РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА УДК 336.02+336.143 Регион: экономика и социология, 2013,¹4 (80), с. <...> 95–112 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА: СУБФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Т.В. <...> Сумская ИЭОПП СО РАН Аннотация Анализируется возможность бюджетной децентрализации в свете формирования и функционирования системы местного самоуправления. <...> Особое внимание уделено принципам разграничения расходных полномочий, проблемам закрепления налоговых доходов и вариантам корректирования вертикального и горизонтального дисбалансов в бюджетной системе государства. <...> Рассмотрена роль местного самоуправления как основополагающего звена федеративного государственного устройства. <...> Предложена структура доходных источников на уровне регионального и местного бюджетов, а также сформулированы положения, на основании которых необходимо выстраивать систему местного налогообложения. <...> Ключевые слова: федерализм, бюджетная децентрализация, вертикальный и горизонтальный дисбалансы, доходы и расходы бюджета, местное самоуправление, местный бюджет, межбюджетные отношения Abstract The paper analyzes whether a budgetary system could be decentralized in the process of current building and operating of local governments. <...> It presents 95 Т.В. Сумская key factors which define a centralization/decentralization ratio. <...> Keywords: federalism, budget decentralization, vertical and horizontal misbalances, revenue and expenditure budget, local governance, local budget, intergovernmental relations Суть федеративного устройства государства может быть сведена к возможности для его субъектов принимать самостоятельные решения на автономных началах в рамках единого государственного целого. <...> Тем самым обеспечиваются достижение и сохранение государственного единства и относительной самостоятельности субъектов федерации при их юридическом равенстве в отношениях с федеральным центром. <...> Федеративное государство предлагает наиболее устойчивый и гибкий механизм согласования интересов центра и регионов, заинтересовывая субъекты федерации в сохранении государственного <...>