МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Жданова Светлана Николаевна
ПЕДАГОГИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА
Оренбург
2006
2
УДК 37.035.46 (075)
ББК 74.200.54я73
Ж42
Рецензенты: Сальцева С.В., доктор педагогических наук, профессор
Соколова Л.Б., доктор педагогических наук, профессор
Педагогика эстетического освоения мира: монография / С.Н.Жданова – Оренбург:
Изд-во ОГПУ, 2006. <...> Эстетический потенциал личности как детерминанта современного
образования………………………………………………………………………69 <...> Деятельностный подход в формировании эстетического отношения
учащегося к миру как творимой действительности……………………………. <...> Актуализация эстетического как неотчужденного
отношения к миру позволяет преодолеть барьеры отчуждения личности от своей
сущности, качественно изменяет процесс освоения социальных ценностей в
сторону позитива. <...> Эстетически окрашенную мироосваивающую деятельность учащегося
можно рассматривать как интегративный процесс приложения физических,
нравственных и интеллектуальных сил для достижения самореализации в ходе
творчества и получения наслаждения совершенством и гармонией результата. <...> Целенаправленная эстетическая
установка личности на освоение мира является одним из важнейших факторов
образования человека, от которых во многом зависит состояние общества. <...> Монографию
составляет
теоретический материал, содержащий
систематизированное изложение основных понятий педагогики эстетического
освоения мира личностью. <...> По Аристотелю, эстетика как научное знание отражает гармоническое и
дисгармоническое
–
в
мире,
искусстве,
художественном
творчестве,
художественном восприятии, и поэтому является учением об искусстве как
художественном освоении эстетического своеобразия действительности <...>
ПЕДАГОГИКА_ЭСТЕТИЧЕСКОГО_ОСВОЕНИЯ_МИРА.pdf
2
УДК 37.035.46 (075)
ББК 74.200.54я73
Ж42
Рецензенты: Сальцева С.В., доктор педагогических наук, профессор
Соколова Л.Б., доктор педагогических наук, профессор
Педагогика эстетического освоения мира: монография / С.Н.Жданова – Оренбург:
Изд-во ОГПУ, 2006. -230c.
Монография раскрывает теоретические и практические основы эстетического
освоения мира учащимися в учреждениях разного типа, содержит научное
обоснование сущности, целей, содержания и технологий эстетического освоения
мира учащимися в образовательном процессе; адресована студентам, аспирантам,
педагогам-исследователям, слушателям курсов повышения квалификации.
© Жданова С.Н..
© Издательство
2006
ОГПУ,2006
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………4
Раздел 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы
эстетического освоения мира учащимися………………………..6
1.1. Педагогика и эстетика – анализ взаимосвязи социально-ориентированных
наук …………………………………………………………………………………6
1.2. Социально-психологические предпосылки исследования освоения мира
личностью………………………………………………………………………….30
1.3. Исследование роли социального опыта в освоении мира учащимися……43
Раздел 2. Социально-педагогические факторы эстетического освоения мира
учащимися………………………………………………………………………69
2.1. Эстетический потенциал личности как детерминанта современного
образования………………………………………………………………………69
2.2. Деятельностный подход в формировании эстетического отношения
учащегося к миру как творимой действительности…………………………….112
2.3.Эстетические средства культуры: социально-педагогический потенциал.146
2.4.Специфика художественно-эстетического освоения мира средствами
музыки……………………………………………………………………………161
2.3. Реализация потенциала и особенностей социально-образовательной
среды……………………………………………………………………………..198
Заключение………………………………………………………………………218
Библиография…………………………………………………………………….219
ВВЕДЕНИЕ
Стр.3