336
ФЕДЕРАЛИЗМ, РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУКА В ПОСТСОВЕТСКОЙ
РОССИИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ? <...> В.Е. Селиверстов
ИЭОПП СО РАН
Статья подготовлена в рамках исследований по Программе
фундаментальных исследований Президиума РАН № 31
«Роль пространства в модернизации России: природный
и социально-экономический потенциал» и по совместному проекту
фундаментальных исследований НАН Украины и СО РАН
«Модернизация регионального и муниципального управления
в России и Украине»
Аннотация
Рассмотрена эволюция федерализма, пространственного развития и региональной политики постсоветской России в 1990-е годы и в первое десятилетие нового тысячелетия. <...> Нас прежде всего будет интересовать не просто эволюция федерализма, пространственного развития и региональной политики современной России, но, во-первых, то,
в какой мере эти тенденции соответствуют общемировым, и, во-вторых, в какой мере российская региональная наука участвовала в этих
4
Федерализм, региональное развитие и региональная наука в постсоветской России:
модернизация или деградация?
преобразованиях, диагностировала их, оценивала и прогнозировала,
в какой степени она вообще соответствует мировому уровню современной регионалистики. <...> Несмотря на то что в последнее десятилетие в России происходят процессы, которые внешне могут восприниматься как «замораживание» демократизации и усиление централизации (отмена прямых
выборов губернаторов; введение барьеров для прохождения политических партий в законодательные органы власти и т.д.), в реальности
6
Федерализм, региональное развитие и региональная наука в постсоветской России:
модернизация или деградация?
политическая система Российской Федерации и ее федеративная
структура являются достаточно устойчивыми, чему в немалой степени способствовали активные экономические преобразования в стране. <...> СИНОПСИС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
После распада СССР <...>
РЕГИОН_ЭКОНОМИКА_И_СОЦИОЛОГИЯ_№4_2013.pdf
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРЕЗИДИУМА РАН
УДК 338.2
Ðåãèîí: экономика и социология, 2013,¹4 (80), ñ. 3–36
ФЕДЕРАЛИЗМ, РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУКА В ПОСТСОВЕТСКОЙ
РОССИИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?
В.Е. Селиверстов
ИЭОПП СО РАН
Статья подготовлена в рамках исследований по Программе
фундаментальных исследований Президиума РАН¹31
«Роль пространства в модернизации России: природный
и социально-экономический потенциал» и по совместному проекту
фундаментальных исследований НАН Украины и СО РАН
«Модернизация регионального и муниципального управления
в России и Украине»
Аннотация
Рассмотрена эволюция федерализма, пространственного развития и региональной
политики постсоветской России в 1990-е годы и в первое десятилетие
нового тысячелетия. На основе сопоставления с мировыми тенденциями
определена специфика российских преобразований в этих сферах,
выявлены недостатки и проблемные области, показаны направления их совершенствования.
Дан краткий анализ современного состояния российской
региональной науки, ее соответствия мировым стандартам и способности
обеспечивать научное сопровождение модернизации пространственной
структуры экономики и общества России.
Ключевые слова: федерализм, региональное развитие, региональная политика,
региональная наука, модернизация
3
Стр.1
В.Е. Селиверстов
Abstract
The paper considers an evolution of the federalism, spatial development,
and regional policy in the post-soviet time – the 90-s and first decade of the new
century. We show the specifics of the Russian transformations observed in these
spheres by comparing them with the world trends; their defects and problems;
and how to improve them.We also present a brief review of a current state of the
Russian regional studies, and assess whether they are of the world level and
considered to be applicable as a scientific support to modernize the spatial
development of the Russian economy and society.
Keywords: federalism, regional development, regional policy, regional studies,
modernization
Новое российское государство, возникшее в начале 1990-х годов
после распада СССР, формировалось в исключительно сложных экономических
и политических условиях. Требовалось одновременно
провести радикальную экономическую реформу, кардинальную реформу
политической системы, модернизацию российского федерализма
и на новой основе создать государственнуюрегиональнуюполитику,
которая фактически отсутствовала в советский период.Причем
принципиально важно было осуществить реформирование одновременно
на всех фронтах: невозможно было модернизировать
экономику при старой политической системе и старых отношениях
собственности; невозможно было сформировать новый российский
федерализм на осколках «квазифедерации» распавшегося СССР без
эффективной региональной политики. Сложность ситуации заключалась
и в том, что все эти преобразования осуществлялись в условиях
фактически опустошенного государственного бюджета и тотального
дефицита.
Более чем 20-летний период существования постсоветской России
– достаточное время для подведения итогов реформирования российского
экономического пространства. Нас прежде всего будет интересовать
не просто эволюция федерализма, пространственного развития
и региональной политики современной России, но, во-первых, то,
в какой мере эти тенденции соответствуют общемировым, и, во-вторых,
в какой мере российская региональная наука участвовала в этих
4
Стр.2
Федерализм, региональное развитие и региональная наука в постсоветской России:
модернизация или деградация?
преобразованиях, диагностировала их, оценивала и прогнозировала,
в какой степени она вообще соответствует мировому уровню современной
регионалистики. Последнее – вопрос далеко не праздный на
фоне намерений федеральной власти провести коренное реформирование
(точнее сказать, разрушение) современной системы Российской
академии наук якобы по причине ее отсталости, деградации и несоответствия
современным тенденциям социально-экономических и научно-технических
преобразований в бурно изменяющемся мире.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, вначале дадим синопсис
формирования федерализма в постсоветской России, тенденций пространственного
развития страны и государственной региональной политики.
Он будет весьма кратким (и по этой причине весьма фрагментарным).
Более детально эти вопросы рассмотрены в работах
Â.Í. Лексина и À.Í.Øâåöîâà [1–4], À.Ã. Гранберга [5, 6], Â.Â. Кулешова
[7, 8], Í.Â. Зубаревич [9], C.Ä. Валентея [10], Ñ.Ñ. Артоболевского
[11], À.È. Трейвиша [12], в исследованиях СОПС под руководством
Г.Г.Фетисова [13], а также в серии исследований, проведенных
автором статьи [14–23].
Рассмотрим эти тенденции в разрезе двух временных периодов:
периода начала формирования российского государства в современных
границах после распада СССР, сопровождавшегося масштабной
политической и радикальной экономической реформами (1990-е годы),
и периода укрепления вертикали президентской власти и усиления
экономических и политических позиций России в мировом сообществе
(2000-å ãîäû).
СИНОПСИС РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
После распада СССР модернизация федерализма в России в существенной
степени определялась состоянием ее экономической системы
и была связана с процессами демократизации и формирования
институтов гражданского общества, с наличием глубоких межрегиональных
неравенств на постсоветском пространстве (и соответствен5
Стр.3