Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет
им. П.Г. Демидова
В.Е. Орёл
И.Г. Сенин
Основы психодиагностики
Учебное пособие
Издание второе, переработанное и дополненное
Рекомендовано Научно-методическим советом
университета для студентов, обучающихся
по специальности Психология
Ярославль 2007
1
Стр.1
Орёл В.Е., Сенин И.Г. Основы психодиагностики
УДК 159.9.07.(075.8)
ББК Ю 93я73
О 65
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензенты:
А.О. Прохоров, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
общей психологии Казанского государственного университета;
кафедра общей и социальной психологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Орёл, В.Е. Основы психодиагностики: учеб. пособие / В.Е. Орёл,
О 65
И.Г. Сенин; Яросл. гос. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ярославль
: ЯрГУ, 2007. – 140 с.
ISBN 978-5-8397-0558-6
Рассматриваются основные теоретические и прикладные проблемы
психодиагностики. Дается анализ различных теоретических
подходов к предмету психодиагностики, раскрывается содержание
этапов разработки, создания и проверки психологических тестов.
При подготовке издания авторы опирались на собственный опыт
создания, проверки и использования тестовых методик.
Во втором издании существенно расширен ряд разделов, которые
касаются основных методов математической статистики, проверки
надежности и валидности теста. Включены новые разделы,
касающиеся стандартизации процедуры и условий тестирования и
адаптации зарубежных тестов. Пособие дополнено статистическими
таблицами.
Предназначено студентам, обучающимся по специальности
030301 Психология (дисциплина «Психодиагностика», блок ОПД),
очной формы обучения, может быть также рекомендовано практическим
психологам.
Рис. 4. Табл. 2. Библиогр.: 69 назв.
УДК 159.9.07.(075.8)
ББК Ю 93я73
© Ярославский государственный
университет, 2003, 2007
ISBN 978-5-8397-0558-6
© Орёл В.Е., Сенин И.Г., 2003, 2007
2
Стр.2
Введение
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .................................................................... 5
Глава 1. Предмет и задачи психодиагностики ........ 7
1.1. Предмет психодиагностики .............................. 7
1.2. Основные задачи психодиагностики ................. 9
Вопросы для самопроверки ............................... 13
Глава 2. История развития психодиагностики ..... 14
Вопросы для самопроверки ...................................... 32
Глава 3. Теоретические основы
психодиагностики ........................................... 33
3.1. Теория личностных диспозиций ....................... 34
3.2. Ситуационизм ................................................... 44
3.3 Интеракционизм ................................................ 45
Вопросы для самопроверки ............................... 48
Глава 4. Определение тестов
и их классификация ....................................... 49
Вопросы для самопроверки ............................... 55
Глава 5. Этапы психометрической
проверки теста ................................................ 56
5.1. Основные статистические понятия .............. 56
5.2. Выбор предмета диагностики ......................... 63
5.3. Теоретическая разработка предмета
диагностики. Tеоретическоe
и операциональноe определение .................. 68
5.4. Анализ заданий теста ...................................... 71
Вопросы для самопроверки ............................... 75
5.5. Надежность теста .......................................... 75
Вопросы для самопроверки ............................... 88
3
Стр.3
Орёл В.Е., Сенин И.Г. Основы психодиагностики
5.6. Валидность теста ............................................ 88
Вопросы для самопроверки ............................. 106
5.7. Стандартизация процедуры тестирования
и обработки результатов ......................... 107
Вопросы для самопроверки ............................. 114
Глава 6. Интерпретация тестовых показателей . 115
6.1. Нормативно-референтная интерпретация . 116
6.2. Критериально-референтная интерпретация126
6.3. Содержательно-референтная
интерпретация .......................................... 127
Вопросы для самопроверки ............................. 128
Заключение ................................................................ 129
Литература ................................................................. 131
Приложения ............................................................... 137
Приложение 1. Критические значения
коэффициента корреляции ....................... 137
Приложение 2. Критические значения
t-критерия Стьюдента ............................ 138
4
Стр.4
Введение
Светлой памяти
Алексея Рукавишникова,
соратника и друга,
посвящается эта книга
Введение
консультационной и коррекционной работы, различного рода
психологических экспертиз, а также научных исследований в
различных областях психологии. Поэтому тест как метод исследования
личности занимает прочные позиции в методическом арсенале
психолога. Это обусловило появление не только большого
числа тестовых методик в отечественной психологии, но и привлекло
внимание специалистов к вопросам методологии разработки
и использования тестов. Конкретным проявлением этого
стало появление ряда отечественных публикаций, посвященных
проблемам тестирования и ставших своего рода классикой в этой
области [3], [7], [21], [35], а также перевод известных зарубежных
источников [2], [12].
Вместе с тем, опыт работы многих отечественных психолоП
гов,
а также наш собственный опыт в области психодиагностики
показывает, что не все пользователи психологических тестов
имеют адекватное представление об особенностях создания тестов,
критериях оценки их эффективности, этических принципах
проведения тестирования; у большинства пользователей отсутствуют
знания о критериях, позволяющих отличить «хороший»
тест от «плохого». Отражением этой ситуации является появление
на полках книжных магазинов большого количества популярной
литературы, в которой публикуются не только тесты для
самопознания, но и методики, работа с которыми возможна только
при наличии у пользователя психологической квалификации.
Данная ситуация в области практической психодиагностики не
5
сихологическая практика невозможна без применения
методов диагностики психических характеристик
личности, дающих основание для проведения
Стр.5
Орёл В.Е., Сенин И.Г. Основы психодиагностики
только не способствовала повышению эффективности практической
работы, но и создавала предпосылки для дискредитации
психологии как науки. Все это послужило одной из причин написания
учебного пособия. Другая причина заключалась в повышении
требований к выпускникам психологических факультетов в
плане наличия у них соответствующих знаний, умений и навыков
в области конструирования, проверки и использования тестовых
методик, что нашло отражение в принятом Государственном образовательном
стандарте.
Авторы поставили перед собой задачу осветить проблемы
теории и практики психодиагностики, рассмотреть вопросы ее
предмета, проследить основные этапы процедуры создания теста,
принятой в традиционной психодиагностике. В подготовке и написании
данного учебного пособия мы ориентировались на труды
известных в этой области отечественных и зарубежных исследователей:
А. Анастази, Л.Ф. Бурлачука,
Г. Витцлака,
В.Н. Дружинина, П. Клайна, А.Г. Шмелева и других. В публикуемой
работе нашел отражение и собственный, более чем десятилетний
опыт работы авторов по созданию и адаптации тестовых
методик, проводимой в рамках деятельности научнопроизводственного
центра «Психодиагностика».
Подготовка нового, второго издания пособия была вызвана
несколькими причинами: 1. Преподавание курса «Психодиагностика»
в течение нескольких лет после выхода первого издания
вскрыло ряд слабых мест в подготовке будущих психологов, особенно
в использовании математико-статистических методов и
понимании
основных
психометрических
характеристик.
2. Некоторые разделы, наиболее сложные для понимания, требовали
иллюстраций примерами, что облегчало их восприятие и
понимание. 3. Первое издание пособия достаточно быстро разошлось
среди студентов, создав противоречие между их потребностями
в учебной литературе и реальными возможностями.
Структура работы включает введение, 6 глав и заключение.
Введение, главы 1, 2, 3, 4, 5 (разделы 6 и 7), глава 6 и заключение
написаны доктором психологических наук, профессором
В.Е. Орлом, глава 5 (разделы 1, 2, 3, 4, 5) кандидатом психологических
наук, доцентом И.Г. Сениным
6
Стр.6
Глава 1. Предмет и задачи психодиагностики
Нет умных и глупых тестов.
Есть умное и глупое их применение.
Б.М. Теплов
Глава 1. Предмет и задачи
психодиагностики
1.1. Предмет психодиагностики
вышел за ее пределы. Вместе с тем, содержание этой области до
сих пор не определено, что находит свое отражение и в ее дефинициях.
В отечественной психологии под термином «психодиагностика»
понимается довольно широкая область методов и методик,
призванных описывать психологические различия между
людьми и группами людей [35], [39]. С этих позиций психодиагностика
предстает некоей методологической основой, объединяющей
все области практического применения различных методов
и методик: тестов, проективных методик, психофизиологических
методов, методов опроса и анамнеза. Как отмечает
Г. Витцлак, психодиагностика является общим теоретикометодологическим
базисом для оценки личности в системе самых
разнообразных отношений [6].
В зарубежной психологии, прежде всего американской, терТ
мин
«психодиагностика» отождествляется с термином «психологическое
тестирование» [53], [57], [61]. С этих позиций психодиагностика
рассматривается как дисциплина, связанная с применением
разного рода тестов, направленных на выявление
индивидуально-психологических различий между людьми. И хотя
целый ряд отечественных специалистов и некоторые зарубежные
психологи считают такой подход не совсем верным, а психо7
ермин
«психодиагностика» был впервые предложен
Г. Роршахом в 1921 году в одноименной работе. Будучи
изначально медицинским термином, он постепенно
Стр.7