Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методы психологической диагностики нарушений развития у детей: Методические указания (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. В.К. Солондаев
ИздательствоЯрГУ
Страниц49
ID206565
АннотацияПодробно описана работа психолога по двум направлениям: оценка развития познавательной сферы и оценка эмоциональной сферы ребенка. Приведено детальное описание диагностического оборудования, процедуры проведения обследования, даются четкие указания по интерпретации полученных результатов. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология», блок ОПД и «Детская психопатология», блок СД). очной формы обучения. Табл. 4. Библиогр.: 9 назв.
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология», блок ОПД и «Детская психопатология», блок СД), очной формы обучения
УДК159.922.7/8
ББКЮ 948.4я73
Методы психологической диагностики нарушений развития у детей: Методические указания : Методические указания / Сост. В.К. Солондаев .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 49 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206565 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра общей психологии Методы психологической диагностики нарушений развития у детей Методические указания Ярославль 2004 Составитель: В.К. Солондаев ББК Ю 948.4я73 М 54 УДК 159.922.7/8 Методы психологической диагностики нарушений развития у детей: Метод. указания / Сост. <...> Подробно описана работа психолога по двум направлениям: оценка развития познавательной сферы и оценка эмоциональной сферы ребенка. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология», блок ОПД и «Детская психопатология», блок СД), очной формы обучения. <...> В.К. Солондаев, 2004 2 Введение Диагностика нарушений развития у детей – достаточно специфическая и чрезвычайно широкая сфера деятельности психолога. <...> Данные методические указания предназначены для студентов, изучающих курсы “Специальная психология” и “Детская патопсихология”. <...> Возраст детей – от 1 года до 2 лет Принеси мяч Оборудование: большой надувной мяч. <...> Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. <...> После того как ребенок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: “Кати мяч! <...> ” Оценка действий ребенка - принятие задания, понимание речевой инструкции, отношение к сотрудничеству (желание принять игру или отказ), результат обучения: 1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого, идет в другую сторону от мяча, и т.д.) <...> Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катить впереди себя каталку. <...> В случаях затруднения действия выполняются совместно с взрослым. <...> Оценка действий ребенка - принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий рук и ног, целенаправленность действий, обучаемость, умение ребенка действовать совместно с новыми взрослыми: 1 балл – ребенок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным <...>
Методы_психологической_диагностики_нарушений_развития_у_детей__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра общей психологии Методы психологической диагностики нарушений развития у детей Методические указания Ярославль 2004
Стр.1
Составитель: В.К. Солондаев ББК Ю 948.4я73 М 54 УДК 159.922.7/8 Методы психологической диагностики нарушений развития у детей: Метод. указания / Сост. В.К. Солондаев; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 47 с. Подробно описана работа психолога по двум направлениям: оценка развития познавательной сферы и оценка эмоциональной сферы ребенка. Приведено детальное описание диагностического оборудования, процедуры проведения обследования, даются четкие указания по интерпретации полученных результатов. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология», блок ОПД и «Детская психопатология», блок СД), очной формы обучения. Табл. 4. Библиогр.: 9 назв. Рецензент: кафедра общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. © Ярославский государственный университет, 2004 © В.К. Солондаев, 2004 2
Стр.2
Введение Диагностика нарушений развития у детей – достаточно специфическая и чрезвычайно широкая сфера деятельности психолога. Ввиду ограниченности объема, в настоящих методических указаниях мы описали только методику Е.А. Стребелевой [2], преимущественно направленную на диагностику интеллектуального развития детей со второго года жизни (см. также [1, 3, 4, 6, 9]), и те интерпретации методики Дом – Дерево - Человек, которые могут использоваться при диагностическом обследовании детей начиная с 4 - 5 лет [1, 5, 7, 8]. При обследовании ребенка психологу необходимо обратить особое внимание на установление контакта, поскольку результаты выполнения детьми тех или иных методик очень сильно зависят от отношения ребенка к экспериментатору и обследованию в целом. Дети, особенно с нарушениями развития, часто непредсказуемо реагируют на новую для них ситуацию обследования, поэтому не всегда целесообразно использовать в обследовании все описанные методики и использовать их только в приведенном порядке. Для того чтобы ребенок смог полностью проявить свои возможности, желательно варьировать порядок предъявления методик в зависимости от поведения ребенка, особенностей установившегося контакта. Однако при этом следует помнить о доказательности психологического заключения и о том, что общая количественная оценка предполагает проведение всех без исключения проб. Задача психолога облегчается тем, что методика Е.А. Стребелевой предполагает не столько оценку результатов, сколько оценку способа выполнения предлагаемых заданий. Экспериментатор может прерывать ребенка (в возрасте 4 года и старше), чтобы не вызывать утомления и пресыщения, как только способ выполнения задания будет четко зафиксирован. С детьми до 4-х лет такой необходимости, как правило, не возникает. Но во всех случаях прерывать ребенка следует очень осторожно, чтобы не произошло потери интереса к заданиям и не нарушился контакт с экспериментатором. Данные методические указания предназначены для студентов, изучающих курсы “Специальная психология” и “Детская патопсихология”. При составлении использовались методики, практически апробированные в работе с различными категориями детей. 3
Стр.3
Составитель благодарит всех сотрудников государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям» за помощь при подборе и подготовке материала. Возраст детей – от 1 года до 2 лет Принеси мяч Оборудование: большой надувной мяч. Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2-3 раза. Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч сам и подает его ребенку. После того как ребенок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: “Кати мяч!” Оценка действий ребенка - принятие задания, понимание речевой инструкции, отношение к сотрудничеству (желание принять игру или отказ), результат обучения: 1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого, идет в другую сторону от мяча, и т.д.); 2 балла – ребенок идет вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя удержать его не может; 3 балла – ребенок идет к мячу, берет его, но удержать в руках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идет с мячом и роняет его; 4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать. Каталка Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки – подвижная игрушка (бабочка или петушок). Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катить впереди себя каталку. Затем предлагает ребенку сделать так же. В случаях затруднения действия выполняются совместно с взрослым. Оценка действий ребенка - принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий рук и ног, целенаправленность действий, обучаемость, умение ребенка действовать совместно с новыми взрослыми: 1 балл – ребенок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям; 4
Стр.4
2 балла – ребенок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий; 3 балла – ребенок задание принимает, соглашается на совместные действия со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в действиях; 4 балла – ребенок задание принимает и самостоятельно его выполняет. Игра "Ку-ку" Оборудование: ширма, кукла. Проведение обследования: перед ребенком ставят экран и предлагают поиграть с куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и одновременно произносит: “Ку-ку”, вызывая ребенка на общение с куклой. Затем снова показывает куклу с другой стороны экрана и так же одновременно произносит: “Ку-ку”. Так повторяется 3 раза. На четвертый раз взрослый произносит: “Ку-ку”, а появление куклы задерживается. В это время у ребенка появляется реакция “ожидания” куклы (вытягивает или наклоняет голову), после чего появляется кукла. Игра повторяется до 6 раз. Оценка действий ребенка - принятие задания, желание сотрудничать со взрослым, наличие реакции “ожидания”: 1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения, ведет себя неадекватно (машет руками, хватает экран и т.д.); 2 балла – ребенок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет еще психологического новообразования – представления; 3 балла – ребенок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при 6–м предъявлении игрушки; 4 балла – ребенок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать игрушку с 4–го предъявления. Пирамидки: из шаров (с 1 года 6 месяцев – из колечек) Оборудование: 2 пирамидки из 4-5 шаров (2 пирамидки из 5-6 колец одного размера). 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ