Сущность и содержание социальной педагогики как отрасли интегрированного знания ………………………………. <...> Социально-педагогическая деятельность как процесс §1 Сущность и содержание социально-педагогического процесса ……………………………………………………………. <...> Социальное формирование личности как педагогическая проблема …………………………………. <...> Профессиональное становление молодого социального педагога в процессе его подготовки в высшей школе предполагает не только овладение определенной совокупностью знаний, умений и навыков, но и его личностное самосовершенствование, активизацию жизненной позиции и субъектной активности, воспитание у него профессионально значимых личностных и профессиональных качеств. <...> 5 Целью социальной педагогики как учебной дисциплины является раскрытие научной картины социально-педагогической действительности работы с людьми в качестве социальных педагогов, социальных работников, организаторов и руководителей в производственной, коммерческой, военной, досуговой и других сферах общества. <...> Содержание учебного пособия направлено на подготовку студентов, обучающихся по специальности 050711 – Социальная педагогика, к осознанию личностной и социальной значимости своей социальнопедагогической профессии; позволяет овладеть основами теории социальной педагогики как учебного предмета и профессии; формирование позитивных личностных и профессиональных качеств студентов посредством самовоспитания, самообразования, социальной и профессиональной ориентации. <...> Сущность и содержание социальной педагогики как отрасли интегрированного знания Педагогика (от греч. «paida gogos»: «paida» – ребенок, «gogos» – вести, что означает «детоводитель» или «ведущий дитя») – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности [2, 11]. <...> В настоящее время в современной России формируются опыт социально-педагогической работы <...>
Социальная_педагогика_(1).pdf
УДК 371.9
ББК 74.6
Т31
Научный редактор:
Синенко В.П., кандидат педагогических наук, доцент,
декан факультета педагогики и методики начального образования
Орского гуманитарно-технологического института (филиала)
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Рецензенты:
Левашова Г.Н., заслуженный учитель Российской Федерации,
кандидат педагогических наук,
директор ГОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска;
Стахова В.В., кандидат юридических наук, доцент
кафедры государственно-правовых дисциплин Орского филиала
НОУ ВПО «Московская финансово-юридическая академия»
Телина И.А.
Т31
Социальная педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие /
И.А. Телина. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 190 с.
ISBN 978-5-9765-1951-0
В учебном пособии рассматриваются научно-теоретические
основы социальной педагогики, раскрываются специфика и структура
профессиональной деятельности социального педагога.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений,
может быть полезно практикующим специалистам в области социальной
педагогики, социальной работы, работникам образовательных
учреждений и управления социальной защиты населения.
УДК 371.9
ББК 74.6
ISBN 978-5-9765-1951-0
© Телина И.А., 2010
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………. 5
Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
Глава 1. Социальная педагогика как наука и сфера
7
практической деятельности ……………………………………….. 7
§1. Сущность и содержание социальной педагогики как
отрасли интегрированного знания ………………………………... 7
§2. Основные категории, функции и задачи социальной
педагогики ………………………………………………………….. 26
§3. Характеристика основных принципов социальной
педагогики ………………………………………………………….. 33
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………... 49
Список литературы ………………………………………………. 50
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность как процесс
§1 Сущность и содержание социально-педагогического
процесса ……………………………………………………………..
§2 Общая характеристика основных компонентов социально52
52
педагогического
процесса …………………………………………. 54
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………... 68
Список литературы ………………………………………………. 68
Раздел II. Специфика и структура профессиональной
деятельности социального педагога ……………………………… 70
Глава 1. Профессиональная деятельность социального педагога 70
§1 Государственные требования к уровню подготовки
специалиста ………………………………………………………… 70
§2 Функциональные и должностные права и обязанности
социального педагога ……………………………………………… 77
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………... 95
Список литературы ………………………………………………. 95
Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога ….. 97
§1 Профессиональные и духовно-нравственные качества
социального педагога ……………………………………………… 97
3
Стр.3
§2 Этические нормы и ценности профессиональной
деятельности социального педагога ……………………………… 107
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………... 124
Список литературы ………………………………………………. 125
Раздел III. Социальное формирование личности
как педагогическая проблема …………………………………....... 127
Глава 1. Общие закономерности развития человека …………… 127
§1 Понятие о развитии ребенка ……………………………….... 127
§2 Факторы развития личности ребенка ………………………. 132
§3 Понятие нормы и отклонения от нормы развития
в социальной педагогике ………………………………………….. 137
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………... 161
Список литературы ………………………………………………. 162
Глава 2. Социальное становление личности с точки зрения
педагогики ………………………………………………………….. 164
§1 Источники и движущие силы социального развития
ребенка ……………………………………………………………... 164
§2 Социализация личности как социально-педагогическое
явление ……………………………………………………………... 169
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………... 187
Список литературы……………………………………………….. 188
4
Стр.4