Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Развитие одаренности личности в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) (150,00 руб.)

0   0
Первый авторОльховская Е. Ю.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц266
ID211524
АннотацияВ пособии отражены вопросы теории и практики воспитания из одаренных детей культурной элиты. В первой части проекта изложена программа курса (цель, задачи, тематический план и т. д.); во второй части раскрыто содержание лекционных и семинарских занятий и даны рекомендации по его освоению. В пособии использованы материалы М. В. Бояркиной по проблеме гендерного подхода к воспитанию элиты.
Кому рекомендованоПредполагаем, что учебное пособие представляет интерес для специалистов в области философии и истории образования, педагогики, для магистрантов, аспирантов, докторантов, для преподавателей общепедагогических дисциплин и учителей школы.
ISBN978-5-85158-694-1
УДК373
ББК433
Ольховская, Е. Ю. Развитие одаренности личности в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) : учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Е. Ю. Ольховская .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 266 с. — ISBN 978-5-85158-694-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/211524 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е. Ю. Ольховская Развитие одаренности личности в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> Е. Ю. Ольховская Развитие одаренности личности в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2010 УДК 33 ББК 433 О 567 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> К. Г. Эрденеева, д-р пед. наук, профессор ЧитГУ Ольховская, Е. Ю. Развитие одаренности личности в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) : учеб. пособие / Е. Ю. Ольховская ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> В пособии использованы материалы М. В. Бояркиной по проблеме гендерного подхода к воспитанию элиты. <...> Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема современной науки и практики (общие основы элитарной педагогики). <...> Элитарный педагогический процесс и особенности его организации. <...> Профессионализация и персонализация элитарной личности в системе вузовского и послевузовского образования. <...> Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема современной науки и практики. <...> Профессионализация и персонализация элитарной личности в системе вузовского и послевузовского образования. <...> Данный прогноз подводят педагогическую общественность к пониманию необходимости возвращения социального внимания к школьным образовательным учреждениям и формам, нацеленным на воспитание будущей элиты из одаренных личностей. <...> Содержание понятия «элитарное образование» позволяет наиболее полно раскрыть процесс воспитания высшей социальной страты общества. <...> Понятие «образование элиты», включая понятие «воспитание элиты», одновременно раскрывает специфику характеристики элитарного образования как ценности, педагогической системы, процесса движения одаренного субъекта в образовательном <...>
Развитие_одаренности_личности_в_системе_непрерывного_образования_(школа –_вуз_–_послевузовское_образование).pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Е. Ю. Ольховская Развитие одаренности личности в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2010
Стр.2
УДК 33 ББК 433 О 567 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск И. И. Катанаев, канд. физ.-мат. наук, ректор ЗабГГПУ Рецензенты А. В. Рогова, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ К. Г. Эрденеева, д-р пед. наук, профессор ЧитГУ Ольховская, Е. Ю. Развитие одаренности личности в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) : учеб. пособие / Е. Ю. Ольховская ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010 – 265 с. ISBN 978-5-85158-694-1 В пособии отражены вопросы теории и практики воспитания из одаренных детей культурной элиты. В первой части проекта изложена программа курса (цель, задачи, тематический план и т. д.); во второй части раскрыто содержание лекционных и семинарских занятий и даны рекомендации по его освоению. В пособии использованы материалы М. В. Бояркиной по проблеме гендерного подхода к воспитанию элиты. Предполагаем, что учебное пособие представляет интерес для специалистов в области философии и истории образования, педагогики, для магистрантов, аспирантов, докторантов, для преподавателей общепедагогических дисциплин и учителей школы. УДК 33 ББК 433 ISBN 978-5-85158-694-1 © ЗабГГПУ, 2010 © Ольховская Е. Ю., 2010
Стр.3
Содержание Введение ....................................................5 Часть I. Рабочая программа элективного курса «Развитие одаренности личности в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование)» ..........12 Задачи курса, структура и основное содержание. . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Раздел I. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема современной науки и практики (общие основы элитарной педагогики). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 Раздел II. Одаренный ребенок как субъект детства. . . . . . . . . . . . . . . . .20 Раздел III. Элитарный педагогический процесс и особенности его организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Раздел IV. Профессионализация и персонализация элитарной личности в системе вузовского и послевузовского образования. . . . . . . . . . . . . . .24 Часть II. Тематика и содержание лекционных и семинарских занятий ........................................25 Раздел I. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема современной науки и практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 Раздел II. Одаренный ребенок как субъект детства. . . . . . . . . . . . . . . .113 Раздел III. Процесс элитарного образования и особенности его организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135 Раздел IV. Профессионализация и персонализация элитарной личности в системе вузовского и послевузовского образования. . . . . . . . . . . . . .221 Вопросы к зачету. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262 Библиографический список ...................................263 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ По прогнозам социологов развитие будущего общества будет носить постиндустриальный характер, с господствующим в нем информационным производством и появлением нового правящего класса «научно-исследовательской элиты». Данный прогноз подводят педагогическую общественность к пониманию необходимости возвращения социального внимания к школьным образовательным учреждениям и формам, нацеленным на воспитание будущей элиты из одаренных личностей. Содержание понятия «элитарное образование» позволяет наиболее полно раскрыть процесс воспитания высшей социальной страты общества. При этом воспитание предполагает создание социумом условий, с одной стороны, для подготовки людей, занимающих ведущие позиции в выработке образцовых ценностей общества и направляющих его генезис; с другой – для развития в образовании высоких имманентных профилирующих способностей одаренного человека, направленного на становление личности с продленной и бессрочной персонализацией. Понятие «образование элиты», включая понятие «воспитание элиты», одновременно раскрывает специфику характеристики элитарного образования как ценности, педагогической системы, процесса движения одаренного субъекта в образовательном пространстве (от среднего к послевузовскому), результата присвоения ценностей, формирующихся в процессе образовательной деятельности элитарных структур. В соответствии с положениями элитологии, дифференцирующей гносеологию и онтологию элиты на элитарный, эгалитарный и межпарадигмальный подходы, и в результате исторического анализа решения проблемы воспитания и развития данные подходы были введены и в педагогическое осмысление методологии элитарного образования. Представители элитарной парадигмы (Платон, Ф. Гальтон, А. Бине, Ч. Спирмен, П. П. Блонский, В. М. Экземплярский) трактовали элитарное образование как ведущий социальный институт, воспитывающий доминанту об5
Стр.6
щества из одаренных и талантливых людей. Сторонники эгалитарной (К. А. Гельвеций, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. В. Руднев) отдавали приоритет социальным факторам развития человека и массовому образованию как институту, представляющему интересы большей части граждан. Межпарадигмальный подход (С. И. Гессен, Н. И. Кареев, В. А. Петровский, В. Д. Шадриков) снимал необходимость ранжирования наследственности и воспитания, а также противопоставления элитарного и массового образования и создавал возможность их рассмотрения как взаимодополняющих феноменов. В формирующейся элитологии понятие «элиты» как высшей страты системы социальной стратификации стало дополняться понятием «элитарная личность», объединившим характеристики высокого развития мотивации, творчества, интеллектуальных и духовных способностей. Данное понятие предполагало разведение с понятием «обычная индивидуальность» (личность с массовым сознанием) и выявление роли принципов антропологической дифференциации и иерархического персонализма в построении методологии элитарного образования. Раскрытие содержания принципа антропологической дифференциации восходит к идеям природосообразного образования, преследующего цель создания образовательного пространства, направленного на развитие высоких и уникальных способностей одаренной личности. Реализация идей иерархического персонализма предлагает дифференцирование «образцов» (А. П. Булкин) воспитания личностей массовым и элитарным сознанием и элитарной личности на основе исследования специфики их персонализации, то есть отражает идеи принципов культуро- и идеалосообразности. Если персонализация личности с массовым сознанием соотносится с ее вкладами в людей ближайшего окружения, то персонализация личности с элитарным сознанием имеет высокое социокультурное значение, так как воздействие ее творческого пространства носит широкий общественный, продленный и даже бессрочный характер. В качестве критериев элитизации личности (высшего уровня развития ее одаренности) рассматриваются: теоретическое и стратегическое мышление, ярко выраженная индивидуальность, неадаптивная активность, готовность к творческому и духовному поиску; широкое, социально значимое культурное пространство и персональная представленность в культуре, способность подняться над «всеобщим» (Кьеркегор) и внести свой вклад в развитие культуры. При этом дифференцирование «образцов» воспитания личностей с элитарным и массовым сознанием основывается на идеях первичности становления духовных ценностей (объединяющих идеал воспитания «абсолютной» и «обычной» (Г. К. Ашин) индивидуальности) и повышенной экологической ответственности элитарной личности. 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.