УДК 338.48
ББК 65.290-2/65.433
Б59
Редакторы:
Харитонова Татьяна Викторовна – кандидат экономических наук, доцент, доцент
Департамента отраслевых рынков факультета экономики и бизнеса Финансового
университета при Правительстве Российской Федерации;
Шаркова Антонина Васильевна – доктор экономических наук, профессор, руководитель
Департамента отраслевых рынков факультета экономики и бизнеса Финансового
университета при Правительстве Российской Федерации.
Рецензенты:
Зворыкина Татьяна Ивановна – доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН,
руководитель центра научных исследований и технического регулирования в сфере услуг
Института региональных экономических исследований, профессор кафедры туризма и
культурного наследия Российского нового университета;
Никитина Юлия Андреевна – начальник отдела координации туристской деятельности
Министерства культуры Республики Карелия.
Б59 Бизнес-планирование в туризме: Учебник для студентов бакалавриата,
обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / Под общей
редакцией к.э.н., доцента Т.В. Харитоновой; д.э.н., профессора А.В.
Шарковой. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2023. – 308 с.
ISBN 978-5-394-05198-2
Учебник раскрывает основное содержание тем дисциплины «Бизнеспланирование
в туризме» в соответствии с рабочей программой. Учебник носит
практико-ориентированный характер, большое внимание в нем уделено подборке
реальных ситуаций и примеров из практики функционирования и государственного
регулирования туристских организаций. Практическая часть учебника содержит
контрольные вопросы, тестовые задания, расчетно-аналитические и ситуационные
задачи (кейсы) по каждой теме.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02
«Туризм», а также всех, кто связан с проблемами планирования и управления в
современных экономических условиях.
Подписано в печать 10.08.2022. Формат 60х90 1/16.
Печать цифровая. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 19,5.
Тираж 500 экз.
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732
E-mail: sales@dashkov.ru – отдел продаж;
9 7 8 5 3 9 4 0519 82
Отпечатано: Акционерное общество
«Т8 Издательские Технологии»
109316, Москва, Волгоградский проспект, дом 42, корпус 5
Тел.: 8 (499) 322-38-30
© Коллектив авторов, 2017
ISBN 978-5-394-05198-2
© Коллектив авторов, 2019, с изменениями
2
Стр.2
Содержание
Введение .................................................................................................. 7
Глава 1. Понятие и значение бизнес-планирования
в управлении туристской фирмой ..................................................... 9
1.1 Сущность организации плановой деятельности туристкой
организации ..................................................................................... 9
1.2. Особенности формирования основных направлений
и пропорций деятельности туристских организаций .................. 15
1.3. Бизнес-планирование – особая форма организации плановой
деятельности туристской организации ......................................... 20
1.4. Сбалансированная система показателей – важнейший
инструмент в системе бизнес-планирования деятельности
туристской организации ................................................................. 31
1.5. Бизнес-план – результат проектного планирования
деятельности туристской организации ......................................... 36
Практикум ............................................................................................... 41
Глава 2. Информационное и методическое обеспечение
бизнес-планирования ........................................................................... 48
2.1. Источники информации для бизнес-планирования в туризме ... 48
2.2. Система сбора внешней информации и информационные
ресурсы, используемые в процессе бизнес-планирования ......... 51
2.3. Методы обработки и интерпретации информации,
используемые в бизнес-планировании ......................................... 54
2.4. Методические подходы к разработке бизнес-плана в туризме
с использованием системы Project Expert .................................... 57
Практикум .............................................................................................. 79
Глава 3. Особенности формирования бизнес-идеи в туризме ...... 86
3.1. Понятие и значение бизнес-идей в туризме ................................. 86
3.2. Факторы, влияющие на разработку бизнес-идей в туризме ....... 90
3.3. Методы разработки бизнес-идей ................................................... 96
3.4. Альтернативные бизнес-идеи, выбор и особенности их
реализации ...................................................................................... 103
Практикум .............................................................................................. 112
4
Стр.4
Глава 4. Планирование ассортиментной политики турфирмы ... 119
4.1. Формирование ассортимента услуг турфирмы ............................ 119
4.2. Подходы к планированию ассортиментной политики
турфирмы .........................................................................................
Практикум .............................................................................................. 143
136
Глава 5. Расчет потребности в ресурсах туристской фирмы ...... 152
5.1. Экономические ресурсы туристской фирмы:
бизнес-стратегия и планирование ................................................. 152
5.2. Планирование материально-технической базы туристской
фирмы как основы ее функционирования .................................... 156
5.3. Планирование трудовых ресурсов туристской фирмы ............... 167
5.4. Планирование финансовых ресурсов туристской фирмы .......... 174
5.5. Особенности формирования ресурсов социально
ориентированных некоммерческих организаций в сфере
туризма ............................................................................................. 178
Практикум ............................................................................................... 182
Глава 6. Формирование объемных и качественных
показателей плана туристской фирмы ............................................ 187
6.1. Планирование производственной (продуктовой) программы
туристской фирмы .......................................................................... 187
6.2. Планирование затрат туристской фирмы на обеспечение
текущей деятельности .................................................................... 193
6.3. Расчет финансовых результатов деятельности туристской
фирмы ............................................................................................... 201
6.4. Планирование инвестиций и оценка их эффективности ............. 205
Практикум .............................................................................................. 219
Глава 7. Планирование конкурентных преимуществ
туристской фирмы ............................................................................... 214
7.1. Конкурентоспособность туристской фирмы:
понятие и методы оценки ............................................................... 214
7.2. Конкурентные преимущества туристской фирмы и выработка
стратегий их достижения ............................................................... 219
5
Стр.5
7.3. Планирование основных направлений повышения
конкурентоспособности туристской фирмы ................................ 223
Практикум ............................................................................................... 230
Глава 8. Реализация, контроль и оценка плановых
показателей туристской фирмы ........................................................ 236
8.1. Реализация плановых показателей в бюджетном бизнеспланировании
.................................................................................. 236
8.2. Политика как основной инструмент реализации плановых
показателей в бюджетном бизнес-планировании ........................ 240
8.3. Особенности реализации плановых показателей в проектном
бизнес-планировании ...................................................................... 255
8.4. Контроль за ходом реализации бизнес-планов и достижением
плановых показателей туристских фирм ...................................... 261
8.5. Оценка плановых показателей туристских организаций
и степени их выполнения ............................................................... 269
Практикум ............................................................................................... 272
Глава 9. Государственное регулирование туристской
деятельности ......................................................................................... 279
9.1. Основы правового регулирования туристкой деятельности ...... 279
9.2. Государственное регулирование туристкой деятельности ......... 283
9.3. Тенденции развития туризма в Российской Федерации ............. 294
Практикум ............................................................................................... 299
Ключи к тестам ..................................................................................... 302
Библиографический список ............................................................... 303
6
Стр.6