Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Ценностные ориентации современных студентов: этнопсихологический аспект (150,00 руб.)

0   0
Первый авторДагбаева С. Б.
АвторыСанжаева Р. Д., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц138
ID211453
АннотацияВ монографии рассматривается проблема ценностных ориентаций личности в этнопсихологическом контексте. Обсуждается вопрос формирования ценностных ориентаций в процессе социализации, в том числе этнической. Представлены результаты кросс-культурного исследования системы ценностных ориентаций современных студентов.
Кому рекомендованоРабота представляет интерес для научных работников, психологов, педагогов вузов и школ, аспирантов, студентов психолого-педагогических специальностей.
ISBN978-5-85158-339-1
УДК152.32
ББКЮ952+Ю937.4
Дагбаева, С. Б. Ценностные ориентации современных студентов: этнопсихологический аспект : монография / Р. Д. Санжаева; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; С. Б. Дагбаева .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2008 .— 138 с. — Библиогр.: с. 119-133 (221 назв.) .— ISBN 978-5-85158-339-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/211453 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Р.Д. Санжаева ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Чита–2008 ББК Ю952+Ю937.4 УДК 152.32 Д 14 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Ценностные ориентации современных студентов: этнопсихологический Д 14 аспект : монография / С.Б. Дагбаева, Р.Д. Санжаева ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> Представлены результаты кросс-культурного исследования системы ценностных ориентаций современных студентов. <...> Среди работ, непосредственно посвященных развитию системы ценностных ориентаций студентов в период обучения в вузе, можно назвать исследования таких авторов, как А.В. Серый [163], Э.Н. Фанталова [184], М.С. Яницкий [214] и др. <...> Например, это непосредственно касается бурятского этноса, проживающего на территориях трех субъектов России – Республики Бурятия, двух Бурятских автономных округов в соседних областях – Агинского (АБАО) в Читинской области и Усть-Ордынского (УОБАО) в Иркутской области. <...> 4 В первой главе монографии «Теоретические основы исследования ценностных ориентаций личности» представлен анализ теоретических подходов к проблеме ценностных ориентаций личности, их формирования в процессе социализации, определяются основные понятия, анализируются различные аспекты проблемы, представленные в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, рассматриваются традиционные ценности бурятского этноса. <...> Во втором параграфе «Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации» представлено, что формирование ценностных ориентаций на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного <...>
Ценностные_ориентации_современных_студентов_этнопсихологический_аспект__монография__С.Б._Дагбаева,_Р.Д._Санжаева_;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н.Г. Чернышевского С.Б. Дагбаева Р.Д. Санжаева ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Чита–2008
Стр.2
ББК Ю952+Ю937.4 УДК 152.32 Д 14 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Рецензенты: М.С. Яницкий, доктор психологических наук, профессор, КемГУ; В.И. Екинцев, кандидат психологических наук, доцент, ЗабГГПУ Ответственный редактор: К.И. Воробьева, доктор психологических наук, профессор, ДВ ГУПС Д 14 Дагбаева С.Б. Ценностные ориентации современных студентов: этнопсихологический аспект : монография / С.Б. Дагбаева, Р.Д. Санжаева ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита: изд-во ЗабГГПУ, 2008– 135 c. ISBN 978-5-85158-339-1 В монографии рассматривается проблема ценностных ориентаций личности в этнопсихологическом контексте. Обсуждается вопрос формирования ценностных ориентаций в процессе социализации, в том числе этнической. Представлены результаты кросс-культурного исследования системы ценностных ориентаций современных студентов. Работа представляет интерес для научных работников, психологов, педагогов вузов и школ, аспирантов, студентов психолого-педагогических специальностей. ББК Ю952+Ю937.4 УДК 152.32 © ЗабГГПУ, 2008 ISBN 978-5-85158-339-1 © Дагбаева С.Б., 2008 © Р.Д. Санжаева, 2008
Стр.3
Введение В настоящее время исследование ценностных ориентаций рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Изучение ценностных ориентаций современных россиян имеет особое значение, поскольку Россия – поликультурная страна и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования. В этом плане можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и векторах их изменений в последние годы, анализируя которые можно четко увидеть перемены, происходящие в обществе. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ, тем более это важно в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет из себя студенчество. Ценности, как интериоризованные в сознании личности нормы и правила общества, представляют собой результат действия различных механизмов социализации, под воздействием которых человек оказывается с самого рождения. Признается, что ценности, доминирующие в обществе – это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни в меняющихся условиях напрямую влияет на ценности. Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется, и, анализируя ценности, можно четко увидеть изменения в культуре и самой личности. Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов [68], В.Б. Ольшанский [135], Д.Н. Узнадзе [183], В.А. Ядов [213] и др. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли В.С. Мерлин [114], В.Н. Мясищев [127], Б.Д. Парыгин [137] и др. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп активно изучалась в работах В.П. Вардомацкого [31], Д.А. Леонтьева [102], С.Г. Климовой [81], 3
Стр.4
Н.И. Лапина [95], М.С. Яницкого [214] и др. Кросс-культурные различия ценностных ориентаций исследовались В.С. Агеевым [3], Т.Б. Беляевой [18], В.М. Бызовой, [27] Г.Г. Дилигенским [56], И.С. Коном [86], Н.М. Лебедевой [96] и др. Исследования трансформации ценностных ориентаций в новых исторических условиях тесно связываются с процессом социализации. В процессе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Г.М. Андреева [6], А.Г. Асмолов [12], В.Г. Леонтьев [100], В.С. Мухина [124] и др.). Ценностное самоопределение особенно актуально для молодежи, студенчества, которые уже не связаны с прежними ценностями, но и не восприняли полностью ценности современного демократического общества. Эта неопределенность обращает их к традиционным, этническим ценностям, которые кажутся более устойчивыми. Вопросы развития системы ценностей в университетской образовательной и социальной среде также затрагивались рядом известных авторов, многими видными отечественными психологами. Среди работ, непосредственно посвященных развитию системы ценностных ориентаций студентов в период обучения в вузе, можно назвать исследования таких авторов, как А.В. Серый [163], Э.Н. Фанталова [184], М.С. Яницкий [214] и др. Период обучения в вузе характеризуется закладыванием основ будущего вида деятельности – реализации себя в профессиональном плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего – жизнедеятельности в целом, т.е. одновременным протеканием процессов профессионального и личностного самоопределения. Ведущую роль в развитии этих взаимообусловленных процессов личностного роста играет формирование и развитие ценностных ориентаций. Тема исследования также продиктована сложившейся социальной ситуацией: тенденцией ассимиляции культур коренных народов, обострившимися проблемами межкультурного диалога, связанными с объединением регионов. Например, это непосредственно касается бурятского этноса, проживающего на территориях трех субъектов России – Республики Бурятия, двух Бурятских автономных округов в соседних областях – Агинского (АБАО) в Читинской области и Усть-Ордынского (УОБАО) в Иркутской области. В настоящее время происходит процесс объединения округов с областями. Монография состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 221 наименование. Работа иллюстрирована 25 таблицами, 7 рисунками с диаграммами. 4
Стр.5
Оглавление Введение ................................................................................................. Глава I. Теоретические основы исследования системы ценностных ориентаций личности ..................................................................... 1.1. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности ....................................................................................................... 1.2. Формирование системы ценностных ориентаций в процессе социализации ................................................................................................. 3 7 7 18 1.3. Общая характеристика традиционных ценностей .............................. 44 Выводы по первой главе ........................................................................ 53 Глава II. Методологические принципы и методы исследования системы ценностных ориентаций личности ........................................ 54 2.1. Методологические принципы кросс-культурного исследования системы ценностных ориентаций личности ........................................ 54 2.2. Методы и этапы эмпирического исследования системы ценностных ориентаций ............................................... 2.3. Общая характеристика системы ценностных ориентаций личности современных студентов ............................................................. Выводы по второй главе Глава III. Эмпирическое исследование системы ценностных ориентаций личности современных студентов ........................................ 3.1. Ценностные ориентации студентов в зависимости от состава и социального положения семьи, организации учебного процесса в школе и начала трудовой деятельности .............................................. 3.2. Ценностные ориентации студентов с различным уровнем развития этнического самосознания ....................................................... 74 82 83 83 102 3.3. Гендерные особенности системы ценностных ориентаций личности современных студентов ............................................................. 110 Выводы по третьей главе ...................................................................... 114 Заключение ........................................................................................... 116 Библиографический список .............................................................. 119 Приложение ........................................................................................... 134 личности студентов 66 135
Стр.136

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.