………...………………… 23
Denisov A.A. System formation of economic indicators as base management
analysis………………………………………………………….……………………………... 28
Kushnarenko T.V. Formation of the management cost analysis and planning
as an element of current management organization………………………………... 34
Goygereev Q.K. Quality assessment information security management
decisions…………………………………………….………………….……………………... 42
Grigoryan G.A. The technique of the analysis of the cost of production and
the agricultural production……………………………………………………………...... 48
Scientific directions in the field of the finance, taxes and the credit
Polidi А.А., Karakai V.M. Forms and methods of improving the institutional
development of supra-state regulation of space…………………………………….. 56
Efimov S.S. Tax partnership in the process of tax forecasting and planning… 63
Alferov V.N. Characteristics of economic condition and specific activities of
housing and communal services………………………………………………………... 70
Orlovа A.L. Statistical study effects unemployment on tax payments ………… 81
Martazanov A.K. Methodology of tax analysis at the regional level in the
framework of tax planning and forecasting…………………………………………… 84
Maslov B.G. Analysis of ways of optimization of tax revenues to the regional
budget…………………………………………………………………………………………... 91
Bogdanov A.S. Methodological foundations of analysis and assessment of
the tax potential of the region………………………..…………………………………... 97
Korostelkina I.A. Analysis of ways of optimization of tax payments of
industrial enterprises in the framework of tax consulting………………………… 100
Ovchinnikova N.JE. Regional adaptation of the banking system of the Orel
region: analytical aspect…………………………………………………………………… 108
Scientific development of economy and operation of business
Sasykov V.A. The results of scientific research on the modeling of
engineering projects bio-nano-energy with use of information technologie… 117
Economic Science and
Humanities
Constitutor – State University-Education-Science-Production Complex
(State University-ESPC)
Стр.2
Наука социального управления и общественного развития
НАУКА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
УДК 802.0:378
Н.В. ШУЛЬДЕШОВА
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Процесс глобализации современного мира напрямую затрагивает сферу образования в
общем, и обучение иностранным языкам в частности. На фоне этого предъявляются высокие
требования к обучающимся неязыковых вузов и специальностей по знанию и владению
специальной иностранной терминологией. Компетентный специалист должен и владеть
специальной терминологией иностранных языков, и использовать ее на практике. Проблема
расширения активного и пассивного словарного запаса специальной иностранной терминологии
студентов неязыковых вузов и специальностей остается достаточно актуальной для
современного образования.
Ключевые слова: специальная терминология, компетентность, терминологический
барьер, лексика специальной направленности, проблема обучения иностранным языкам.
Современное образование диктует сегодня свои правила, и знание иностранных
языков занимает одну из первых позиций в списке необходимых характеристик современной
компетентной личности.
Перед обществом расширяется языковое пространство, наша страна имеет тесные
интернациональные связи, углубляется экономическая политика, индустрия, развиваются
программы сотрудничества по импорту и экспорту техники и орудий производства.
На мировом рынке создается ситуация дефицита компетентных специалистов со
знанием иностранных языков и иностранной специальной терминологии.
Естественным образом возникает социальный заказ на такого рода специалистов, но
при этом повышается уровень требований к будущим специалистам неязыковых вузов в
области профессионально-ориентированной подготовки по иностранным языкам.
Исследуя сегодняшнюю ситуацию, можно констатировать ряд возникших
противоречий.
Во-первых, есть большой социальный заказ на специалистов со знаниями
профессионально-ориентированной терминологии и недостаток разработок концептуальных
положений по изучению специального языка в неязыковых вузах.
Во-вторых, существует объективная потребность улучшения качественной и
содержательной составляющей обучения и преподавания иностранных языков с учетом
обучения специальному языку в неязыковых вузах и недостаточная разработанность
практических способов по реализации этих составляющих.
В-третьих, есть потребность в современных формах обучения и преподавания
иностранных языков специальной направленности и недостаточное практическое введение
новых форм по организации обучения специальным иностранным языкам в отечественном
неязыковом вузе.
В-четвертых, есть потребность в специальных знаниях и умениях обучающихся по
извлечению информации из специальной иностранной литературы, и нет осознания
студентами объективной значимости профессиональных умений, а также выявляется низкая
заинтересованность в качественной профессиональной самореализации. Все это, к
сожалению, не способствует повышению уровня общих и специальных компетенций
будущих специалистов [1].
№ 2 (265) 2014
3
Стр.3
Экономические и гуманитарные науки
Очевидны проблемы теоретического и практического плана по обучению и
преподаванию иностранных языков, в общем, и иностранных языков для специальных целей,
в частности в неязыковых вузах. Как обще-дисциплинарная единица учебной программы
неязыкового вуза «Иностранный язык» не реализует свои задачи в полном объеме, который
также должен проявляться в развитии потенциала по формированию и совершенствованию
профессионально-ориентированных компетенций обучающихся [2].
Современные импульсы развития мирового общества проявляются в стремлении
привлечь компетентных и профессиональных специалистов, которые не только обладают
навыками и умениями устной и письменной иностранной речи, но и способны
самостоятельно изучать и совершенствовать свой уровень владения иностранным языком
для специальных целей.
Возникает непростая задача для методистов, теоретиков и практиков по
оптимальному решению данных вопросов. Необходима целенаправленная и взаимосвязанная
система обучения и преподавания иностранных языков в неязыковых вузах и будущей
профессиональной деятельности обучающихся.
Показателем эффективности приобретенных знаний по иностранному языку для
специальных целей является компетентность и профессиональный успех специалиста в
определенной сфере деятельности.
Основная современная позиция методологических исследований должна быть
направлена на поиск эффективных путей и методов, способствующих развитию процесса
обучения и преподавания иностранных языков для специальных целей, и совершенствовать
их эффективность на разных этапах обучения и преподавания.
Формирование навыков и умений работы с оригиналами и специальной литературой у
будущих специалистов является одной из основных задач по подготовке кадров.
Необходимо также учитывать небольшое количество отведенных часов на изучение
иностранного языка для специальных целей на занятиях в неязыковом вузе.
Для насыщения профессиональной компетенции теоретическими и практическими
знаниями и умениями активно используются учебные материалы, учебники, учебные
пособия, научные статьи в специализированных журналах и сборниках, где содержатся и
общие и специальные термины.
Обычно данные источники содержат предметные указатели специальной лексики,
например, активная лексика, ключевые слова и др., что помогает систематизировать
специальную лексику и выделить понятия, которые попадают в список специальной
терминологии.
Для обогащения активного и пассивного словарного запаса по специальной лексике
также должны использоваться письменные источники, например инструкции по
применению, описание эксплуатационных данных, техническому обслуживанию и ремонту
приборов, станков и других производственных нужд для применения навыков по переводу в
будущей профессиональной деятельности.
Определение содержания обучения иностранным языкам для специальных целей
должно учитывать специфику выбранного студентами направления. Для этого требуются
четкие теоретические и практические основы по обучению специальной терминологической
лексики.
Изучая специальную терминологию, обучающиеся должны уметь не только
распознавать словарные единицы, которые составляют активный лексический минимум, но и
понимать толкование терминов и терминологических словосочетаний, относящихся к
потенциальному словарному запасу.
Кроме этого требуется тщательное изучение лингвометодических проблем
терминологии, выявление аспектов терминопроизводства по конкретным областям знаний,
что подчеркивает «необходимость углубленного изучения и дальнейшей разработки
методологических аспектов построения терминологии» [3].
Информационная компетентность содержит в себе следующие составляющие:
4
№ 2 (265) 2014
Стр.4