113–133 СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ: ОТ ТОЧЕЧНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ К РЕГИОНАЛЬНЫМ Е.Б. <...> Быкадоров, И.С. Катунин Сибирский государственный университет путей сообщения Аннотация Выявлены стратегические ошибки, совершенные на стадии разработки концепции реформы российского железнодорожного транспорта. <...> Доказывается, что региональная декомпозиция железнодорожной сети России является фактором, стратегическая значимость которого будет возрастать во времени. <...> Для подтверждения правильности вывода проведен кластерный анализ грузопотоков по сети железных дорог России. <...> Приведены аргументы в пользу классификации Транссибирской железнодорожной магистрали как естественного монополиста. <...> Теоретически демонстрируемые способы горизонтального дробления ОАО «РЖД» указывают на реальные резервы повышения уровня выгодной для государства конкуренции между естественными монополистами на внутреннем рынке железнодорожных перевозок. <...> Системный анализ этих выгод в сопоставлении с выгодами от единства железных дорог под иерархически устроенным управлением ОАО «РЖД» позволяет принять обоснованное институциональное решение и вывести структурную реформу железных дорог из институциональной ловушки, в которой она сегодня находится. <...> Регион: экономика и социология, 2013,¹4 (80) 113 Е.Б. Кибалов, А.А. Кин, С.А. Быкадоров, И.С. Катунин Ключевые слова: железнодорожный транспорт России, реформа, естественный монополизм, распределение Ципфа, многомерная структура Акоффа, вектор Шепли Abstract The paper discusses strategic defects of a concept of the railway transportation reform.Weprove that a regional decomposition of the Russian railway network will be a factor of a strategic importance in time.To prove this thesis, we use a cluster analysis of Russian railway traffic flows.Wepresent our arguments for the Trans-Siberian Railway to be classified as a natural monopolist. <...> Keywords: Russian railway transportation, reform, natural monopolism, Zipf distribution, Ackoff multidimensional organization, Shapley vector Структурная реформа железнодорожного транспорта, на наш взгляд, находится в так называемой институциональной ловушке. <...>