Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Модули психологической структуры в спорте (396,00 руб.)

0   0
Первый авторПолозов А. А.
АвторыПолозова Н. Н.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц148
ID187014
АннотацияКаждый человек стремится разбираться в других людях. Главное, чему мы должны научиться в течение своей жизни, - правильно выстраивать наши отношения с окружающими. Это значит, что нужно найти для них такой формат, при котором будут тиражироваться достоинства партнера, а все его недостатки останутся за пределами этого формата. У каждого человека можно выделить тип личности, тип характера, доминирующий тип интеллекта. Люди, идентичные друг другу, часто обнаруживают внушительное портретное сходство. Знание модулей психологической структуры позволяет найти необходимый формат отношений между людьми, точно представлять их приоритеты, мотивы, избежать конфликтов за счет знания наиболее неприемлемых стереотипов поведения. Из предлагаемого конструкта вытекают однозначные рекомендации по подбору амплуа, персонала спортивного клуба, лидерству, взаимодействию игроков и т.п.
Кому рекомендованоДля научных работников, широкого круга специалистов.
ISBN978-5-9718-0305-8
УДК159.9
ББК88.4
Полозов, А.А. Модули психологической структуры в спорте : монография / Н.Н. Полозова; А.А. Полозов .— Москва : Советский спорт, 2009 .— 148 с. : ил. — Библиогр.: с. 287-293 .— ISBN 978-5-9718-0305-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/187014 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

У каждого человека можно выделить тип личности, тип характера, доминирующий тип интеллекта. <...> Из предлагаемого конст рукта вытекают однозначные рекомендации по подбору амплуа, персонала спортивного клуба, лидерству, взаимодействию игроков и т.п. <...> Но уже при подготовке специалистов подбирают преподавателя под доминирующий среди слушателей тип личности (далее ТЛ). <...> Г. Гарднер в 1983 г. написал книгу «Границы разума», где выделил семь видов интеллекта. <...> Тем более удивительно, что американское школьное образование перестроено под эти семь видов интеллекта. <...> Предлагаемые модули психологической структуры отличаются в обратном направлении. <...> Эта позиция трансформировалась в формулу ТЛ + ТХ + ТИ. <...> Широкую известность получили его книги «Психические особенности человека» (1957), «Психология личности» (1970), «Коллектив и социально-психологические проблемы руководства» (1978). <...> Интересы: педагогическая психология, здоровье и медицинская психология, психология личности и социальная психология, психоанализ, психотерапия, преподавание психологии. <...> Известна как основатель соционики – типологии, разработанной на принципах Юнга и теории информационного метаболизма (ИМ) А. <...> Процессом энергетического метаболизма (ЭМ) он включен в химический обмен веществ, процессом информационного метаболизма (ИМ) – в систему информационного взаимодействия с окружающим миром. <...> Оказалось, что общество образовано не только из 16 различных типов информационного метаболизма, но и из восьми диад (восьми пар взаимодополняемых психологических типов). <...> Аугустинавичюте выделила и внесла в основу классификации сразу пять пар признаков: рациональность – иррациональность, экстравертность – интровертность, логика – этика, сенсорика – интуиция и статика – динамика. <...> Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. <...> Экстраверт ощущает себя наилучшим <...>
Модули_психологической_структуры_в_спорте.pdf
УДК159.9 ББК 88.4 П52 Счастье жизни – все то, чего ты достиг. Смысл жизни – все те, кто тебя любят. Н.Н. Полозова А. А. Полозов, Н. Н. Полозова П52 Модули психологической структуры в спорте: моногра фия [Текст] / А. А. Полозов, Н. Н. Полозова. – М. : Совет ский спорт, 2009. – 296 с. ISBN 9785971803058 Каждый человек стремится разбираться в других людях. Главное, чему мы должны научиться в течение своей жизни, – правильно выстраивать наши отношения с окружающими. Это значит, что нужно найти для них такой формат, при котором будут тиражироваться достоинства партнера, а все его недостатки останутся за пределами этого формата. У каждого человека можно выделить тип личности, тип характера, доминирующий тип интеллекта. Люди, идентичные друг другу, часто обнаруживают внуши тельное портретное сходство. Знание модулей психологической структуры позволяет найти необходимый формат отношений между людьми, точно представлять их приоритеты, мотивы, избежать конфликтов за счет знания наиболее неприемлемых стереотипов поведения. Из предлагаемого конст рукта вытекают однозначные рекомендации по подбору амплуа, персонала спортивного клуба, лидерству, взаимодействию игроков и т.п. УДК 159.9 ББК 88.4 Эта книга началась с простого любо пытства. Я хотел понять феномен наших отношений. Они только улучшались со временем. Мы были вместе 43 года. Мой ангелхранитель улетел. Но он подарил нам свой секрет. А.А. Полозов ISBN 9785971803058 © Полозов А. А., Полозова Н. Н., 2009 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2009
Стр.1
4 ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 Человек всю жизнь окружен другими людьми и нуждается в том, чтобы лучше понимать их. Психология – самая загадочная наука. Мы все каждодневно нуждаемся в ее конструктивных реше ниях. Однако большое количество работ в этой области знаний никак не трансформируется в более или менее обобщенные точки зрения. В других отраслях науки, как правило, рано или поздно происходит консолидация вокруг какихто направлений. В психологии же число альтернативных точек зрения только уве личивается. На сегодняшний день было бы правильно сказать, что психология у каждого своя. Психология сегодня – это ширма, за которую складывается все, чего мы не можем понять. Выиграла команда – значит она облада ет психологией победителя. Проиграла команда – нет у нее психо логии победителя. В психологии сегодня как никогда много спеку ляций. Большинство предложений и выводов не подкреплено конкретными медицинскими или биологическими данными. Даже относительно «благополучное» деление людей по знакам зодиака не более чем очередная легенда. Автору, например, в каждом знаке зодиака соответствует около 10% фраз и, таким образом, ему под ходит описание любого из этих знаков. Еще более сомнительной в научном плане выглядит физиогномика. Прямое сопоставление одних и тех же признаков у разных авторов из разных стран при водит к взаимному несоответствию в 90–95% случаев. Особенно поразил известный астролог Глоба, который умудрился «не уга дать» ни разу. Многие «исследования» при ближайшем рассмот рении оказываются просто мифом. Они паразитируют на нашем желании понимать других людей и обманывают наши ожидания. Отличительной чертой современного этапа в развитии психо логии можно считать то, что в ее дальнейшем развитии участвуют не только ученые. Деловые люди не хотят ждать итогов бесконеч ных споров ученых и берут на вооружение понравившиеся им док трины. И тем самым развивают их. Одной из замечательных на ходок психологов является версия о 16 типах личности. Проблема не решена, теория не построена. Разногласий в сотни раз больше, чем компромиссов. Но уже при подготовке специалистов подбира ют преподавателя под доминирующий среди слушателей тип лич ности (далее ТЛ). Есть соционические службы знакомств. Есть кадровые агентства, специализирующиеся на ТЛ. Мы видим при мер делового подхода к еще не достроенной науке. Это интересный феномен. Такая ситуация уже была ранее с другой замечательной идеей. Г. Гарднер в 1983 г. написал книгу «Границы разума», где выделил семь видов интеллекта. Вопрос о числе видов интеллекта еще не решен. Существует порядка шестисот различных вариан тов решения этой проблемы. Казалось бы, в этой ситуации про стым гражданам можно не обращать внимания на научные пере палки. Тем более удивительно, что американское школьное образование перестроено под эти семь видов интеллекта. Это очень яркий пример, когда ученые, как всегда, высказали разные мне ния, доктрину посчитали недоказанной, но заинтересованная об щественность проигнорировала этот факт и приняла ее в работу. Это пример, когда яркое научное исследование сумело «обаять» так много людей, что оказалось востребованным и без одобрения научных работников. Такое под силу только гениальным работам. Для практика одним из наиболее важных критериев теории яв ляется соотношение затраченных на исследование ресурсов и по лученных в результате дивидендов. Как гласит афоризм, нет ниче го практичнее хорошей теории. Привлекательность для внедрения сильно зависит от этого соотношения. В подавляющем числе ис следований по психологии этот баланс отрицателен. То есть вы зададите 100 вопросов ради того, чтобы получить ответ, который уместится в одной строчке. Предлагаемые модули психологичес кой структуры отличаются в обратном направлении. Если мы на ходим такой модуль, то полученную информацию можно изложить на целой странице. При этом она будет содержать аспекты, кото рые даже при непосредственном контакте можно не увидеть. Вся информация о модуле, а не только какаято ее малая часть, соот ветствует объекту исследований. Спорт крайне нуждается в психологических методиках. Бытует устойчивое мнение, что спортсмен реализует свой потенциал только на треть. Существует большое число факторов, которые не дают подняться этому числу выше. Это и трудности с самоидентифика
Стр.2
6 ВВЕДЕНИЕ цией, переоценка или недооценка различных аспектов подготовки, неспособность к мобилизации всех сил и т.п. В спортивной психо логии тема мотивации спортсмена считается самой главной. В этом направлении, как и много лет назад, непререкаемым авторитетом пользуется доктор психологических наук Р.М. Загайнов. Никто не умеет так актуализировать мотивационную сферу спортсмена, как это делает Рудольф Максимович. Но одного Загайнова на всех спортсменов не хватит. Следовательно, каждый тренер, спортсмен должен разбираться в себе и окружающих его людях, быть спо собным понимать других и быть ими понимаемым. Кроме того, по прежнему актуальны попытки «перевоспитать» спортсмена, не считаясь с особенностями его личности. Предлагаемая читателю книга выделяется из множества дру гих попыткой консолидации целого ряда новейших направлений в психологии и уже одним этим заслуживает внимания. Авторы предлагают рассматривать личность как сочетание «типа лично сти», «типа характера» и доминирующего «типа интеллекта». Эта позиция трансформировалась в формулу ТЛ + ТХ + ТИ. Такой подход не бесспорен, может восприниматься упрощенным, однако он позволяет получить практическую отдачу от теории, в том чис ле в сфере спортивной деятельности. ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать темноту. Конфуций 1.1. Предыстория проблемы Достаточно сложно отразить все точки зрения по данной про блеме. Цель данной работы – найти точку зрения, вокруг которой мог ли бы консолидироваться самые разные идеи. А для этого необхо димо отразить весь спектр мнений по данной проблеме, а не толь ко наиболее удобную его часть. Поэтому будет правильно представить краткий обзор взглядов наиболее значимых авторов из разных исторических периодов. Среди отечественных авторов необходимо выделить А.Г. Кова лева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубин штейна. А.Г. Ковалев (1913–1997) – доктор психологических наук, про фессор, автор оригинальной концепции самовоспитания. Он явил ся инициатором разработки в 50х годах XX в. проблем социаль ной психологии. Широкую известность получили его книги «Психические особенности человека» (1957), «Психология лично сти» (1970), «Коллектив и социальнопсихологические проблемы руководства» (1978). Автор более 160 трудов, в том числе 20 книг, 9 брошюр. А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных струк тур: – темперамент (структура природных свойств); – направленность (система потребностей, интересов и идеалов); – способности (система интеллектуальных, волевых и эмоцио нальных свойств). Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт В.Н. Мясищев (1893–1973) возглавлял более 20 лет Ленинград ский научноисследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. Придерживался двупланового строения и функ
Стр.3
294 ЛИТЕРАТУРА ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 295 5.3. Какова вероятность семейного счастья ........................... 182 5.4. Поведенческие парадоксы различных сочетаний ТЛ + ТХ в персоналиях .......................................................... 190 5.5. Интерпретация типовых ролей ........................................... 198 5.5.1. Интерпретация типовых ролей членов команд (по В.Н. Верхоглазенко) ............................................ 199 ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................... 4 Глава 1. ПРОБЛЕМА СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.......................... 7 1.1. Предыстория проблемы .......................................................... 7 1.2. Существующие типологии .................................................... 12 1.3. Модули психологической структуры .............................. 29 Глава 2. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ (ТЛ) ........................................................... 34 2.1. Тестирование типов личности............................................. 34 2.2. Характеристика типов личности ........................................ 43 2.3. Соотношения людей с разными типами личности .... 85 Глава 3. ТИПЫ ХАРАКТЕРА (ТХ) ............................................................ 88 3.1. Описание типов характера .................................................... 91 3.2. Исходные условия хороших взаимоотношений с различными типами характера ........................................ 112 3.3. Взаимоотношения различных типов характера........... 116 Глава 4. ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА И МОТИВАЦИЯ.......................... 132 4.1. Типы интеллекта (ТИ)............................................................ 132 4.2. Внутриличностный интеллект. Мотивация................... 137 4.2.1. Проблемы мотивации спортсменов высокого класса .............................................................. 137 4.2.2. Предыстория проблемы мотивации ..................... 139 4.2.3. Типы мотивов ................................................................. 144 4.2.4. Построение мотивационной иерархии................ 146 4.3. Телеснокинестетический интеллект. Ментальный тренинг ................................................................ 161 Глава 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СОЧЕТАНИЙ: ТИП ЛИЧНОСТИ + ТИП ХАРАКТЕРА + + ТИП ИНТЕЛЛЕКТА................................................................... 170 5.1. Похожи ли люди с одинаковыми типами личности и характера ................................................................................... 173 5.2. Как измерить позитивность отношений людей с различными сочетаниями ТЛ + ТХ .............................. 176 5.5.2. Интерпретация типовых ролей в трехкомпонентной модели поведения (Г.В. Щекин, Н.Н. Обозов) ...................................... 203 5.5.3. Интерпретация типовых ролей в командах менеджеров (М. Белбин)........................................... 204 Глава 6. ПЕРСОНАЛ СПОРТИВНОГО КЛУБА............................... 206 6.1. Психологические портреты персонала спортивного клуба .............................................................................................. 206 6.2. Принципы подбора персонала клуба................................. 212 6.3. Опрос работников клуба ........................................................ 214 6.4. Контроль работы персонала .................................................. 215 6.5. Типология стилей руководства........................................... 216 Глава 7. КОМАНДА КЛУБА......................................................................... 221 7.1. Сколько лидеров должно быть в коллективе .............. 221 7.2. Исследование влияния позитивности взаимоотношений на итоговый результат в игровых видах спорта .......................................................... 224 Глава 8. ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА КЛУБА .............................................. 253 8.1. Сколько тренеров должны управлять командой ........ 253 8.2. Принципы тренера ..................................................................... 254 8.3. Планирование карьеры ............................................................ 255 8.4. Синдром тренерского «выгорания» .................................. 258 Глава 9. ФИЗИОГНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ И ТИПОВ ХАРАКТЕРА................................................................. 267 9.1. Выявление реально работающих физиогномических признаков ............................................ 267 9.2. Подтвержденные из независимых источников физиогномические признаки ............................................... 270 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Почему мы ошибаемся при классифицировании .................................................................................. 284 ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................... 287
Стр.147