Авторы - составители:
Лупандина Елена Александровна, методист Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Оренбургской
области ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и
молодежи им. В.П. Поляничко», г.Оренбург
Коновалова Татьяна Александровна, методист Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Оренбургской
области ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и
молодежи им. В.П. Поляничко», г.Оренбург
Редактор:
Лупандина Елена Александровна, методист Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Оренбургской
области ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и
молодежи им. В.П. Поляничко», г.Оренбург
Рецензенты:
Антюфеева Наталья Климовна, руководитель Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Оренбургской
области, заместитель директора ГАУДО «Оренбургский областной Дворец
творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко», Оренбург
Масловская Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук,
доцент, специалист отдела развития конкурсного движения, сопровождения
педагогов, управленческих команд и аттестации, ГАУ ДПО «Институт
развития образования Оренбургской области», Оренбург
Цариценцева Оксана Петровна, кандидат психологических наук,
доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВО
«Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург
Дополнительное образование детей: опыт работы с детьми особой
заботы: сборник научно-методических материалов / авт.-сост.: Е.А.
Лупандина, Т.А. Коновалова. – Оренбург: РМЦ дополнительного образования
детей Оренбургской области, 2024. – 130 с.
В сборнике представлены научно-методические материалы методистов,
педагогических работников ОО г.г. Ярославль, Оренбург, Оренбургской
области, Ямало-ненецкого автономного округа.
УДК 376.1
ББК 74
© Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Оренбургской области, 2024
© Лупандина Е.А.
© Коновалова Т.А.
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бондаренко Наталия Валерьевна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА
С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Васик Лариса Анатольевна
АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воробьева Ирина Викторовна
ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воробьева Ирина Викторовна Миронова Татьяна Викторовна
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ
Вуколова Ирина Владимировна
О КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Завершинская Елена Петровна
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Исмагилова Гульфия Гилазетдиновна, Попова Светлана Владимировна
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
НА БАЗЕ ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «КАЛЕЙДОСКОП»
Климова Татьяна Валентиновна
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ИГРЕ
У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Климова Татьяна Валентиновна
ПРИМЕНЕНИЕ КОНДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
Курзова Ольга Анатольевна, Миронова Татьяна Викторовна
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Ковылина Елена Сергеевна
ЛЭПБУК КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
Ловыгина Любовь Сергеевна
ПРИМЕНЕНИЕ ГАДЖЕТОВ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОКОЛЕНИЯ АЛЬФА
Лупандина Елена Александровна
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
Масимова Светлана Новрузовна
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Миронова Татьяна Викторовна
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ,
ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
3
Арзамасцева Галина Николаевна
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С
ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
5
5
9
12
19
25
29
33
36
40
44
49
53
57
60
65
70
Стр.3
Михалева Екатерина Сергеевна
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
74
Насырова Наталия Михайловна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Паршина Инна Викторовна
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С
РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Решетова Ирина Юрьевна
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Решетова Ирина Юрьевна
ИДЕОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ В ОТДЕЛЕ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ «ОРИОН»
Семенова Татьяна Станиславовна
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В
ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «СЕМИЦВЕТИК»
Стройкова Людмила Владимировна, Редькина Татьяна Александровна
ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ
ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ТИПА
Суханова Эльвира Геннадьевна
ПРОБЛЕМА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ
Цой Наталья Павловна, Попова Светлана Владимировна,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «АНГЛИЙСКИЙ КЛУБ
ВОЛШЕБНИКОВ» И «АНГЛИЙСКИЙ КЛУБ МАГОВ»)
Этманова Маргарита Денисовна
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИЗАЙНУ: ТВОРИМ С УМОМ И ЗАБОТОЙ
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ И
ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
3.1 КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
3.2 ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
3.3 ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
3.4 ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
3.5 ДАКТИЛЬНАЯ СКАЗКА
РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
РАЗДЕЛ 4. МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ
4.1 ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
4.2 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
78
81
85
88
91
96
103
107
113
117
117
118
121
122
123
124
126
126
128
4
Стр.4