№ 3
2008
Главный редактор
Иван ГОНЧАРОВ,
директор учебнометодического центра
национального образования Российского
государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук,
профессор
РУССКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ШКОЛА
В многонациональной России
Научнометодический практикоориентированный журнал
Редакционная коллегия:
Татьяна Бакланова, декан факультета народной художественной культуры
и музейного дела Московского государственного университета
культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор
Анна Басаргина, научный сотрудник Белгородского Государственного
музея, заслуженный учитель школы РФ
Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО,
доктор физикоматематических наук, профессор
Редакция:
Ирина Зотова,
заместитель главного редактора
Нина Целищева,
заместитель главного редактора
Татьяна Зембицкая, Нелли Ермолаева,
редакторы
Любовь Кучмиёва,
ответственный секретарь
Мария Седенкова,
художественное оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический директор
Елена Дуденко,
корректор
Людмила Балашова,
вёрстка
Валерий Ганичев, председатель Союза писателей РФ, заместитель главы
Всемирного русского Собора, член Общественной палаты
при Президенте РФ, доктор исторических наук, профессор
Татьяна Горностаева, начальник Управления общего среднего образова
ния Департамента образования и науки Краснодарского края
Иегумен Георгий (Шестун), заведующий межвузовской кафедрой
православной педагогики Самарской Православной духовной
семинарии, доктор педагогических наук, профессор
Иеромонах Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образова
тельных программ и государственнопрофессиональных
отношений при учебном комитете Священного Синода,
кандидат педагогических наук, доцент
Владимир Колесов, заведующий кафедрой русского языка Санкт
Петербургского государственного Университета,
доктор филологических наук, профессор
Владимир Крупин, секретарь Союза писателей России, профессор
Московской духовной академии
Геннадий Ловецкий, заместитель министра образования, культуры и спорта
Калужской области, доктор философских наук, профессор
Никандр Мальцев, заведующий отделом скульптуры государственного
Русского музея, искусствовед, член Союза художников РФ,
член президиума Фонда культуры
Адрес:
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 9315537, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
Валентин Распутин, сопредседатель Союза писателей России,
лауреат Государственной премии СССР
Валерий Семёнов, директор Научного института комплексных
социальных исследований, доктор психологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
Галина Суворова, руководитель Центра малочисленной школы научно
исследовательского Института содержания и методов обучения РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Татьяна Тучкова, доцент кафедры немецкого языка Липецкого
педагогического университета, кандидат педагогических наук
Владислав Чернушенко,заведующий кафедрой хорового дирижирования,
профессор СанктПетербургской государственной Консерватории
им. Н.А. РимскогоКорсакова, художественный руководитель
Академической капеллы им.М.И.Глинки, народный артист СССР
Стр.1
Содержание
Содержание
Иван Гончаров
Василий Белов
3
6
7
Реформа общества невозможна
без «совершенствования» человека
«Плодоносность журнала не вызывает сомнений»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ШКОЛЫ
Александр Солженицын
Иеромонах Киприан
(Ященко),
11
Александр Данилюк
Владимир Меньшиков
Аркадий Соколов
17
23
ПЕДАГОГИКА РУССКОЙ ШКОЛЫ
Исаак Калина
29
в современной России
О русской национальной школе
Духовнонравственное воспитание
Православные ценности российской
цивилизации — основа эффективного воспитания
Кого готовить русской школе: интеллигента
или интеллектуала?
Образовательная область
«Духовнонравственная культура» должна
открывать детям двери в мир
Игумен Георгий (Шестун) 31 Мы живём этой культурой более тысячи лет...
Валентина Поспелова
34
Ольга Белянова
Владимир Бузин
Екатерина Посысоева
Анна Басаргина
Нина Целищева
2
СЫНА ОТЕЧЕСТВА
Юлия Хаустова
Олег Трубачёв
ЗОЛОТАЯ БИБЛИОТЕКА
Амвросий (Ключарёв)
ТРИБУНА
Всеволод Зайцев
87
93
Русские национальные ценности и школа
ВОСТОК-ЗАПАД: МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ ЗАРУБЕЖЬЯ
Кадрия Салимова
Национальная школа независимой Индии
©Современное образование
40
Русская национальная культурологическая
школа: от идеи до её реализации
Эталон, над которым не властно время
47 Кто мы? Откуда?
53
56
65
73
78
81
Яркий, добрый свет души
Мудрость народного воспитания: традиции
русской семьи
Школа с национальным характером
«На патриотизм свой смотрю, как
на естественное состояние души»
Русь, Россия
О свободе совести
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА
3’2008
Стр.2
СЛОВО ГЛАВНОГО
РЕДАКТОРА
Реформа общества невозможна
без «совершенствования»
человека
Иван
ГОНЧАРОВ,
доктор
педагогических
наук, профессор
Российского
государственного
педагогического
университета
èì. À.È. Герцена
В
России всегда чегото нет. Русские
мыслители и философы, независи
мо от ориентации, говорили о глав
ном нашем недостатке: у нас не было
и нет полноценного национального обра
зования. Вот что писал об этом Д.И. Мен
делеев: «Чтобы уцелеть… и продолжать
свой независимый рост, нам необходимо
не только быть готовыми к отпору всяко
му на нас внешнему посягательству,
но и всемерно позаботиться о таковом
своём развитии, которое ответило бы на
шим особенностям, нашему положению
и предстоящим нам делам. А для этого,
конечно, первее всего надобно скорее
приняться за установление твёрдых на
чал нашей образованности, которая до
ныне, сказать правду, бралась лишь на
прокат с Запада, а не делалась нашею бла
гоприобретённою собственностью».
Мы и сейчас готовы брать у других наро
дов, творчески присваивать высокодухов
ное, добродетельное, разумное. Но мы ре
шительно против того, чтобы американи
зировать нашу школу, пребывать в состо
янии вечных учеников. Мы против без
думного подражания. Мы строим само
бытную русскую национальную школу,
которая должна стать лучше предшеству
ющей.
Именно ныне, в конце XX и начале XIX
столетия, впервые за всю историю Рос
сии у нас появилась возможность опе
реться на всё богатство национальной
культуры, народной педагогики. Это зна
чительное духовноисторическое собы
тие последних лет: мы можем достаточно
полно и творчески осваивать наши куль
турные, духовнонравственные ценности.
3
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА 3’2008
Стр.3