Главный
редактор
Айшат Темирова
Сентябрьский выпуск «КО» по традиции посвящен вопросам внедрения электронных технологий
в образование. <...> Однако ожидания
академического сообщества этим не ограничивались: предполагалось, что новый закон
не только урегулирует правовые отношения, связанные с применением e-learning, но и
обеспечит базу для дальнейшего развития использования ИКТ в образовании и заложит
основу эффективной системы оценки качества дистанционного обучения. <...> Редакция
«КО» обратилась к экспертам в области e-learning Марине Вайндорф-Сысоевой,
директору Института информатизации образования Московского государственного
гуманитарного университета им. <...> М.А.Шолохова, и Ольге Токмаковой, проректору
Вятского государственного университета по инновационному обучению, с просьбой
прокомментировать соответствующие положения нового закона и перспективы
дальнейшего совершенствования нормативного обеспечения электронного обучения. <...> 13
актуальное интервью
Системе образования нужно стать более гибкой.......................13
На вопросы «КО» отвечает секретарь Комиссии Совета Федерации ФС РФ по
развитию информационного общества Александр Шепилов. <...> В свою очередь, «повестка
дня» глобальной школы определяется уже наметившимися
цивилизационными трендами, запросами мирового рынка и т.п. <...> Можно ли
рассматривать ее как преимущественную сферу общественного
целеполагания, или следует ограничиться восприятием ее в
качестве сугубо подчиненной «зоны оказания услуг»? <...> 32
качество и конкурентоспособность
Виртуальная клиника – инновационная площадка
современного вуза......................................................................32
36
ИКТ в образовании
Новая волна разработки профессиональных стандартов.........36
В этой статье представлен аналитический обзор основных
этапов развития профессиональных стандартов, подробно
рассматриваются их назначение и область применения,
взаимосвязь с системой образования и процессами управления
кадрами <...>
Качество_образования_№7_2013.pdf
Дорогие читатели!
Сентябрьский выпуск «КО» по традиции посвяГлавный
редактор
Айшат
Темирова
щен вопросам внедрения электронных технологий
в образование. Каждый год мы фиксируем новую
стадию развития этого процесса. И сегодня мы
видим, что информатизация образования продвинулась
настолько далеко, что достигла некоторых
критических развилок и проблемных областей,
успешное прохождение которых требует компетентных
взвешенных решений. Авторы и эксперты
нашего издания сообща размышляют над этими
вызовами и пытаются наметить контуры дальнейшего
развития информационно-технологической
составляющей отечественного образования.
В фокусе данного поиска находятся прежде
всего нормативно-правовые и институциональные
аспекты применения электронных образовательных
ресурсов.
Еще одна наша традиция – мониторинг результатов
приемной кампании с точки зрения качества.
Именно здесь качество раскрывается как многокомпонентное
понятие: количественные показатели
и баллы ЕГЭ складываются в общую картину,
на основании которой можно строить заключения
о востребованности отечественных вузов, уровне
подготовки школьников, динамике социальных
ориентиров и профессиональных предпочтений
абитуриентов.
Дорогие коллеги! Поздравляем вас с профессиональным
праздником – Днем учителя! Желаем
вам, чтобы избранная когда-то профессия открывалась
для вас новыми интересными гранями и
творческими достижениями.
Стр.3
с держание
–
–
4
в фокусе
E-learning в законе........................................................................4
Со вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» было
окончательно легализовано использование электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий на всех уровнях образования. Однако ожидания
академического сообщества этим не ограничивались: предполагалось, что новый закон
не только урегулирует правовые отношения, связанные с применением e-learning, но и
обеспечит базу для дальнейшего развития использования ИКТ в образовании и заложит
основу эффективной системы оценки качества дистанционного обучения. Редакция
«КО» обратилась к экспертам в области e-learning Марине Вайндорф-Сысоевой,
директору Института информатизации образования Московского государственного
гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, и Ольге Токмаковой, проректору
Вятского государственного университета по инновационному обучению, с просьбой
прокомментировать соответствующие положения нового закона и перспективы
дальнейшего совершенствования нормативного обеспечения электронного обучения.
8
событие
Икт в образовании: стандарты как основа качества....................8
В начале сентября Россия впервые стала площадкой для обсуждения
международных стандартов в сфере информатизации образования.
В Москве с 7 по 13 сентября состоялось 26-е Пленарное
заседание Международной организации по стандартизации
ИСО/МЭК СТК 1/ПК36, о котором мы ранее сообщали на
страницах журнала1. На повестке дня стояло обсуждение более
40 международных документов, в котором приняли участие
авторитетные представители из более чем 35 стран.
13
актуальное интервью
Системе образования нужно стать более гибкой.......................13
На вопросы «КО» отвечает секретарь Комиссии Совета Федерации ФС РФ по
развитию информационного общества Александр Шепилов.
18
на перекрестке мнений
Управляемый сценарий грядущего............................................18
Расхожим стало утверждение: образовательная сфера –
пространство, где рождается будущее. Действительно, образование
формирует не только индивидуальные жизненные стратегии людей,
но и перспективные сценарии развития стран, макрорегионов и в
конечном счете человечества в целом. В свою очередь, «повестка
дня» глобальной школы определяется уже наметившимися
цивилизационными трендами, запросами мирового рынка и т.п.
То есть перед нами – сложная комбинация взаимозависимых
систем. И тогда возникает вопрос – как просчитать будущее
самого образования? Насколько велика степень автономии
данной области человеческой жизнедеятельности? Можно ли
рассматривать ее как преимущественную сферу общественного
целеполагания, или следует ограничиться восприятием ее в
качестве сугубо подчиненной «зоны оказания услуг»?
24
государственная политика
Диалог о важном........................................................................24
Новейшие электронные технологии и информационные решения все больше начинают
определять ритм жизни образовательной сферы, проникая в самые различные
ее отделы, сектора и уголки. Необходимость государственной координации этих
процессов давно осознана. Министерство образования и науки сегодня стремится
выступать не только в роли административно-регулирующего органа, но и в качестве
интеллектуального форума – дискуссионной площадки, на которой проходили
бы обсуждение и апробацию перспективные IT-идеи. 9 сентября в Минобрнауки
состоялось Всероссийское совещание-семинар по развитию информационных
технологий в области образования.
Стр.4
28
мониторинг «КО»
Стабильность надежд и тревог..................................................28
В конце августа – начале сентября результаты вузовской приемной
кампании не только окончательно становятся очевидными, но и, что
называется, начинают работать. Опираясь на данные о зачислении
новых поколений учащихся вузов, можно строить прогнозы – как
на ближайший учебный год, так и более долгосрочные. Эти цифры
говорят не только об изменениях в образовательной сфере, но и
о динамике приоритетов в обществе. И, конечно, они отражают
реалии качества образования, определяющие востребованность тех
или иных вузов и направлений подготовки. Наш журнал ежегодно
публикует материалы о картине поступления в университеты,
академии, институты России. Продолжаем эту традицию.
32
качество и конкурентоспособность
Виртуальная клиника – инновационная площадка
современного вуза......................................................................32
36
ИКТ в образовании
Новая волна разработки профессиональных стандартов.........36
В этой статье представлен аналитический обзор основных
этапов развития профессиональных стандартов, подробно
рассматриваются их назначение и область применения,
взаимосвязь с системой образования и процессами управления
кадрами на предприятии.
42
электронное обучение
Качество электронного обучения через призму развития
интернет-партнерства.................................................................42
48
международный проект
Роль экспертов в независимой оценке качества.......................48
В Европе практика привлечения внешних независимых экспертов к
проведению оценочных процедур в образовательных организациях
имеет многолетнюю историю. За это время агентства по гарантиям
качества выработали правила работы экспертных команд и
критерии отбора экспертов, позволяющие обеспечить высокую
степень доверия всех заинтересованных сторон к результатам их
оценок.
54
новая школа
Чудеса творят не компьютеры, а учителя..................................54
Опытом внедрения информационных технологий в школах поделились специалисты
сферы образования из разных регионов страны на II международной конференции
«Электронная школа-2013», которая прошла в Казани в середине сентября.
58
62
среднее профобразование
От рынка дипломов к рынку квалификаций.............................58
консультация эксперта
Договор с преподавателем на конкретные виды работ.............62
Председатель
редакционного совета
Юрий Рубин
Главный редактор
Айшат Темирова
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2013 год.
Почтовый адрес:
115054, Москва,
ул. Дубининская, д. 57,
стр. 1, оф. 406
Телефон/факс: 2218140
www.edu-quality.ru.
E– mail:
tem-aishat@yandex.ru
Тираж 10 000 экземпляров.
Цена свободная.
Свидетельство о регистрации
средств массовой информации
в Министерстве РФ по делам
печати, телерадиовещания и
средств массовых коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал обязательна.
Редакция не несет ответственности
за достоверность информации
в рекламных объявлениях, а
также информации
о мероприятиях, предоставленной
их организаторами. Мнение
авторов может не совпадать с
мнением редакции. Редакция
оставляет за собой право
последней литературной правки.
Отпечатано в типографии
CAPITAL PRESS
Стр.5