1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2013. № 2
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов Уральского
государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом
почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты
диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования и науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
доктор педагогических наук, профессор А. С. БЕЛКИН
заместители главного редактора
доктор педагогических наук, профессор И. А. ЛАРИОНОВА
доктор философских наук, профессор В. В. БАЙЛУК
ответственные редакторы
А. И. СУЕТИНА
выпускающий редактор
И. С. ПИРОЖКОВА
кандидат филологических наук
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор философии, профессор
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
В. Г. БОЧАРОВА
ДЖ. ДАНН
Э. Ф. ЗЕЕР
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
доктор философии, профессор
Э. ЛАССАН
доктор философских наук, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
Л. Я. РУБИНА
О. САНТА АНА
П. СЕРИО
Л. СТЕЙНОВ
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии, профессор
доктор педагогических наук, профессор
П. ЧЕРВИНЬСКИ
Т. Н. ШАМАЛО
(Москва, Россия)
(Глазго, Великобритания)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Вильнюс, Литва)
(Екатеринбург, Россия)
(Лос-Анджелес, США)
(Лозанна, Швейцария)
(Копенгаген, Дания)
(Екатеринбург, Россия)
(Катовице, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Байлук В. В.
САМОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ............................................. 7
Ларионова И. А.
САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ............................. 14
Дегтерев В. А., Балдина М. Ю.
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА ......................................... 18
Бухарцева Н. Г.
САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ: ЕДИНСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ
И РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ ................................................................. 22
Майданова Т. В.
САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ...................... 27
Славина А. С.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ..................................................... 31
Зыскина М. А.
ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ..................................................................................................... 36
Химичева С. А.
КОММУНИКАТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ........................................................... 41
Авдюкова А. Е.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «РЕКЛАМА» И «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ................................................................ 45
Дорохова Т. С.
МЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОПОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ............................................................................... 49
Минина Е. В.
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ......................................................................... 54
Уфимцева О. В.
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ PR ............................................................................................... 58
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Игошев Б. М., Попов М. В.
РЕВОЛЮЦИЯ И УРАЛЬСКАЯ ВЫСШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
(К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СОЗДАНИЯ) .......................................................................................... 63
Попп И. А.
МЕСТНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1873—1893 ГГ.:
К ПРОБЛЕМЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ СУДЕЙ ..................................................................... 68
Стр.3
4
Суворов М. В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
И СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЕЙ УРАЛА В 1930-Х ГГ.
(на материале Свердловской и Челябинской областей) .......................................................... 72
СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Моисеева Л. В., Воронина Л. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ .................................... 83
Днепрова Т. П., Каргополова О. А.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ ...................................................................................................... 89
Иваненко М. А.
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ........................................ 93
Ильина Т. Б., Синякова М. Г.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ
В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ............... 97
Муругова Е. Г., Ильиных Е. В.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ ....................................... 103
Швецова А. В.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ:
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС ............................................................................................................... 109
ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Булах В. Н.
ПЕРВЫЙ ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ
ПРИ УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:
20 ЛЕТ СПУСТЯ ............................................................................................................................. 115
Кондурар М. В.
ПРОЦЕДУРА ИНТЕРАКТИВНОГО ПАРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ....................................... 118
Поздняк С. Н., Орехова А. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ ................................................................ 121
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Грушевская В. Ю., Грибан О. Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ............................................................................................................ 128
Носкова Т. Н., Яковлева О. В.,
СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ В МЕДИАСРЕДЕ:
ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ................................................................. 134
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Герт В. А., Королева С. В.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ................................................................................... 139
Стр.4
5
Забара Л. И., Якина Л. Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ
ГУМАНИТАРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ
К СМЫСЛООБРАЗОВАНИЮ
В ПРЕПОДАВАНИИ ИСКУССТВА И МХК ............................................................................... 146
Краснова О. В.
СТРУКТУРНО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В ИССЛЕДОВАНИИ СТРУКТУРНОЙ ДИНАМИКИ
СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ........................................................... 152
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ананьева М. С., Магданова И. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ................................... 165
Наронова Н. А., Быкова Л. В.
РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ....................................................................... 171
Горбунова М. В.
К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИСКУРСИВНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ .................................................................................. 175
Яремко Н. Н., Краснова О. В.
КРИТЕРИАЛЬНО-КОРРЕКТНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА
В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ МАТЕМАТИКОВ:
КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ..................................................................................... 179
Кутарова Е. И., Самохин А. В.
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ................................................. 187
Титова О. А.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФОРТЕПИАНО
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
(ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) ................................................................ 194
Тоистева О. С.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД:
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ .............................. 198
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Корнилова В. В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ .................. 203
Москаленко И. В.
АКТУАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ
ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
(на примере учебных дисциплин обществознания,
русского языка и литературы в 5—6 классах) .......................................................................... 207
Стр.5
6
Сергеева В. В.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ............................................. 214
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Власова И. Н., Магданова И. В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ» ...................................................................... 223
Забродская С. В.
РОЛЬ ИГРОВОГО НАЧАЛА В ПРИОБЩЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................228
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Ларионова С. О., Дегтерев А. С.
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У СТУДЕНТОВ:
ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ................................................................................................... 232
Нестерова Т. В.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРАСТА
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(КОНСТАТИРУЮЩАЯ СТАДИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ) ........................................................... 240
Стр.6
246
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к рассмотрению статьи,
соответствующие тематике журнала и ранее не публиковавшиеся. Все статьи рецензируются
независимыми экспертами. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия
журнала. В случае отказа в публикации редакция направляет автору мотивированный отказ.
Плата за публикацию с аспирантов не взимается.
С 2012 г. все присылаемые материалы обрабатываются в системе «АНТИПЛАГИАТ». В случае
заимствования чужих идей без указания источника цитирования в соответствии с принятыми в
научном сообществе нормами статьи возвращаются авторам.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть
выполнен в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста
— 8—12 страниц (≈ 20 000 знаков с пробелами); формат страницы — А4; гарнитура — Times
New Roman; размер кегля — 14; межстрочный интервал — 1,5. Допустимые выделения — курсив,
полужирный.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных
форматах — AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с
исходным файлом, содержащим данные.
Статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е. помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках:
1) фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью;
2) ученая степень, звание, должность;
полное и точное место работы; подразделение организации; контактная информация
(e-mail, почтовый домашний адрес с указанием индекса, почтовый адрес организации
с указанием индекса);
3) название статьи;
4) аннотация (250—300 знаков с пробелами);
5) ключевые слова (5—7 слов или словосочетаний).
К статье прилагаются также индекс УДК, ББК, рубрика ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки
на работы заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании, например:
«Текст цитаты…» [24. С. 56]. Библиографическое описание оформляется по ГОСТ
Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Образцы
оформления представлены на сайте научных журналов УрГПУ journals.uspu.ru.
(343) 235-76-03
Ворошилова Мария Борисовна
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Стр.246
247
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2013. № 2
Редактор Д. О. Морозов
Компьютерная верстка Д. О. Морозова
Подписано в печать 25.04.13. Формат 60×84/8.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Уч.-изд. л. 24,9. Усл. п. л. 28,7. Тираж 500 экз. Заказ № 4113.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.247