Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования

Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования №1 2001 (290,00 руб.)

0   0
Страниц82
ID218778
АннотацияЖурнал входит в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования .— 2001 .— №1 .— 82 с. — URL: https://rucont.ru/efd/218778 (дата обращения: 25.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ / Садовничий (90,00 руб.)
О «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» / Борисов (90,00 руб.)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПАРАДОКСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ / Годник (90,00 руб.)
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И США / Запрягаев (90,00 руб.)
КОНЬЮКТУРА РЫНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ / Смирнова (90,00 руб.)
МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИКИ / Соловьева (90,00 руб.)
ГУМАНИЗМ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ РОССИИ / Рахманин (90,00 руб.)
КИНООБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ / Пензин (90,00 руб.)
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ / Трещалин (90,00 руб.)
РЕЦЕНЗИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОБ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ / Слинько (90,00 руб.)
ИНТЕЛЛЕКТ, МАСТЕРСТВО, СВОЕВРЕМЕННОСТЬ... / Тимофеева (90,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№1, 2001 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ • РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ • <...> Листенгартен О "НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" • <...> С.М. Годник ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПАРАДОКСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ • <...> Ю.В. Смирнова, И.Н. Щепина, В.Н. Эйтингон КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ • <...> В.Ф. Трещалин СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ОСНОВНЫЕ ПРОТИ ВОРЕЧИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ • <...> На потребности экономики, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас. <...> Резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных «активных социальных наук» (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование. <...> Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. <...> Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. <...> Эти процессы нашли свое нормативно-правовое оформление в Законе «Об образовании» 1992 года, утвердившем принципы академической и экономичес- 6 кой автономии учебных заведений, свободу выбора в образовании для учителей и учащихся. <...> При этом потери ресурсов накладываются на резкое падение финансирования образования, обусловленное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. <...> Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права. <...> Инструментами адресной социальной поддержки должны стать: • адресное предоставление стипендий в размере, покрывающем стоимость обучения и проживания в размере прожиточного минимума, а также льгот по оплате общежитий в системе профессионального <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Проблемы_высшего_образования_№1_2001.pdf
№1, 2001 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ • РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ • В.А. Садовничий МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ • И.И. Борисов, B.C. Листенгартен О "НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" • С.М. Годник ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПАРАДОКСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ • С.А. Запрягаев СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И США • Ю.В. Смирнова, И.Н. Щепина, В.Н. Эйтингон КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ • Н.В. Соловьева МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИКИ • B.C. Рахманин ГУМАНИЗМ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ РОССИИ • С.Н. Пензин КИНООБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ • В.Ф. Трещалин СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ОСНОВНЫЕ ПРОТИ ВОРЕЧИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ • М.А. Слинько РЕЦЕНЗИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОБ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА" • В.Г. Тимофеева ИНТЕЛЛЕКТ, МАСТЕРСТВО, СВОЕВРЕМЕННОСТЬ... • УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ТОПОЛОГИИ (рецензия) • ПЕРСОНАЛИИ
Стр.1
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (Раздел проекта экономической программы Правительства - «Основные направления социальноэкономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Перепечатка с webсайта Министерства экономического развития и торговли http://www.economy.gov.ru) 1.1. Ожидаемый вклад образования в модернизацию России Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии XXI века. Неотъемлемое условие модернизации общества - освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Приоритетами образования для модернизации общества должны быть: 1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений. 2. Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью. 3. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей. Развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. 4. Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должна быть существенно повышена роль информатики, иностранных языков, культурологии. 5. Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий. Возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста». Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас. В краткосрочной перспективе (2000-2005 гг.) необходимо сделать Россию привлекательной для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики. Это потребует: 1.Формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; обновления профессионального образования, повышение его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда; опережающего развития начального и среднего профессионального образования, способных в относительно короткий срок обеспечить повышение культуры производства. 2. Обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий, расширения подготовки кадров высшей квалификации. Приоритетного развития университетской науки и на ее основе - венчурных подразделений и предприятий. 3. Резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных «активных социальных наук» (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование. В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных 5
Стр.2
переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные «меню профессиональных карьер». Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся: •способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; •толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; •правовая культура; знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. Чтобы выполнить эти требования, необходимо обеспечить открытость системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических стандартов. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире -значит, заведомо гарантировать отставание. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее. 1.2. Анализ ситуации Начиная с середины 80-х годов в отечественной системе образования стали развиваться процессы демократизации, появляется вариативность образования, возникают инновационные движения. Они определялись в первую очередь быстрой (в ряде случаев даже опережающей) адаптацией системы образования к принципиально новым условиям политической демократии, свободного развития гражданского общества и рыночной экономики. Эти процессы нашли свое нормативно-правовое оформление в Законе «Об образовании» 1992 года, утвердившем принципы академической и экономичес6 кой автономии учебных заведений, свободу выбора в образовании для учителей и учащихся. Однако новые принципы организационноэкономического функционирования средней и высшей школы не были полностью воплощены в жизнь. В наибольшей степени их удалось реализовать в системе высшего образования, опираясь на потенциал влияния и традиции академической независимости вузов. В то же время в системе общего образования, а также в системах начального и среднего профессионального образования возобладали консервативные тенденции. До сих пор в образовании (за исключением очень ограниченных секторов) практически не действует конкурентный рынок, что существенно снижает эффективность общественных затрат, приводит к потере ресурсов на пути к учебным заведениям. При этом потери ресурсов накладываются на резкое падение финансирования образования, обусловленное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. Бюджетное финансирование образования в реальном выражении упало ниже 40% уровня 1991 года. Это привело к накоплению хронической задолженности по оплате коммунальных расходов и заработной платы (45 миллиардов руб. на начало 2000 года). Непоследовательное осуществление реформ в системе образования в сочетании с сокращением объемов финансирования привели к следующим последствиям: • формализация государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего среднего образования и доступа к профессиональному образованию, ведущие к росту социального и территориального неравенства в этой сфере; • структурная деформация образования: структура подготовки не совпадает с потребностями рынка труда, растет нехватка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров; • усиление разрыва между традиционно высоким уровнем профессионального образования в области точных и естественных наук, смыкающихся с ними разделов инженерного образования, с одной стороны, и качеством начального и среднего профессионального образования, оторванных как от общего и высшего профессионального образования, так и от потребностей рынка труда, - с другой. Это определяет низкую организационную и технологическую культуру массового производства. 1.3. Направления модернизации образования Обновление содержания образования, повышение его качества В содержании образования необходимо решить следующие задачи:
Стр.3