№1, 2001 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
•
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
• <...> Листенгартен
О "НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
• <...> С.М. Годник
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПАРАДОКСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
• <...> Ю.В. Смирнова, И.Н. Щепина, В.Н. Эйтингон
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
• <...> В.Ф. Трещалин
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ОСНОВНЫЕ ПРОТИ ВОРЕЧИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
• <...> На потребности экономики,
которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас. <...> Резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных «активных социальных наук» (права, социологии), в том числе через
введение соответствующего содержания в общее
образование. <...> Модернизация государства, формирование
гражданского общества требуют, чтобы система
образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом
процессе. <...> Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. <...> Эти
процессы нашли свое нормативно-правовое оформление в Законе «Об образовании» 1992 года, утвердившем принципы академической и экономичес-
6
кой автономии учебных заведений, свободу выбора
в образовании для учителей и учащихся. <...> При этом потери ресурсов накладываются на
резкое падение финансирования образования, обусловленное неблагоприятной макроэкономической
ситуацией. <...> Ликвидировать отставание от мировой науки в
стандартах и качестве преподавания социальных
наук, в первую очередь экономики, менеджмента и
права. <...> Инструментами адресной социальной поддержки должны стать:
• адресное предоставление стипендий в размере,
покрывающем стоимость обучения и проживания в
размере прожиточного минимума, а также льгот по
оплате общежитий в системе профессионального <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Проблемы_высшего_образования_№1_2001.pdf
№1, 2001 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
• РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
• В.А. Садовничий
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
• И.И. Борисов, B.C. Листенгартен
О "НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
• С.М. Годник
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПАРАДОКСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
• С.А. Запрягаев
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И США
• Ю.В. Смирнова, И.Н. Щепина, В.Н. Эйтингон
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
• Н.В. Соловьева
МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИКИ
• B.C. Рахманин
ГУМАНИЗМ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ РОССИИ
• С.Н. Пензин
КИНООБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ
• В.Ф. Трещалин
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ОСНОВНЫЕ ПРОТИ ВОРЕЧИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
• М.А. Слинько
РЕЦЕНЗИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОБ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ
"РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА"
• В.Г. Тимофеева
ИНТЕЛЛЕКТ, МАСТЕРСТВО, СВОЕВРЕМЕННОСТЬ...
• УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ТОПОЛОГИИ (рецензия)
• ПЕРСОНАЛИИ
Стр.1
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(Раздел проекта экономической программы Правительства - «Основные направления социальноэкономического
развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Перепечатка с webсайта
Министерства экономического развития и торговли http://www.economy.gov.ru)
1.1.
Ожидаемый вклад образования
в модернизацию России
Опора на образованность общества, на качество
человеческого капитала позволит России сохранить
свое место в ряду государств, способных оказывать
влияние на мировые процессы. Образование должно
помочь России ответить на вызовы, стоящие перед
ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении
национальной безопасности и укреплении
институтов государства. Именно «социальный заказ»
общества и государства будет определять направления
развития и изменения системы образования
России в первом десятилетии XXI века.
Неотъемлемое условие модернизации общества
- освоение людьми новых социальных навыков и
ролей, развития культуры социального поведения
граждан с учетом открытости общества, его быстрой
информатизации, роста динамики изменений.
Приоритетами образования для модернизации
общества должны быть:
1. Облегчение социализации в рыночной
среде через формирование ценностей: ответственности
за собственное благосостояние и за состояние
общества через освоение молодыми поколениями
основных социальных навыков, практических умений
в области экономики и социальных отношений.
2. Противодействие негативным социальным
процессам, таким как распространение алкоголизма,
наркомании и криминогенности в молодежной
среде; вытеснение асоциального поведения,
борьба с беспризорностью.
3. Обеспечение социальной мобильности в
обществе через поддержку наиболее талантливых и
активных молодых людей, независимо от их социального
происхождения, через освоение молодым
поколением возможностей быстрой смены социальных
и экономических ролей. Развитие специального
образования для лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
4. Поддержка вхождения новых поколений в
глобализированный мир, в открытое информационное
сообщество. Для этого в содержании образования
должна быть существенно повышена роль
информатики, иностранных языков, культурологии.
5. Образование должно реализовать ресурс
свободы, поле выбора для каждого человека, получающего
образование, инвестирующего в себя.
Социальный заказ на образование не должен быть
только и по преимуществу заказом со стороны государства,
а должен представлять и сумму частных
интересов семей и предприятий.
Возрастает роль образования в модернизации
экономики. Располагая первоначально очень
ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия
должна выбрать образовательный сектор в качестве
приоритета - одной из «национальных точек роста».
Инвестиции в повышение качества человеческого
капитала являются условием развития всех секторов
российской экономики. На потребности экономики,
которые заявят себя через 5-15 лет, система образования
должна реагировать уже сейчас.
В краткосрочной перспективе (2000-2005 гг.)
необходимо сделать Россию привлекательной для
инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие
инновационного потенциала экономики.
Это потребует:
1.Формирования адекватной современным технологиям
кадровой инфраструктуры основных отраслей
промышленности и сферы услуг; обновления
профессионального образования, повышение его
качества и соответствия структуре потребностей
рынка труда; опережающего развития начального и
среднего профессионального образования, способных
в относительно короткий срок обеспечить повышение
культуры производства.
2. Обеспечения условий для развития научных
школ в фундаментальном и инженерном образовании,
в сфере информационных технологий, расширения
подготовки кадров высшей квалификации.
Приоритетного развития университетской науки и
на ее основе - венчурных подразделений и предприятий.
3.
Резкого повышения качества профессионального
образования в области экономики и управления
производством и смежных «активных социальных
наук» (права, социологии), в том числе через
введение соответствующего содержания в общее
образование.
В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг.)
решающим становится уровень общей образованности
населения. Качество человеческого капитала
будет одним из самых главных препятствий экономического
развития в долгосрочном плане.
Интеллектуальные профессии становятся массовыми
и теряют присущую им раньше исключительность.
Растущие информационные потоки и высокотехнологичные
производства требуют не исполнителей
узкой специализации, а специалистов с
базовым уровнем образованности, способных
5
Стр.2
переключиться с одного вида деятельности на другой,
с обширными коммуникативными умениями и
навыками. Вместе с тем на завершающих этапах
обучения необходима более точная адаптация системы
профессионального образования к актуальным
и перспективным потребностям рынка труда, ориентация
на конкретные «меню профессиональных
карьер».
Модернизация государства, формирование
гражданского общества требуют, чтобы система
образования формировала сознательного гражданина,
эффективно участвующего в демократическом
процессе.
Для решения этой задачи приоритетными ориентирами
для образования личности становятся:
•способность к самоорганизации, умение отстаивать
свои права, участвовать в деятельности и
создании общественных объединений;
•толерантность, терпимость к чужому мнению,
умение вести диалог, искать и находить содержательные
компромиссы;
•правовая культура; знание основополагающих
правовых норм и умение использовать возможности
правовой системы государства.
Чтобы выполнить эти требования, необходимо
обеспечить открытость системы образования разнообразным
воздействиям со стороны общества, государства
и экономики при сохранении ее внутренней
целостности и поддержании высоких академических
стандартов. Модернизация страны опирается на
модернизацию образования, на его содержательное
и структурное обновление. Необходимо сделать
все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной
сферы. Однако ресурсы должны направляться
не на консервацию системы, а на ее эффективное
обновление. Консервировать даже то, что
когда-то было лучшим в мире -значит, заведомо гарантировать
отставание.
Российская система образования должна перейти
из режима выживания в режим развития. Российское
общество должно перейти от режима бюджетного
содержания своей системы образования к режиму
инвестирования в нее.
1.2. Анализ ситуации
Начиная с середины 80-х годов в отечественной
системе образования стали развиваться процессы
демократизации, появляется вариативность образования,
возникают инновационные движения. Они
определялись в первую очередь быстрой (в ряде
случаев даже опережающей) адаптацией системы
образования к принципиально новым условиям политической
демократии, свободного развития гражданского
общества и рыночной экономики. Эти
процессы нашли свое нормативно-правовое оформление
в Законе «Об образовании» 1992 года, утвердившем
принципы академической и экономичес6
кой
автономии учебных заведений, свободу выбора
в образовании для учителей и учащихся.
Однако новые принципы организационноэкономического
функционирования средней и высшей
школы не были полностью воплощены в жизнь.
В наибольшей степени их удалось реализовать в
системе высшего образования, опираясь на потенциал
влияния и традиции академической независимости
вузов. В то же время в системе общего образования,
а также в системах начального и среднего
профессионального образования возобладали консервативные
тенденции.
До сих пор в образовании (за исключением
очень ограниченных секторов) практически не действует
конкурентный рынок, что существенно снижает
эффективность общественных затрат, приводит
к потере ресурсов на пути к учебным заведениям.
При этом потери ресурсов накладываются на
резкое падение финансирования образования, обусловленное
неблагоприятной макроэкономической
ситуацией. Бюджетное финансирование образования
в реальном выражении упало ниже 40% уровня
1991 года. Это привело к накоплению хронической
задолженности по оплате коммунальных расходов и
заработной платы (45 миллиардов руб. на начало
2000 года). Непоследовательное осуществление реформ
в системе образования в сочетании с сокращением
объемов финансирования привели к следующим
последствиям:
• формализация государственных гарантий общедоступности
и бесплатности общего среднего
образования и доступа к профессиональному образованию,
ведущие к росту социального и территориального
неравенства в этой сфере;
• структурная деформация образования: структура
подготовки не совпадает с потребностями рынка
труда, растет нехватка специалистов среднего
звена и квалифицированных рабочих кадров;
• усиление разрыва между традиционно высоким
уровнем профессионального образования в области
точных и естественных наук, смыкающихся с
ними разделов инженерного образования, с одной
стороны, и качеством начального и среднего профессионального
образования, оторванных как от
общего и высшего профессионального образования,
так и от потребностей рынка труда, - с другой. Это
определяет низкую организационную и технологическую
культуру массового производства.
1.3. Направления модернизации
образования
Обновление содержания образования,
повышение его качества
В содержании образования необходимо решить
следующие задачи:
Стр.3