k поноь
Научно-практический
журнал
Издается с 1995 года.
Выходит двенадцать раз в год
№ 7 (258) 2013
июль
Редакционный совет:
Голенков В.А., д-р техн. наук,
проф., председатель
Радченко С.Ю., д-р техн. наук,
проф., зам. председателя
Борзенков М.И., канд. техн. наук,
доц., секретарь
Астафичев П.А., д-р юрид. наук,
проф.
Иванова Т.Н., д-р техн. наук,
проф.
Киричек А.В., д-р техн. наук,
проф.
Колчунов В.И., д-р техн. наук,
проф.
Константинов И.С., д-р техн.
наук, проф.
Новиков А.Н., д-р. техн. наук,
проф.
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С., д-р техн. наук,
проф.
Главный редактор:
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Заместители
главного редактора:
Варакса Н.Г., д-р. экон. наук, проф.
Коростелкина И.А., д-р. экон. наук,
проф.
Маслов Б.Г., д-р экон. наук, проф.
.
Члены редколлегии:
Бархатов А.П., д-р экон. наук, проф.
Васильева М.В., д-р экон. наук,
проф.
Гетьман В.Г., д-р экон. наук, проф.
Маслова И.А., д-р экон. наук, проф.
Павлова Л.П., д-р экон. наук, проф.
Ответственный за выпуск:
Дедкова Е.Г. канд. экон. наук, доц.
Адрес редакции:
302020, г. Орел,
Наугорское шоссе, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Зарег. в Федеральной службе по
надзору
в
сфере
связи,
информационных технологий и
массовых комуникаций.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47355
от 03 ноября 2011 года
Подписной индекс 29503
по объединенному каталогу
«Пресса России»
© Госуниверситет - УНПК, 2013
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, определенных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
образования и науки Российской Федерации, для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней.
№ 7 (258) 2013
1
Учредитель – федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Государственный
университет - учебно-научно-производственный комплекс» (Госуниверситет - УНПК)
СОДЕРЖАНИЕ
Наука социального управления и общественного развития
Пушков А.А. Идеологемы «модернизация» и «инновация», как
средство артикуляции образа политического лидера……………………. 3
Давыдова О.В. Виды реабилитационной досуговой деятельности с
пожилыми людьми в Орловском областном геронтологическом
центре ветеранов войны и труда……………………………………………….. 10
Мерзлов И.Ю. Роль государства в развитии государственно-частного
партнѐрства…………………………………………………………………………... 15
Смирнова Л.В., Ершов А.С., Коновалов В.А. Проблемы темпоральной
классификации социальных услуг……………………………………………... 25
Научные тенденции развития инвестиций и инноваций
Шевелева О.Б., Калашникова Е.А. Оценка инвестиционной
привлекательности региона на основе системы профилей…………….. 30
Ягумова З.Н. Отечественный и зарубежный опыт реализации
инвестиционной политики в промышленном комплексе………………… 40
Научная область использования учетно-аналитических систем
Шурыгина О.В. Методический инструментарий бухгалтерского учета
экологических затрат в коммерческих организациях…………………….. 45
Савкина Е.С. Формирование модели учетной политики для целей
оптимизации налогообложения в рамках процесса налогового
планирования на предприятии……………/……………………………………. 50
Иванченков А.Н. Модель построения системы сегментного учета,
анализа и контроля движения стоимости на производственных
предприятиях………………………………………………………………………… 56
Научные направления в области финансов, налогов и кредита
Богатырев А.М. Налоговая безопасность, как компонент
экономической безопасности……………………………………………………. 64
Султанов М.С. Тенденции развития налогового планирования
и прогнозирования на федеральном уровне………………………………... 70
Восканян Э.С. Оптимизация налогово-бюджетных процессов
в регионе………………………………………………………………………………. 85
Люкманов К.М. Использование в процессе формирования налоговой
стратегии предприятия финансового анализа……………………………… 92
Научное развитие экономики и управления предприятием
Польшакова Н.В., Коломейченко А.С. Значение производственного
потенциала в устойчивом развитии агропромышленного комплекса
Орловской области………………………………………………………………... 101
Пономарев А.И. Крючкова Т.В. Повышение роли маркетинга
взаимодействия и маркетинга от потребителя в управленческой
деятельности………………………………………………………………………... 108
Станякин С.В. Информационная инфраструктура контрактной
системы, обслуживающая размещение государственного заказа
в отраслях промышленности…………………………………………………… 115
Экономические и гуманитарные
науки
Стр.1
Экономические и гуманитарные науки
Scientifically-practical
journal
Published since 1995.
The journal is published
12 times a year
№ 7 (258) 2013
july
Editorial council:
Golenkov V.A., Doc. Sc. Tech., Prof.,
president.
Radchenko S.Y., Doc. Sc. Tech.,
Prof., vice-president.
Borzenkov M.I., Candidate Sc.
Tech., Assistant Prof., secretary.
Astafichev P.A.,. Doc. Sc. Law., Prof.
Ivanova T.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kirichek A.V., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kolchunov V.I., Doc. Sc. Tech., Prof.
Konstantinov I.S., Doc. Sc. Tech.,
Prof.
Novikov A.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Stepanov Y.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Editor-in-chief:
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Editor-in-chief Assistants:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Korostelkina I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslov B.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
.
Associate Editors:
Barkhatov A.P., Doc. Sc. Ec., Prof.
Vasil’eva M.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Get’man V.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslova I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Pavlova L.P., Doc. Sc. Ec., Prof.
Responsible for edition:
Dedkova E.G. Candidate Sc. Ec.,
Assistant Prof.
Address:
302020 Orel,
Naugorskoye highway, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Journal
Agency
is
of
registered in Federal
supervision
telecommunications,
technology
and
in
information
mass
communications. The certificate of
registration ПИ № ФС77-47355 from
03.11.2011
Index on the catalogue of the «Pressa
Rossii» 29503
© State University-ESPC, 2013
The journal is on the List of the peer-reviewed journals and editions stated by the High Attestation Commission at the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation for the publication of the main scientific results of the thesis for the academic degree.
Scientific development of economy and operation of business
Polshakova N.V., Kolomeychenko A.S. The value of industrial potential in the
sustainable development of the farming sector of the Oryol region…………… 101 96
Ponomarev A.I., Kryuchkova T.V. Strengthening the interaction between
marketing and marketing of consumer management…………………………….. 108 103
Stanyakin S.V. Information infrastructure contract system serving placing
order gsudarstvennogo in industries………………………………………………... 115 110
Economic Science and
Humanities
Constitutor – State University-Education-Science-Production Complex
(State University-ESPC)
CONTENTS
Science of social management and social development
Pushkov A.A. Ideologeme «modernization» and «innovation» as a means of
articulation image of political leader…………………………………………………. 3
Davydova O.V. Types of rehabilitation leisure activities with the elderly in the
Oryol region gerontology center war veterans…………………………………….. 10
Merzlov I.Y. The role of the state in the development of public-private
partnership………………………………………………………………………………... 15
Smirnova L.V., Ershov A.S., Konovalov V.A. The problem of the temporal
classification of social services………………………………………………………. 25
Scientific tendencies of development of investments and innovations
Sheveleva O.B., Kalashnikova E.A. Evaluation of investment attractiveness of
the regionbased profiles……………………………………………………………….. 30
Jagumova Z.N. Domestic and foreign experience in realization of investment
policy in the industrial complex………………………………………………………. 40
Scientific area of use of registration-analytical systems
Shurygina O.V. Methodological tools for the accounting of environmental
costs in commercial organizations…………………………………………………... 45 45
Savkina E.S. Formation of model of accounting policies for taxation
optimization within process of tax planning at the enterprise………………….. 50 50
Ivanchenkov A.N. Model of building systems segment accounting, analysis
and control of the movement of the value of industrial
enterprises……………………………………………………………………………...… 56
Scientific directions in the field of the finance, taxes and the credit
Bogatyrev A.M. Security tax as a component of economic security……………. 64
Sultanov M.S. Trends of tax planningand forecasting at the federal level…….. 70
Voskanyan E.S. Optimization of fiscal processesin the region………………….. 85
Lyukmanov K.M. Use in the process of formation of tax strategies business
financial analysis………………………………………………………………………… 92
56
62
76
87
2
№ 7 (258) 2013
Стр.2
Наука социального управления и общественного развития
НАУКА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
УДК 328.132.7:81.276.6
А.А. ПУШКОВ
ИДЕОЛОГЕМЫ «МОДЕРНИЗАЦИЯ» И «ИННОВАЦИЯ», КАК
СРЕДСТВО АРТИКУЛЯЦИИ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
В данной статье анализируются принципы формирования образа политического лидера в
рамках системы политической коммуникации. Автором изучается место и роль идеологем
«модернизация» и «инновация» в процессе репрезентации образа политического лидера в
политическом дискурсе современной России. Исследователь подробно рассматривает смысловое
содержание и значение идеологем «модернизация» и «инновация» в условиях модернизации
политической системы Российской Федерации.
Ключевые слова: модернизация, инновация, политический дискурс, идеологема,
политический лидер, артикуляция.
В настоящее время определяющая идеологическая установка современной России
заключается в утверждении примата развития всех сфер социальной жизни, внедрении
наукоемких технологий, вхождении российского общества в глобальное экономическое и
информационное пространство.
Идеологию, в свою очередь, формируют ограниченное число идеологем, являющихся
определенными высказываниями об устройстве мира, производимых официальным
политическим дискурсом.
Сразу отметим, что у категории «идеологема» нет строго определенного значения [6].
В рамках исследования под идеологемой понимается часть какой-либо идеологии, элемент
идеологической системы.
Идеологема всегда маркирована, то есть эмоционально окрашена. Целенаправленное
использование идеологем является эффективным средством управления массовым сознанием
- идеологема легко запоминается и создает иллюзию понимания у объекта манипуляции.
Отличительным признаком идеологемы считается многократное изменение значений, либо
изначальная расплывчатость значений [3].
Идеологемы не только означают определенные политические ценности и установки,
но и влияют на политический процесс. Поэтому, рассматривая формирование образов
политических лидеров (Д.А. Медведева и В.В. Путина) в рамках идеологических концептов
современной политики, обратимся к их артикуляции в идеологемах «модернизация» и
«инновация», которые, раскрывают концептуальное ядро официальной государственной
политики.
Это поможет рассмотреть, в каком отношении идеологемы находятся с
политическими субъектами; какова роль политических субъектов в артикуляции, номинации,
формулировки значений данных идеологем и выявить каково, в свою очередь, их влияние на
образы Д.А. Медведева и В.В. Путина (обозначаемых в массовой коммуникации как
политические лидеры).
Идеологема, как объект дискурса, формируется как определенный набор суждений,
составляющих денотативное и коннотативное поле трактовки идеологем.
Эти суждения составляют избыточное значение идеологем в дополнении к их
семантическому значению.
Каждое употребление идеологем релевантно этому бесконечному полю
высказываний.
№ 7 (258) 2013
3
Стр.3
Экономические и гуманитарные науки
Так же необходимо учитывать, что идеологемы направлены на формирование в
сознании населения определенного образа мира и интериоризации определенных
представлений.
Отметим, что в научном дискурсе под модернизацией понимается – макропроцесс
перехода от традиционного к современному обществу [3].
Понятие «инновация» раскрывается, как нововведения в области техники, технологии,
организации труда и управления, основные направления использования достижений науки и
передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах
деятельности [5].
В рамках официального политического дискурса современной России, семантическое
значение категорий «инновация» и «модернизация» атрофируются, с другой стороны любое
употребление категорий «модернизация» и «инновация» даже если оно вызвано логикой
повествования, несет в себе определенное символическое значение – обозначается, как
идеологема, репрезентующая определенную идеологическую концепцию.
Нами с помощью метода контент-анализа были изучены новостные тексты,
посвященные Д.А. Медведеву и В.В. Путину, затрагивающие темы «модернизации» и
«инновации» в рамках ежедневной программы «Время» на временном промежутке с
20.12.2009 по 20.06.2010. Объем выборочной совокупности составил 104 единицы
наблюдения (текстов телевизионных новостей).
Объектом исследования являлся - официальный политический дискурс современной
России. Предметом – артикуляция и формирование образов Д.А. Медведева и В.В. Путина
посредством идеологем «модернизация» и «инновация» в рамках официального
политического дискурса современной России.
В ходе проведения исследования изучалтси несколько единиц анализа: слово,
законченное высказывание, тема, персонаж.
В текстах выборочной совокупности категории «модернизация» и «инновация»
употребляются 172 и 107 раз соответственно. Можно говорить о довольно высокой частоте
использования данных категорий в текстах телевизионных новостей программы «Время»
Первого канала.
Также стоит отметить, что за исследуемый период в рамках программы «Время» Д.А.
Медведеву и В.В. Путину было посвящено 514 текстов, практически в каждом 5-ом сюжете
поднимается тема модернизации или инновации.
Категория «модернизация» в текстах, посвященных Д.А. Медведеву употребляется
119 раз (69,2% от общего числа употреблений данной идеологемы); в текстах, посвященных
В.В.Путину - 50 раз (29%); в текстах, посвященных обоим лидерам используется 3 раза
(1,8%). На основе более частого употребления идеологемы «модернизация» в текстах,
посвященных Д.А. Медведеву, можно сделать следующие выводы:
во-первых, идеологема «модернизация» выступает как один из символов,
формирующих образ лидера, в определенной степени аутентичный ему;
во-вторых, Д.А. Медведева можно рассматривать как политического субъекта,
формулирующего концептуальное ядро данной идеологемы, задающего ее значимость и
постоянно воспроизводящего ее в официальном дискурсе.
Таким образом, идеологема «инновация», также как и «модернизация», в большей
степени связана с образом Д.А. Медведева, и, следовательно, обе идеологемы играют
важную роль в формировании его образа. Д.А. Медведев в рамках официального дискурса
репрезентуется, как «инновационный» и «модернизационный» лидер. Данное положение
можно проиллюстрировать следующими примерами:
«Модернизация – слово года в политике и в выступлениях Президента…» [1].
«Шаймиев пояснил, что поддерживает курс Дмитрия Медведева на
модернизацию» [1].
4
№ 7 (258) 2013
Стр.4