Русакова Т.Г.
СКАЗКА-ИГРА НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК
УСЛОВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Мы, взрослые, очень часто, решая глобальные проблемы гуманизации и
гуманитаризации образования, поиска путей оптимизации учебно-воспитательного
процесса, разработки средств и методов личностно ориентированного образования и др.,
забываем о тех, для кого и во имя кого все это делается. <...> Мы настолько привыкли
воспринимать ребенка как субъекта учебной деятельности, что забыли о том, что он – все
еще ребенок. <...> Ребенок не готовится стать взрослым, не учится жить – он уже живет! <...> В начальную
школу дети приходят с мифологическим сознанием, адекватным
сознанию античного человека: они познают мир, не выходя за рамки конструктов
мифологического мышления. <...> Для детского сознания в данном возрасте характерно
слияние реального и идеального, не всегда сознательный уровень мышления, синкретизм
восприятия и императивность мысли. <...> Познаваемый мир и познающий его ребенок слиты:
человеческие черты не осознаются, все человеческое представляется внешним миром, а
внешний мир представляется в виде людей… Мифологический способ познания не
требует постановки вопросов о достоверности того, что познается, и потому и добивается
ее. <...> А в сказке, как известно каждому ребенку, нет жестких конструктов: сказочные
персонажи
и
события
являются
вымышленными,
их
можно
«додумать»,
дофантазировать, перенести силой воображения в иные условия. <...> В сказке часто
участвуют волшебные, фантастические силы, но эти силы подвластны ребенку: он уже
знает, что это не реальность, это – сказка, вымысел, выдумка. <...> Ребенок уже готов играть
по законам данного жанра, потому что мир сказки и мир детских фантазий имеют много
общего: одушевление и очеловечивание окружающих предметов и явлений, наделение
обычных существ и явлений необыкновенными свойствами. <...> Сказка – незаменимый источник и стимул детского творчества <...>
СКАЗКА-ИГРА__НА_УРОКЕ_ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО_ИСКУССТВА_КАК_УСЛОВИЕ_ПРЕЕМСТВЕННОСТИ_ДОШКОЛЬНОГО_И_НАЧАЛЬНОГО_ШКОЛЬНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ.pdf
Русакова Т.Г.
СКАЗКА-ИГРА НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК
УСЛОВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Мы, взрослые, очень часто, решая глобальные проблемы гуманизации и
гуманитаризации образования, поиска путей оптимизации учебно-воспитательного
процесса, разработки средств и методов личностно ориентированного образования и др.,
забываем о тех, для кого и во имя кого все это делается. Мы настолько привыкли
воспринимать ребенка как субъекта учебной деятельности, что забыли о том, что он – все
еще ребенок. Он – формирующаяся, но уже личность, растущий, но уже член нашего
общества. Ребенок не готовится стать взрослым, не учится жить – он уже живет! У
каждого ребенка есть свой собственный мир, включающий детей и взрослых, игрушки,
книжки, сказки, мечты, фантазии…И задача взрослых – не разрушая мир детства, помочь
ребенку самостоятельно войти во взрослый мир, раскрыть свои творческие ресурсы. Не
меняя природу ребенка, взрослые должны помочь ему шаг за шагом пройти все ступени
личностного роста.
В начальную школу дети приходят с мифологическим сознанием, адекватным
сознанию античного человека: они познают мир, не выходя за рамки конструктов
мифологического мышления. Для детского сознания в данном возрасте характерно
слияние реального и идеального, не всегда сознательный уровень мышления, синкретизм
восприятия и императивность мысли. Познаваемый мир и познающий его ребенок слиты:
человеческие черты не осознаются, все человеческое представляется внешним миром, а
внешний мир представляется в виде людей… Мифологический способ познания не
требует постановки вопросов о достоверности того, что познается, и потому и добивается
ее.
Смена ведущих видов деятельности в начальной школе приводит к тому, что
младший школьник начинает познавать окружающий мир не только эмпирическим
путем, но и используя возможности своего мышления. И здесь на смену мифу приходит
сказка. А в сказке, как известно каждому ребенку, нет жестких конструктов: сказочные
персонажи и события являются вымышленными, их можно «додумать»,
дофантазировать, перенести силой воображения в иные условия. В сказке часто
участвуют волшебные, фантастические силы, но эти силы подвластны ребенку: он уже
знает, что это не реальность, это – сказка, вымысел, выдумка. Ребенок уже готов играть
Стр.1