№1, 2008 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВОРОНЕЖСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ 90 ЛЕТ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
• В.Т. Титов
РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТАВИТ ВРЕМЯ
• Е.Н. Ищенко, В.М. Коровин, Е.Е. Чупандина
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
• Л.Н. Хицова, В.Г. Артюхов
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
• Д.А. Ендовицкий
ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ
• А.Д. Баев, И.Ф. Леженина, С.А. Ткачева
ТРАДИЦИИ ВОРОНЕЖСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА
МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ВГУ
• С.Н. Филюшкина
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
• В.Ф. Селеменев, Ю.П. Афиногенов
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
• К.М. Гайдар, И.В. Завгородняя
ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
• В.В. Варава
ЭТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
• Л.М. Кольцова
О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" В ВОРОНЕЖСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
• А.И. Стеценко
ДУША ФАКУЛЬТЕТА
• А.И. Сливкин
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ В СТРУКТУРЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
• И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
• Н.А. Мещерякова
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• С.Д. Кургалин
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
Стр.1
I. ВОРОНЕЖСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ 90 ЛЕТ
I. ВОРОНЕЖСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ
90 ЛЕТ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 378
РЕШАТЬ ЗАДАЧИ,
КОТОРЫЕ СТАВИТ ВРЕМЯ
В. Т. Титов
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 7 апреля 2008 г.
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления работы и перспективы развития Воронежского
государственного университета, отмечающего свое 90-летие.
Ключевые слова: университет, юбилей, инновации, задачи.
Abstract: The main lines of the future development of Voronezh State University, which is celebrating its 90th
anniversary are discussed in the article.
Key words: university, anniversary, innovations, tasks.
В 2008 году Воронежский государственный
университет отмечает свое 90-летие. Естественно,
это событие находится в центре внимания всего
многотысячного коллектива, побуждает обращаться
к страницам истории, четче осознавать преемственность
университетских поколений, с чувством
особой ответственности подходить к решению
задач, стоящих перед университетом на современном
этапе, видеть перспективы и пути к
их достижению. Именно так Ученый совет университета
определил основные направления подготовки
и проведения юбилея, а слова, вынесенные
в заголовок данной статьи, на мой взгляд,
наиболее полно отражают существо деятельности
коллектива преподавателей, сотрудников и студентов
на всех этапах университетской истории.
И, уверен, ориентированы на будущее.
Основой нынешнего положения и перспектив
развития Воронежского государственного университета
служит его история, замечательные традиции
и накопленный опыт, насчитывающий более
двух веков, ибо становление университета в Воронеже
тесно связано с Юрьевским (Дерптским)
университетом — одним из старейших университетов
России.
С глубоким удовлетворением можно констатировать,
что мы располагаем подлинно научной
монографией, посвященной вехам университетской
истории, автором которой является доктор
исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
истории России М. Д. Карпачев [1]. Она
содержит большой фактический материал о тради©
Титов В. Т., 2008
циях и опыте университета, воплощенных в конкретных
делах и жизненных биографиях многих
людей.
Главный вывод, который следует из всей предыдущей
истории университета, состоит в том,
что, вступив в ХХI век, он обеспечил и сохранил
устойчивое положение одного из ведущих и престижных
вузов страны. «Линия развития» четко
прослеживается и сегодня. Попытаюсь проследить
это на результатах работы за последний год
по главным направлениям деятельности.
В университете обучается (по всем формам)
21 тысяча студентов, работают 3068 преподавателей
и сотрудников, в том числе 261 доктор
наук, профессор (16 %) и 827 кандидатов наук,
доцентов (50,3 %).
На 17 факультетах естественнонаучного и гуманитарного
профиля реализуются программы
высшего профессионального образования, охватывающие
10 укрупненных групп направлений и
специальностей, которые отражают широкий
спектр университетского образования, учитывающего
интересы личности и общества, запросы
рынка труда.
Только за последний год были получены лицензии
на право ведения образовательной деятельности
по 8 новым образовательным программам
высшего профессионального образования, в
том числе «экология», «педагогика», «культурология»;
подготовлены к лицензированию еще 7 образовательных
программ, среди которых «книжное
дело», «химия, физика и механика материалов»,
«физика атомного ядра и частиц».
5
Стр.3