Ю.Н.Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
Введение в историю книжной культуры
Сложное и многогранное явление русской книжной культуры может
быть полноценно понято только тогда, когда научному анализу будет
подвергнут весь корпус первоисточников, из которых можно почерпнуть
драгоценные свидетельства грамотности населения страны, его отношения к
письменности и книге. <...> Очень мало осталось свидетельств о
грамотности простонародья, об их отношении к письменности, книге. <...> Принято
считать,
что
славяне,
а
затем
и
русичи,
соседствовавшие
и
тесно
контактировавшие со своими высокообразованными античными соседями, были
совершенно тёмными, непросвещёнными, безграмотными и только благодаря
создателям славянской азбуки стали постепенно приобщаться к достижениям
мировой цивилизации. <...> Со странностью такой ситуации историографы давно
смирились и не дают себе труда хоть как-то её объяснить. <...> Думается, что этот устойчивый стереотип сложился потому, что
«русские письменные источники не позволяют нам заглянуть в историю Руси
глубже Х столетия»1. <...> Однако зная, с каким упорством, как систематично
христианство вытравляло всё, что было связано у славян с язычеством –
их
верованиями, обычаями, традициями и т.д. (впрочем, в духе своего времени
точно так же оно действовало и в иных землях, где ему удавалось завоевать
1
Рыбаков Б. А. <...> 2
командные высоты), – легко предположить, что с ещё большим рвением оно
вытравляло письменность , – если она, разумеется, существовала. <...> Ведь именно
докирилловская письменность – при только что высказанном допущении –
представляла наибольшую опасность для новой религии, нового менталитета. <...> Тогда появляется гарантия, что со временем написанное забудется и
появится возможность переписать историю заново, по своему усмотрению,
внедрить в массовое сознание новые идеалы, получить новую точку отсчёта
истории. <...> Ради этого стоит побороться со старой письменностью как таковою,
чтобы старые <...>
Введение_в_историю_книжной_культуры.pdf
Ю.Н.Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
Введение в историю книжной культуры
Сложное и многогранное явление русской книжной культуры может
быть полноценно понято только тогда, когда научному анализу будет
подвергнут весь корпус первоисточников, из которых можно почерпнуть
драгоценные свидетельства грамотности населения страны, его отношения к
письменности и книге. Документально засвидетельствована только часть таких
свидетельств, причём их тем меньше, чем дальше продвигаемся мы вглубь
веков. Совсем ничтожное их количество сохранилось в дописьменный, как
считается, период, т.е. ранее IX века. Очень мало осталось свидетельств о
грамотности простонародья, об их отношении к письменности, книге. Принято
считать, что славяне, а затем и русичи, соседствовавшие и тесно
контактировавшие со своими высокообразованными античными соседями, были
совершенно тёмными, непросвещёнными, безграмотными и только благодаря
создателям славянской азбуки стали постепенно приобщаться к достижениям
мировой цивилизации. Со странностью такой ситуации историографы давно
смирились и не дают себе труда хоть как-то её объяснить.
Думается, что этот устойчивый стереотип сложился потому, что
«русские письменные источники не позволяют нам заглянуть в историю Руси
глубже Х столетия»1. Однако зная, с каким упорством, как систематично
христианство вытравляло всё, что было связано у славян с язычеством – их
верованиями, обычаями, традициями и т.д. (впрочем, в духе своего времени
точно так же оно действовало и в иных землях, где ему удавалось завоевать
1 Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи / Б.А.Рыбаков; Акад.
наук СССР. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – С. 9.
Стр.1