поноь
Научно-практический
журнал
Издается с 1995 года.
Выходит двенадцать раз в год
№ 9 (260) 2013
сентябрь
Редакционный совет:
Голенков В.А., д-р техн. наук,
проф., председатель
Радченко С.Ю., д-р техн. наук,
проф., зам. председателя
Борзенков М.И., канд. техн. наук,
доц., секретарь
Астафичев П.А., д-р юрид. наук,
проф.
Иванова Т.Н., д-р техн. наук,
проф.
Киричек А.В., д-р техн. наук,
проф.
Колчунов В.И., д-р техн. наук,
проф.
Константинов И.С., д-р техн.
наук, проф.
Новиков А.Н., д-р. техн. наук,
проф.
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С., д-р техн. наук,
проф.
Прайссер М.Г., д-р наук, проф.
Главный редактор:
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Заместители
главного редактора:
Варакса Н.Г., д-р. экон. наук, проф.
Коростелкина И.А., д-р. экон. наук,
проф.
Маслов Б.Г., д-р экон. наук, проф.
.
Члены редколлегии:
Бархатов А.П., д-р экон. наук, проф.
Васильева М.В., д-р экон. наук,
проф.
Гетьман В.Г., д-р экон. наук, проф.
Маслова И.А., д-р экон. наук, проф.
Павлова Л.П., д-р экон. наук, проф.
Ответственный за выпуск:
Варакса Н.Г., д-р. экон. наук, проф.
Адрес редакции:
302020, г. Орел,
Наугорское шоссе, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Зарег. в Федеральной службе по
надзору в сфере связи,
информационных технологий и
массовых коммуникаций.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47355
от 03 ноября 2011 года
Подписной индекс 29503
по объединенному каталогу
«Пресса России»
© Госуниверситет - УНПК, 2013
Учредитель – федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Государственный
университет - учебно-научно-производственный комплекс» (Госуниверситет - УНПК)
СОДЕРЖАНИЕ
Наука социального управления и общественного развития
Ларина Л.Ю. Воспитание в системе высшего образования: основные
направления и проблемы…………………………………………………………. 3
Аль-Гунаид М.А. Взаимосвязь всеобщей компьютеризации и уровня
жизни пенсионеров………………………………………………………….……. 10
Научная область использования учетно-аналитических систем
Алимов С.А. Основы анализа процесса оказания услуг пассажирских
перевозок……………………………………………………………………...……… 15
Вилкова Г.С. Совершенствование системы учета и контроля расчетов
по оплате труда …………………………………………………….……………….. 24
Симонов Д.В. Информационная система формирования качественных
характеристик
управленческого учета для целей
анализа………………………………………………………………………………… 34
Борисова У.С., Попова Л.Н., Ефимов В.С. Критические ситуации
будущего Республики Саха (Якутия): результаты Делфиопроса…………………………………………………………………………………..
40
Алферов В.Н. Статистический анализ себестоимости и особенности
учетно-аналитической системы себестоимости дорожностроительных
организаций в соответствии с МСФО…………..………….. 50
Научные направления в области финансов, налогов и кредита
Смирнова О.О. Совершенствование методологии регулирования
ценовой
дискриминации:
опыт
России
Проблема внедрения бюджетирования,
и
ЕС……………………………………………………………………….………………. 57
Ремжов А.В.
ориентированного на результат, в функционирование общественных
финансов РФ……………………………………………………………..…………. 62
Варакса Н.Г. Методика анализа и планирования налоговых
обязательств на микроуровне в целях определения оптимального
режима налогообложения или их сочетания ……………………………….. 66
Гудков А.А. Налоговая система региона и ее основополагающие
параметры…………………………………………………………………………… 77
Козлюк Н.В. Методика проведения налогового анализа на
сельскохозяйственном предприятии..………………………………………… 83
Научное развитие экономики и управления предприятием
Ковалева С.А. Управление развитием экономической деятельности
российских предприятий на основе изучения визуального
менеджмента
как
инструмента
бережливого
производства……………………………………………………………………….. 93
Савина О.А., Терентьев С.В. Классическая модель динамики
рыночной экономики………………………………………………………….….. 99
Пьянкова С.Г. Механизмы повышения эффективности
формирования и функционирования институтов развития
монопрофильных территорий………………………………………………….. 107
Покуль В.О. Социальные медиа как предмет исследования в
маркетинге: к постановке проблемы………………………………………….. 115
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, определенных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
образования и науки Российской Федерации, для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней.
№ 9 (260) 2013
1
Экономические и гуманитарные
науки
Стр.1
Экономические и гуманитарные науки
Scientifically-practical
journal
Published since 1995.
The journal is published
12 times a year
№ 9 (260) 2013
september
Editorial council:
Golenkov V.A., Doc. Sc. Tech., Prof.,
president.
Radchenko S.Y., Doc. Sc. Tech.,
Prof., vice-president.
Borzenkov M.I., Candidate Sc.
Tech., Assistant Prof., secretary.
Astafichev P.A.,. Doc. Sc. Law., Prof.
Ivanova T.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kirichek A.V., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kolchunov V.I., Doc. Sc. Tech., Prof.
Konstantinov I.S., Doc. Sc. Tech.,
Prof.
Novikov A.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Stepanov Y.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Prazzer M.G., Doc. Sc., Prof.
Editor-in-chief:
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Editor-in-chief Assistants:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Korostelkina I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslov B.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
.
Associate Editors:
Barkhatov A.P., Doc. Sc. Ec., Prof.
Vasil’eva M.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Get’man V.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslova I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Pavlova L.P., Doc. Sc. Ec., Prof.
Responsible for edition:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Address:
302020 Orel,
Naugorskoye highway, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Journal
Agency
is
of
registered in Federal
supervision
telecommunications,
technology
and
in
information
mass
communications. The certificate of
registration ПИ № ФС77-47355 from
03.11.2011
Index on the catalogue of the «Pressa
Rossii» 29503
© State University-ESPC, 2013
Economic Science and
Humanities
Constitutor – State University-Education-Science-Production Complex
(State University-ESPC)
CONTENTS
Science of social management and social development
Larina L.Y. Formation of the individual student in higher education: the main
trends and challenges…………………………………………………………………... 3
Al-Gunaid M.A. Interdependence of global computer availability and elderlies’
standard of the life …………………………………………………………………….... 10
Scientific area of use of registration-analytical systems
Alimov S.A. Bases of the analysis of process of rendering services of
passenger traffic ………………………………………………………………………... 15 45
Vilkova G.S. Improvement of the system of accounting for and control of
payment of salaries …………………………………………………………………….. 24 50
Simonov D.V. Information system of qualitative characteristics of
management
accounting
for
the
purposes
of
analysis……………………………………………………………………………….....… 34
Borisova U.S., Popova L.N., Efimov V.S. The critical situation of the future of
the Republic of Sakha (Yakutia): results of a Delphi-survey…………………… 40
Alferov V.N. Statistical analysis of the cost and features of accounting and
analytical system of the cost of road construction companies in accordance
with IFRS………………………………………………………………………………….. 50
Scientific directions in the field of the finance, taxes and the credit
Smirnova О.О. Improvement of methodology for the regulation of price
discrimination: the experience of Russia and EU ………………………………... 57
Remzhov A.V. The problem of result oriented budgeting implementation in
public finance of Russian Federation ……………………………………………….. 62
Varaksa N.G. The method of analysis and planning of tax liabilities at the
micro level in order to determine the optimal tax regime or a combination
eagle point of issue …………………………………………………………………….. 66
Gudkov A.A. Tax system of the region and its basic parameters……………….. 77
Kozlyuk N.V. Methodology of tax analysis of the agricultural enterprise……… 83
Scientific development of economy and operation of business
Kovaleva S.A. Controling the Russian business economics development on
the basis of visual management as a tool of lean production ………………….. 93
Savina O.A., Terentev S.V. Classic dynamics model of market
economy…………………………………………………………………………………… 99
Pyankova S.G. Mechanisms to improve the functioning of the institute
96
103
formation and development areas monoprofile …………………………………… 107 110
Pokul V.O. Social media as a subject of research in marketing: statement of
a problem………………………………………………………………………………….. 115
The journal is on the List of the peer-reviewed journals and editions stated by the High Attestation Commission at the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation for the publication of the main scientific results of the thesis for the academic degree.
2
№ 9 (260) 2013
56
62
76
87
Стр.2
Наука социального управления и общественного развития
НАУКА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
УДК 37.01
Л.Ю. ЛАРИНА
ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
В статье раскрывается актуальность вопросов воспитания в условиях трансформации
образовательной среды. Рассматриваются основные проблемы воспитания студентов в вузе.
Обосновывается необходимость применения системного подхода в процессе формирования личностных
качеств, общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Помимо собственно
воспитательной работы, значительное внимание уделено духовно-нравственной культуре преподавателя и
гуманитарным наукам, как важнейшим элементам системы воспитания в высшей школе.
Ключевые слова: воспитание, высшее образование, воспитательная работа, воспитательный
потенциал гуманитарных наук, духовно-нравственная культура преподавателя, формирование личности
студента, системность воспитательного процесса.
…Образование без воспитания есть дело ложное и опасное.
И. Ильин. Путь к очевидности
Проблемы воспитания студентов сегодня широко обсуждаются в научной литературе.
И это совсем не случайно: с распадом Союза практически прекратила свое существование
сложившаяся за годы советской власти система духовно-нравственного воспитания.
Социально-экономические и политические реформы 90-х годов ликвидировали сами ее
основы. При всех значительных наработках, имевших место в теории и практике воспитания
молодежи, в целом советская система образования не смогла адекватно отреагировать на
постсоветские трансформации духовно-нравственной ситуации, предотвратить аномию,
нивелирование общечеловеческих ценностей, уродливые деформации мировоззрения. В
результате воспитание, по существу, на долгие годы выпало из образовательного процесса, в
том числе (и особенно), в высших учебных заведениях. И хотя статус воспитания студентов
как необходимой составляющей образовательного процесса (тем более, на фоне
антропологического кризиса) никогда серьезно не оспаривался, но понадобилось немало
времени, чтобы переосмыслить опыт всей предшествующей педагогики и попытаться
предложить новые подходы и методики.
Тем не менее, в системе воспитания до сих пор существует больше проблем, чем
реальных достижений. Причем главные проблемы воспитания можно сформулировать
следующим образом: 1) в настоящий момент не ясна конечная цель воспитательного
процесса, так как установки на конкурентоспособную личность, диктуемые современной
экономической ситуацией, и личность высоконравственную, гуманную и духовную,
способную понимать общественный смысл своей деятельности, творчески отвечать на
возникающие исторические вызовы, в российском сознании все еще явно противоречат друг
другу; 2) существующая система воспитания недостаточно эффективна.
Между тем, задачи воспитания, в том числе, в техническом вузе имеют в наше время
чрезвычайное значение, что объясняется, прежде всего, следующими обстоятельствами.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант по проекту 12-13-57001 «Конструктивная модель
развития образовательной среды в Орловской области».
№ 9 (260) 2013
3
Стр.3
Экономические и гуманитарные науки
Во-первых, в начале третьего тысячелетия не только сохраняется, но и увеличивается
или, по крайней мере, становится более ощутимым отставание нравственного прогресса
человечества от его технического прогресса. Возможные трагические последствия такого
«разрыва», катастрофического несоответствия широко обсуждались мыслителями уже на
протяжении всего ХХ века. А. Печчеи, Э. Тоффлер и многие другие с тревогой указывали на
противоречие между нравственными и техническими достижениями цивилизации. Будучи
весьма далеким от совершенства в плане нравственности, современное человечество
получает в свое распоряжение технические средства, оказывающие масштабные воздействия
на окружающую среду, на психику другого человека, средства, способные, в буквальном
смысле, изменить ход истории, судьбу цивилизации, угрожающие существованию жизни на
земле. В этом смысле, в сравнении со всеми предшествующими эпохами, наша историческая
ситуация совершенно уникальна. «Никогда прежде, – писал Тоффлер, – ни одна цивилизация
не создавала средства для уничтожения не просто города, но всей планеты [13]». При этом в
общих, подчас отвлеченных, рассуждениях о будущем планеты мы как будто бы забываем,
что все эти грандиозные технические средства и научные знания оказываются или окажутся
в ближайшее время в руках наших же выпускников-«технарей», большей частью
настроенных любой ценой добиваться личного жизненного успеха. И в этом заключается
огромная проблема, требующая незамедлительного решения. Как справедливо замечают
авторы статьи «Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания»
О.И. Кирсанов и Е.С. Кирсанова, при подготовке современных инженеров необходимо
«…воспитание у них адекватного их возможностям чувства долга и ответственности [4]».
Во-вторых, важным моментом, с необходимостью требующим теснейшего синтеза
процессов образования и воспитания, является задача дальнейшего осуществления научнотехнического
и социального прогресса. Ни прогресс человечества в целом, ни
поступательное развитие каждого отдельного государства, народа, общества невозможно без
духовной элиты, обладающей общезначимыми (не только лично прагматическими)
познавательными стимулами, высоким уровнем гуманитарной культуры, воспитанной на
духовных достижениях человечества, способной воспринимать и реализовывать
общечеловеческие принципы гуманизма.
Следует заметить, что последняя проблема все чаще становится объектом
пристального внимания специалистов: «…социальный прогресс начинается с развития
человеческого потенциала. Никакого подъема, модернизационного прорыва в стране не
удастся осуществить, если он отсутствует в головах… Новую цивилизацию, основанную на
high-tech-технологиях, невозможно построить на основе примитивной духовной сферы [11]».
К сожалению, современные технические университеты, судя по всему, все с большей
определенностью берут курс на подготовку специалистов, способных решать лишь
конкретные, повседневные практические задачи, но не имеющих ни профессиональной
компетентности, ни (главное) духовных сил, творческих потенций и навыков ставить и
ответственно решать задачи, важные не только для устройства личного бытия
(благополучного «жизнеустроения»), но и необходимые для существования общества в
целом, направленные на достижение блага других. Причем речь здесь идет не просто об
исчезновении одного из важнейших факторов общественного развития. Данные вопросы
связаны с обеспечением национальной безопасности страны.
По существу, обе названные проблемы основываются на том, что Н.А. Лапшина
обозначает как «свертывание общественных функций системы образования [7]».
Большинство педагогов, особенно в высшей школе, отмечают масштабную прагматизацию
молодежного (студенческого) сознания, абсолютное превалирование у молодежи личных
интересов над общественными [2, 4, 5, 6]. Другими словами, современному студенчеству, по
большей части, совершенно безразличны интересы государства и общества. Но беда в том,
что именно нынешние студенты будут уже в ближайшем будущем решать судьбу нашего
общества и нашей страны. Между тем, даже многие руководители вузов в ряду основных
целей воспитательной работы называют формирование конкурентоспособной личности,
4
№ 9 (260) 2013
Стр.4