Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

К вопросу об анаграммировании имени собственного в поэтических текстах О. Мандельштама (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЕжова Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц15
ID137183
АннотацияВ статье показано, что имена собственные для художественного произведения являются своего рода «точечными» цитатами, способными активизировать в тексте неязыковые слои, связанные с мифологемами, артефактами культуры, с историей. Имена собственные в поэтических текстах О. Мандельштама, по мнению автора, являются «сгустком» ассоциаций, устанавливающих связи прошлого и настоящего, выражающих единство истории и современности, и часто зашифровываются, анаграммируются поэтом в ткани стихотворения.
Кому рекомендованоДля научных работников, литературоведов, филологов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК84(2Рос=Рус)
Ежова, Е.Н. К вопросу об анаграммировании имени собственного в поэтических текстах О. Мандельштама : статья / Е.Н. Ежова .— : [Б.и.], 1998 .— 15 с. — библиогр.: с. 15 (13 назв.) .— URL: https://rucont.ru/efd/137183 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Н. Ежова, Ставрополь К вопросу об анаграммировании имени собственного в поэтических текстах О. Мандельштама <...> В акмеистической поэзии поэту придается статус творца мира, при этом акт творения мира осмысливается как его текстовое воплощение, которое связано с установлением или «дешифровкой» истинных имен, посредством которых поэт может уловить — «вспомнить» — скрытые сущности вещей, отраженные во внутренней форме их наименований. <...> Новому Адаму — поэту — акмеисту — «поручено повторить» первый подвиг «изобретения имен», «назвать, узнать, сорвать, покровы», разрушив «первоздания туман» (3, с. <...> Особую смысловую нагруженность в акмеистической поэтике имен приобретают имена собственные. <...> Для художественного произведения они являются своего рода «точечными» цитатами, способными активизировать в тексте неязыковые слои, связанные с мифологемами, артефактами культуры, с историей. <...> имя собственное — это, говоря словами Ж. К. Ланна, «долговечная текучая словесная масса» (4, с. <...> 222), которая обеспечивает духовное бытие его носителя в мнемотическом пространстве: «Нам остается только имя: / Чудесный звук на долгий срок» (5, с. <...> Создавая исторический фон различных времен и культур, имена собственные прежде всего возникают в тексте О. Мандельштама <...> имена собственные редки, их использование строго мотивировано структурой текста и не разрушает его «прозрачности». <...> В более поздних стихах количество имен значительно возрастает и их мотивированность в стихотворении часто выходит за пределы смысла в область гедонистической информативности текста: поэт как бы погружается в звуковую стихию речи, наслаждается перечислением имен как заумных фонетических «сгустков»: Я научился вам, блаженные слова: / Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита (5, с. <...> Однако активизация в тексте стиха имен собственных — это не просто игра» с бессмысленными звуками, напротив, в подобных заумных структурах логический смысл выводится из иррациональной <...>
К_вопросу_об_анаграммировании_имени_собственного_в_поэтических_текстах_О._Мандельштама.pdf
Е.Н. Ежова, Ставрополь К вопросу об анаграммировании имени собственного в поэтических текстах О. Мандельштама В акмеистической поэзии поэту придается статус творца мира, при этом акт творения мира осмысливается как его текстовое воплощение, которое связано с установлением или «дешифровкой» истинных имен, посредством которых поэт может уловить — «вспомнить» — скрытые сущности вещей, отраженные во внутренней форме их наименований. С этой когнитивной целеустановкой связано синонимичное название акмеизма — адамизм. Новому Адаму — поэту — акмеисту — «поручено повторить» первый подвиг «изобретения имен», «назвать, узнать, сорвать, покровы», разрушив «первоздания туман» (3, с. 473). Особую смысловую нагруженность в акмеистической поэтике имен приобретают имена собственные. Для художественного произведения они являются своего рода «точечными» цитатами, способными активизировать в тексте неязыковые слои, связанные с мифологемами, артефактами культуры, с историей. В поэзии О. Мандельштама имя собственное — это, говоря словами Ж. К. Ланна, «долговечная текучая словесная масса» (4, с. 222), которая обеспечивает духовное бытие его носителя в мнемотическом пространстве: «Нам остается только имя: / Чудесный звук на долгий срок» (5, с. 114); Я в хоровод теней, топтавших нежный луг, / С певучим именем вмешался, / Но все растаяло, и только слабый звук / В туманной памяти остался» (5, с. 136). Имена собственные в поэтических текстах О. Мандельштама опираются на широкий культурный пласт, протяженный в глубь веков; они являются «сгустком» ассоциаций, устанавливающих связи прошлого и настоящего,
Стр.1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.Аверинцев С. Ранний Мандельштам // Знамя. 1990. — № 4. — С. 207– 212. 2.Ахматова А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы. — М., 1986. 3.Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии // Русская литература XX века: Дооктябр. период: Хрестоматия. — М., 1987. — С. 470–474. 4.Ланн Ж. К. Мандельштам и футуризм. Вопрос о зауми в поэтической системе Мандельштама // Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума. — Л., 1994. 5.Мандельштам О. Э. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. — М., 1990. 6.Мандельштам О. Э. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Проза. — М., 1990. 7.Мандельштам Н. Я. Книга третья. — Париж, 1987. 8.Пузырев А. В. Анаграмма как явление языка: Опыт системного осмысления: Авто-реф. на соиск. уч. степ, доктора филол. н. — Саратов, 1995. 9.Ронен О. Заумь за пределами авангарда // Литер. Обозрение. — 1991. — № 12. _ С. 40–43. 10.Тоддес Е. А. Статья «Пшеница человеческая» в творчестве Мандельштама начала 20-хгодов // Тыняновский сборник. — Рига, 1988. С 184—217. 11.Топоров В.Н. К исследованию анаграмматических структур (Анализы) // Исследования по структуре текста. — М., 1987. С. 193—237. 12.Штайн К. Э. Принципы анализа поэтического текста: Учебное пособие. — СПб — Ставрополь, 1993. 13.Эткинд Е. Материя стиха. — Париж, 1985. Опубл.: Текст как объект многоаспектного исследования: Сборник статей научнометодического семинара "Textus". Вып. 3. Ч. 2. - СПб. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - С. 41-49.
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.