Педагогическая практика является основой для интегрирования
учебных дисциплин в целостное представление о профессии, обеспечивая
логическую завершенность профессиональной подготовки студентов. <...> По результатам производственной (профессионально-ориентированной) практики студенты получают дифференцированную оценку, которая складывается из следующих параметров:
– уровень сформированности профессионально-педагогических
умений, определяемый по коэффициенту выраженности методических
умений и навыков в процессе проведения учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта;
– эффективность проведения урочной формы занятий, спортивномассовых и воспитательных мероприятий;
– уровень анализа и самоанализа;
– качество оформления отчетной документации;
– проявление творчества и инициативы. <...> Основные задачи практик
4 курс
-знакомство с современным состоянием работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и
организациях по профилю специальности;
– применение на практике методов спортивной тренировки;
– углубление и закрепление общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний, полученных в вузе, формирование умений
применять их на практике;
– адаптация студентов к новым социально-экономическим условиям;
– формирование инновационного, творческого подхода к профессии;
– выработка и формирование профессиональной компетентности
специалиста;
– работа в качестве помощника тренера-преподавателя в группах
начальной подготовки;
– анализ литературных источников по теме курсовой работы. <...> Структура практик
№
Виды
п/п
1 Производственная
(профессиональноориентированная)
практика студентов
предвыпускного курса
(по специальности)
2
Производственная
(профессиональноориентированная)
практика студентов
выпускного курса (по
специализации)
Курс
Семестр
4
8
5
9
Место
прохождения
Учреждения дополнительного образования
физкультурно-спортивной <...>
Производственная_(профессионально-ориентированная)_практика_студентов_факультета_физической_культуры_специальности_032101_Физическая_культура_и_спорт.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ) ПРАКТИКА
СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032101 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Учебно-методическое пособие
Чита
ЗабГГПУ
2009
Стр.2
УДК 378.14(075.3)
ББК Ч486.73я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты
М. Ю. Швецов, д-р пед. наук, профессор,
директор института социально-политических систем ЧитГУ;
В. Н. Прокофьева, канд. биол. наук, профессор кафедры МБО ЗабГГПУ
Производственная (профессионально-ориентированная) практика
студентов факультета физической культуры специальности 032101 Физическая
культура и спорт : учеб.-метод. пособие / М. Ю. Федорова, В. С. Астафьев,
А. А. Фетисов, Л. М. Верещагина; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – 182 с.
ISBN 978-5-85158-568-5
В издании представлены организационно-правовые аспекты производственной
(профессионально-ориентированной) практики студентов, построе-ние
учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах и методические
рекомендации по организации и проведению производственной (профессионально-ориентированной)
практики.
Учебно-методическое пособие рекомендовано студентам-практикантам и
тренерам-преподавателям ДЮСШ, ОСДЮШО, УОР, методистам баз практик.
УДК 378.14(075.3)
ББК Ч486.73я73
ISBN 978-5-85158-568-5
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .........................................................................................................5
Глава I. Цели, задачи, структура производственной
(профессионально-ориентированной) практики студентов ФФК
специальности 032101 Физическая культура и спорт ...............................6
Глава II. Построение учебно-тренировочного процесса в детскоюношеских
спортивных школах ..................................................................8
2.1. Основные понятия в теории и методике
спортивной тренировки ........................................................................8
2.2. Структура процесса спортивной подготовки .............................14
2.3. Виды подготовки в процессе спортивной тренировки .............26
2.4. Основы построения спортивной тренировки ............................47
2.5. Периодизация учебно-тренировочного процесса ......................69
2.6. Основные средства, методы и принципы, применяемые
в спортивной тренировке ....................................................................77
2.7. Технология планирования учебно-тренировочного процесса ....97
2.8. Отбор в системе подготовки спортсменов ...............................108
2.9. Контроль в системе подготовки спортсменов ..........................117
2.10. Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов ........126
Глава III. Методические рекомендации по организации
и проведению производственной (профессиональноориентированной)
практики .....................................................................128
3.1. Положение о производственной (профессиональноориентированной)
практике студентов факультета физической
культуры специальности 032101 Физическая культура и спорт ..128
3.2. Учебная программа производственной (профессиональноориентированной)
практики .............................................................135
Библиографический список ......................................................................162
Приложение ................................................................................................168
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая практика на факультете физической культуры – важнейшее
связующее звено между обучением будущих педагогов и их самостоятельной
профессиональной деятельностью в образовательных учреждениях.
В процессе производственных (профессионально-ориентированных)
практик происходит формирование целостной структуры профессиональной
деятельности педагога по физической культуре и спорту на основе интегрирования
профессиональных умений и навыков (Е. В. Крякина, 2006).
Качественное решение совокупности задач на всех этапах педагогической
практики обеспечивает выполнение установленных Государственным
образовательным стандартом ВПО второго поколения требований
к минимуму содержания, уровню знаний и умений, которыми должен
овладеть будущий специалист по физической культуре и спорту.
Главное условие эффективности производственной (профессионально-ориентированной)
практики – включение в содержание работы студентов
заданий, наиболее адекватно отражающих будущую профессиональную
деятельность, способствующих формированию профессионально значимых
умений и навыков и раскрытию их творческого потенциала.
Педагогическая практика является основой для интегрирования
учебных дисциплин в целостное представление о профессии, обеспечивая
логическую завершенность профессиональной подготовки студентов.
В соответствии с программой практики студенты выполняют виды
работ по следующим разделам: организационно-ознакомительному, методической,
учебно-тренировочной, воспитательной, спортивно-массовой
и научно-исследовательской работе.
По результатам производственной (профессионально-ориентированной)
практики студенты получают дифференцированную оценку, которая
складывается из следующих параметров:
– уровень сформированности профессионально-педагогических
умений, определяемый по коэффициенту выраженности методических
умений и навыков в процессе проведения учебно-тренировочных занятий
по избранному виду спорта;
– эффективность проведения урочной формы занятий, спортивномассовых
и воспитательных мероприятий;
– уровень анализа и самоанализа;
– качество оформления отчетной документации;
– проявление творчества и инициативы.
Высокий уровень требований, предъявляемых к будущему специалисту
по физической культуре и спорту, диктует необходимость поиска
путей решения качественной подготовки студентов к педагогической деятельности,
в частности, создания новых подходов к организации производственной
(профессионально-ориентированной) практики.
5
Стр.6