Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684416)
Контекстум

"Другая жизнь и берег дальний". Репрезентация Грузии и Кавказа в русской классической литературе (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБагратион-Мухранели И. Л.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц485
ID943562
АннотацияВ монографии рассматривается становление русского самосознания на фоне Грузии и Кавказа. Хотя русская литература более двух веков описывает этот «ужасный край чудес», многие вопросы остаются открытыми, начиная с самого постоянного внимания и интереса к Другому. Кавказ — «славян естественная грань» — с начала XIX века становится «новым Парнасом» русской поэзии. Здесь, за хребтом Кавказа, располагался особый контрастный мир, чутко увиденный и описанный русской классической литературой. Природа и цивилизация, Европа и Азия, империя и колония, которую нужно было «замирить». Кавказ притягивал свободой — она пришла в русскую литературу благодаря «памяти места» — неприступные горы Кавказа веками был убежищем, но не плавильным котлом, для многих народов, вытесняемых из долин рек. Местный колорит был представлен чрезвычайно большим количеством языков, этнических групп, находившихся на разных стадиях цивилизаций, фольклора, оригинальных культур, конфессий. В прошлом в европейской культурной традиции Кавказ был связан с античным мифом о Прометее, библейским символизмом Ноева Ковчега. В настоящем здесь располагалось пространство экзистенциальной свободы и дикого разбоя, красот природы и истребления человеческих жизней в ходе полувековой кавказской войны, которая была, по сути, войной религиозной. Символическое восприятие Кавказа соседствовало с имперским. Литературное восприятие накладывалось на современную действительность нового края Российской империи. Соединение этих реальностей создало самобытную систему тем и мотивов, новую оригинальную мифологию. Мотив плена — «кавказских пленников», и неволи военной службы, мотив границы, мотив чудесного исцеления и культурного миротворчества разрабатывались как высокой русской литературой, от Державина до Льва Толстого, так и низовой, массовой, от Н. Зряхова до Л. Чарской. В монографии материал представлен в аспекте диахроническом, однако автора интересовали не только смена литературных форм в ходе исторического развития, но, в первую очередь, формирование системы мотивов, сюжетов, тем, целостное развитие литературы в аспекте синхроническом.
ISBN978-5-9765-3460-5
УДК821.161.1
ББК83.3(2)
Багратион-Мухранели, И. Л. "Другая жизнь и берег дальний". Репрезентация Грузии и Кавказа в русской классической литературе : монография / И. Л. Багратион-Мухранели .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 485 с. — ISBN 978-5-9765-3460-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/943562 (дата обращения: 21.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Другая_жизнь_и_берег_дальний._Репрезентация_Грузии_и_Кавказа_в_русской_классической_литературе.pdf
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2) Б14 Рецензенты: д-р психол. наук, ректор Института философии, теологии и истории св. Фомы Н.Л. Мусхелишвили д-р филол. наук, профессор кафедры истории и теории литературы Калужского Государственного университета им. К.Э. Циолковского Н.И. Пак Научный редактор д-р филол. наук, профессор Тверского государственного университета А.Ю. Сорочан Багратион-Мухранели И.Л. Б14 «Другая жизнь и берег дальний». Репрезентация Грузии и Кавказа в русской классической литературе [Электронный ресурс] : монография / И.Л. Багратион-Мухранели. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 485 с. ISBN 978-5-9765-3460-5 В монографии рассматривается становление русского самосознания на фоне Грузии и Кавказа. Хотя русская литература более двух веков описывает этот «ужасный край чудес», многие вопросы остаются открытыми, начиная с самого постоянного внимания и интереса к Другому. Кавказ — «славян естественная грань» — с начала XIX века становится «новым Парнасом» русской поэзии. Здесь, за хребтом Кавказа, располагался особый контрастный мир, чутко увиденный и описанный русской классической литературой. Природа и цивилизация, Европа и Азия, империя и колония, которую нужно было «замирить». Кавказ притягивал свободой — она пришла в русскую литературу благодаря «памяти места» — неприступные горы Кавказа веками был убежищем, но не плавильным котлом, для многих народов, вытесняемых из долин рек. Местный колорит был представлен чрезвычайно большим количеством языков, этнических групп, находившихся на разных стадиях цивилизаций, фольклора, оригинальных культур, конфессий. В прошлом в европейской культурной традиции Кавказ был связан с античным мифом о Прометее, библейским символизмом Ноева Ковчега. В настоящем здесь располагалось пространство экзистенциальной свободы и дикого разбоя, красот природы и истребления человеческих жизней в ходе полувековой кавказской войны, которая была, по сути, войной религиозной. Символическое восприятие Кавказа соседствовало с имперским. Литературное восприятие накладывалось на современную действительность нового края Российской империи. Соединение этих реальностей создало самобытную систему тем и мотивов, новую оригинальную мифологию. Мотив плена — «кавказских пленников», и неволи военной службы, мотив границы, мотив чудесного исцеления и культурного миротворчества разрабатывались как высокой русской литературой, от Державина до Льва Толстого, так и низовой, массовой, от Н. Зряхова до Л. Чарской. В монографии материал представлен в аспекте диахроническом, однако автора интересовали не только смена литературных форм в ходе исторического развития, но, в первую очередь, формирование системы мотивов, сюжетов, тем, целостное развитие литературы в аспекте синхроническом. УДК 821.161.1 ББК 83.3(2) ISBN 978-5-9765-3460-5 © Багратион-Мухранели И.Л., 2018 © Издательство «ФЛИНТА», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ............................................................................................................... 5 Введение ..................................................................................................................... 8 Кануны ........................................................................................................................ 26 Переводы ................................................................................................................ 31 Кавказ классицизма ............................................................................................... 41 Первый русский роман о Грузии и Кавказе ........................................................ 49 Литература Non-Fiction ......................................................................................... 62 Пылкий Цицианов. Переход к сентиментализму ............................................... 73 Часть первая Новый Парнас русской литературы Глава I. Мотив плена ................................................................................................. 95 1.1. Неволя военной службы .............................................................................. 139 1.2. Мотив перехода военного в монахи ........................................................... 163 Глава II. Мотив границы ......................................................................................... 170 2.1. Грани разных миров. «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Казаки» Л. Н. Толстого .................................................................................... 185 2.2. Перешедшие границу ................................................................................... 211 2.3. Герои, отвергающие все границы ............................................................... 226 Глава III. Мотив исцеления ..................................................................................... 242 3.1. Целебные воды империи ............................................................................. 242 3.2. Исцеляющий Кавказ Пушкина.................................................................... 252 3.3. Лермонтовская утопия. Кавказ как потерянный рай ................................ 264 3
Стр.3
Часть вторая Русско-грузинские церковные отношения Глава IV. Мотив культурного миротворчества ...................................................... 290 4.1. Мотив церковного просветительства. Крещение Грузии. Житие Святой Нины ............................................................................................ 293 4.2. Мотив светского просветительства. Кавказ эпохи Воронцова ................ 314 4.3. Мотивы утопии в творчестве графа В.А. Соллогуба ................................ 320 4.4. Мотив культурного миротворчества. Городской «замиренный» Кавказ Я. П. Полонского ..................................................................................... 343 4.5. Взаимодействие провинции и империи. .................................................... 354 4.6. Крушение кавказской утопии. «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого .............. 363 Заключение ............................................................................................................... 379 Приложение 1. К вопросу о русско-грузинских религиозных отношениях .................. 388 Приложение 2. К истории Грузинского Экзархата РПЦ и российско-грузинских отношений .................................................................................................................................... 412 Приложение 3. Мандельштам и грузинская литература. Диалог с вождем................... 424 Приложение 4. Традиции грузинского застолья .................................................................. 442 Приложение 5. Список магистерских работ по истории Грузинской церкви Киевской духовной академии XIX—XX вв. ......................................................................... 450 Библиография ........................................................................................................... 454 Список сокращений............................................................................................. 454 I. Художественная литература ............................................................................ 455 II. История Грузии и Кавказа .............................................................................. 461 III. Научная литература ....................................................................................... 468 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически