Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №12 2010 (190,00 руб.)

0   0
Страниц176
ID212578
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2010 .— №12 .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212578 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ <...> Какими словами можно убедить слушателей, что все при веденные выше термины и сведения чрезвычайM но полезны для их будущей професM 4 Высшее образование в России • № 12, 2010 сии? <...> Более того, мне хотелось бы поM казать, опираясь на собственный опыт преподавания в Российском государM ственном гуманитарном университете, неоспоримые преимущества этой ноM вации, введенной, несомненно, «декреM том», т.е. в известном смысле насильM но. <...> Здесь возможны различные варианты, ясно одно – нужно пытаться войти в сферу интересов именно данной аудиM тории, учесть специфику профессиоM нальной ориентации сидящих перед лектором слушателей. <...> А потому начинаю с широкой паноM рамы проблематики, которая далее станет отливаться в учебный курс, преM вратится в список изучаемых тем, а в конечном счете – в контрольные вопM росы для экзамена. <...> Роберт Мертон убедительно показал глубокую связь науки с социM альной структурой общества, продеM монстрировал зависимость функциоM нирования науки от других социальных институтов, от всего социокультурноM го контекста. <...> Но всё же эти области На перекрестке мнений (логика и методология науки, историM коMнаучные исследования, социология науки) не были соединены какимMто общим проектом и, можно сказать, игM норировали друг друга, обмениваясь временами вежливыми приветствиями и формальным «пожатием рук». <...> В то же время традиционные исследоваM ния в области истории естествознаM ния, которые рассматривались в качеM стве базовых для науки о науке, проM должали считаться принадлежностью самого естествознания. <...> И вот на рубеже XXI в. один из предM ставителей STS вызывающе заявляет, что именно эта область весьма значиM ма для всех, кто занимается социM альными науками, и именно STS вносит решающий вклад в решение общетеоM ретического вопроса о «природе социM альности»! <...> Хотя я не думаю (и не надеM юсь!), что комета уничтожит “диноM завров”, я уверен, STS начнут <...>
Высшее_образование_в_России_№12_2010.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА. «История и философия науки» для аспирантов: пять лет спустя .................................................................................................. 3 Н.Н. КАРПИЦКИЙ. Курс философии как поиск языка взаимопонимания .... 14 С.А. МАЗАЕВ. Гений и злодейство (о нравственных основаниях научного поиска) .............................................................................................................. 21 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ В.Э. ГОРДИН, Е.В. КОРЧАГИНА. Театральные технологии в обучении менеджменту в вузе ........................................................................................ 28 Б.А. ЖИГАЛЕВ. Организационные основы управления развитием вуза .......... 35 А.А. ФАКТОРОВИЧ. Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС.............................................................. 40 И.А. ВОЛОШИНА, И.О. КОТЛЯРОВА, Ю.В. ТЯГУНОВА. Маркетинг в дополнительном образовании ..................................................................... 48 ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А.Л. АРЕФЬЕВ. Китайские студенты в России .................................................... 54 Н.Б. КИРИЛЛОВА. Высшее образование во Франции: смена институциональной парадигмы...................................................................... 66 EDUCATION ONLINE Ю.Б. РУБИН, Э.Ю. СОБОЛЕВА. Управление качеством электронного обучения на основе европейских стандартов ............................................... 74 С.А. ЩЕННИКОВ. Дидактика электронного обучения ...................................... 83 Г.П. СЕМЕНОВА. Подготовка инженерных кадров с помощью ДОТ .............. 90 В.М. ЛАТЕНКОВА. Перспективы образовательного Интернеттелевидения ................................................................................... 95 ЮБИЛЕЙ Гуманитарный факультет в техническом вузе: 20 лет развития.........101 В.М. РОММ, Т.А. РОММ. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе .............................................................................................. 104
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н П. Огородникова Зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Давыдова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 25.11.2010 Усл. п. л. 11. Тираж 2100 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ Г.В. ПАРШУКОВА. Университет как центр культуры региона................................................................... 114 Н.И. КОЛЕСНИКОВА. Преподавание речеведческих дисциплин в нефилологическом вузе ................. 119 О.В. ЗИНЕВИЧ, Е.А. РУЗАНКИНА. Этические аспекты внедрения инноваций в сферу образования ...... 127 И.А. ВАЛЬДМАН. Социокультурная рефлексия свободы: политогенез и культурноисторическая память .................................................................... 131 Л.А. ОСЬМУК. Образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья ................................................................ 137 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ О.В. ЕРЕМИНА. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов ......................................................... 144 О.А. ПЯТАКОВА. Формирование иноязычной культуры студентов неязыковых специальностей .................................................... 147 Н.А. ГОГИНА. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства .............................. 151 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА З.А. ДЕМЧЕНКО. Научнообразовательная школа студентаисследователя ...................................... 155 Н.А. ТАРАСЮК, Ю.И. СЕМЕНОВА. Развитие рефлексивных умений как основа профессиональной подготовки .......................... 159 Наши авторы.................................................... 163 Указатель статей за 2010 год.......................... 165 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА, профессор Российский государственный гуманитарный университет «История и философия науки» для аспирантов: пять лет спустя Подводятся некоторые концептуальные и организационные итоги 5летнего пре подавания курса истории и философии науки для аспирантов в отечественных вузах. На основании собственного опыта чтения лекций в РГГУ автором предлагается иде ология его совершенствования. Преподавателям философии, как известно, всегда нравилось работать с аспирантами. Читать для них лекции и престижно, и интересно. Люди взрос лые, самостоятельные, отобранные по мощному конкурсу, они способны ре шать почти любые образовательные задачи, часто задают нетривиальные и неожиданные вопросы, способны рас суждать смело и самостоятельно. По этому между занятиями с аспиранта ми и занятиями со студентами дистан ция огромного размера. Однако еще в 80е гг. один известный профессор МГУ, который издавна специализиро вался на преподавании философии для аспирантов физфака, поморщившись, бросил среди коллег крылатую фразу: «У аспиранта ум коротенький!..» Что здесь схвачено? Аспирант на целен на выполнение исследователь ской работы в весьма сжатые сроки. Собственно, для выполнения этой ра боты он и продолжил свое образова ние, чтобы стать, как говорится, спе циалистом высшей квалификации. Но ведь завершить исследование в срок и сдать экзамен – совершенно разные задачи. От экзаменов кандидатского минимума надо избавиться как можно скорее и полностью сосредоточиться на диссертационной теме. Такая целе устремленность является глубоко ра циональной. Подготовиться к экзаме ну по специальности – это понятно, овладеть английским – тоже понятно: чтение иностранной литературы по те матике соответствующей профессии только приветствуется. Но филосо фия?! С какого боку припека? При знаться, самой мне всегда неловко пе релистывать рефераты по проблемам философии Ницше, Шопенгауэра, о понятии «всеединство» Владимира Соловьева, задавать экзаменационный вопрос о, скажем, «априоризме Кан та», когда передо мной сидит химик органик, физиклазерщик, представи тель кафедры зоологии беспозвоноч ных… Машинописные рефераты, ко нечно, переходили из рук в руки (тогда не было Интернета), обновлялась толь ко обложка с именем экзаменующего ся. По моим наблюдениям, некоторые тексты курсировали не менее 10–15 лет. Молодой человек, поднявшийся из лаборатории, где он возился с осцил лографом, или девушка, оторвавшаяся от микроскопа, где она разглядывала какихто неведомых мне рачков, смот рели на философаэкзаменатора не сколько мутновато, но храбро и не слишком уверенно произносили слова «агностицизм», «экзистенциализм», «элеаты», «трансцендентальный иде ализм» и тому подобное. Какими словами можно убедить слушателей, что все приведенные выше термины и сведения чрезвычай но полезны для их будущей профес
Стр.3