ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ «А»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)
Сургут, 2023
1
Стр.1
УДК 371.13(075.8)
ББК 74.489.85я73-9
О-64
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры
теории и методики физического воспитания
8 ноября 2020 года, протокол № 3
О-64
Организация учебного процесса по предмету «Физическая культура» с обучающимися
специальной медицинской группы «А» : учебно-методическое пособие: направление
подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)» / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ;
авторы-составители : Н. А. Бойко, В. Н. Бойко, И. А. Киласьев. – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2023. – 97, [1] с. – Текст : непосредственный.
В учебно-методическом пособии изложены организационно-методические основы учебного
процесса по предмету «Физическая культура» с обучающимися специальной медицинской группы
«А» в образовательном учреждении.
Данное издание включает предисловие, в котором определены цель, задачи пособия, учебнометодические
материалы двух модулей: модуль 1 – «Теоретические основы организации и методического
обеспечения учебного процесса по предмету “Физическая культура” с обучающимися
специальной медицинской группы» и модуль 2 – «Организация уроков по предмету “Физическая
культура” в специальной медицинской группе “А”».
Пособие адресовано обучающимся, осваивающим образовательную программу по направлению
подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная
физическая культура)».
УДК 371.13(075.8)
ББК 74.489.85я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Условные сокращения ............................................................................................................................... 4
Предисловие ............................................................................................................................................... 5
МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ............................................... 11
У.Э.-1.1. Критерии комплектования медицинских групп для занятий
с обучающимися физической культурой ................................................................................................ 12
У.Э.-1.2. Средства физического воспитания в организации учебного процесса
по предмету «Физическая культура» с обучающимися специальной медицинской группы ............. 18
У.Э-1.3. Методы физического воспитания в организации учебного процесса
по предмету «Физическая культура» с обучающимися специальной медицинской группы ............. 28
У.Э.-1.4. Принципы физического воспитания в организации учебного процесса
по предмету «Физическая культура» с обучающимися специальной медицинской группы ............. 37
Рубежный контроль к модулю 1 ......................................................................................................... 43
МОДУЛЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ «А» ............................................................................. 45
У.Э.-2.1. Учебный процесс по предмету «Физическая культура» в специальной
медицинской группе «А» в подготовительном учебном периоде ........................................................ 46
У.Э.-2.2. Учебный процесс по предмету «Физическая культура» в специальной
медицинской группе «А» в основном учебном периоде ....................................................................... 60
Рубежный контроль к модулю 2 ......................................................................................................... 70
Заключение ................................................................................................................................................. 72
Учебно-методическое и программное обеспечение дисциплины ........................................................ 73
Приложения ............................................................................................................................................... 75
3
Стр.3
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
СМГ – специальная медицинская группа.
ОВЗ – дети с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС – федеральный государственный стандарт.
АФВ – адаптивное физическое воспитание.
ОРУ – общеразвивающие упражнения.
ЛФК – лечебная физическая культура.
ВГД – внутриглазное давление.
ЧСС – частота сердечных сокращений.
АФК – адаптивная физическая культура.
ДЦП – детский церебральный паралич.
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения.
ЗПР – задержка психического развития.
УЭ – учебный элемент.
ОДА – опорно-двигательный аппарат.
ОМУ– организационно-методические указания.
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются
важнейшим средством укрепления здоровья. Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования формулируют требования к подготовке специалиста для освоения основной
образовательной программы, в том числе к результатам в предметной области «Физическая культура».
При этом соответствующий уровень профессиональной компетентности специалистов готов
решать задачи физического воспитания обучающихся СМГ на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном
учреждении, формируя у них целостное представление о физической культуре,
ее возможностях в улучшении состояния здоровья и повышении работоспособности.
Ключевыми компетенциями современного учителя физической культуры являются: компетентность
в области постановки целей и задач физического воспитания обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья, в области формирования универсальных учебных действий на уроках физической
культуры обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья, в области проектирования урока
физической культуры коррекционной направленности, в области обеспечения информационной основы
педагогической деятельности, в области разработки программы деятельности и принятии педагогических
решений.
Учебно-методическое пособие «Организация учебного процесса по предмету «Физическая
культура» с обучающимися специальной медицинской группы «А» относится к части, формируемой
участниками образовательных отношений, к выборному модулю и предназначено для студентов очного
отделения, изучающих дисциплину «Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста»
основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 49.03.02 «Физическая
культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
В данном пособии используются знания и умения сформированные в ходе изучения дисциплин
«Теория и методика физической культуры», «Теория и организация адаптивной физической культуры»,
«Лечебная физическая культура».
Процесс освоения направлен на формирование следующей компетенции:
умение обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам
их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами
адаптивной физической культуры (ПК–1).
Цель учебно-методического пособия: сформировать у студентов умения в организации учебного
процесса по предмету «Физическая культура» в специальной медицинской группе «А».
Задачи учебно-методического пособия:
1. Освоить теоретическое содержание и методическое обеспечение учебного процесса по предмету
«Физическая культура» с обучающимися специальной медицинской группы.
2. Освоить умения разрабатывать план-конспекты уроков по предмету «Физическая культура»
в специальной медицинской группе «А».
В результате освоения данного материала студент должен овладеть следующими компетенциями:
Знать:
основы общих и специальных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения
типовых задач профессиональной деятельности с обучающимися специальных медицинских групп;
критерии комплектования специальных медицинских групп для занятий физической культурой;
средства, методы и принципы физического воспитания в организации учебного процесса
по предмету «Физическая культура» с обучающимися специальной медицинской группы;
основы организации работы по проведению групповых и индивидуальных занятий в специальной
медицинской группе.
Уметь:
распределять обучающихся на подгруппы для занятий физической культурой на основании
критериев комплектования специальных медицинских групп;
анализировать примерное содержание учебных разделов по предмету «Физическая культура»
обучающихся специальной медицинской группы в соответствии с возрастом и противопоказаниям
к выполнению отдельных заданий;
сопоставлять средства, методы и принципы физического воспитания для обучающихся специальной
медицинской группы в соответствии с заболеваниями / нарушениями;
разрабатывать план-конспекты уроков по предмету «Физическая культура» в специальной
медицинской группе «А».
5
Стр.5
Владеть:
способом постановки цели и задачи деятельности по анализу и отбору содержания учебных
разделов по предмету «Физическая культура» обучающихся специальной медицинской группы;
способом выбора действий по распределению обучающихся на подгруппы для занятий физической
культурой на основании критериев комплектования специальных медицинских групп;
способом выбора действий по отбору средств, методов и принципов физического воспитания
для обучающихся специальной медицинской группы в соответствии с заболеваниями / нарушениями;
способами организации и планирования деятельности по разработке и анализу план
конспектов уроков по предмету «Физическая культура» в специальной медицинской группе
«А»;
способом оценки результатов деятельности по анализу план-конспектов уроков по предмету
«Физическая культура» в специальной медицинской группе «А» в соответствии с заболеваниями /
нарушениями.
Иметь опыт
распределения обучающихся на подгруппы для занятий физической культурой на основании
критериев комплектования специальных медицинских групп;
отбора содержания урока физической культуры, соблюдая методические требования для
обучающихся специальной медицинской группы «А» с учетом заболевания / нарушения;
отбора средств, методов и принципов физического воспитания для обучающихся специальной
медицинской группы в соответствии с заболеваниями / нарушениями;
разрабатывать и анализировать план-конспект урока по предмету «Физическая культура»
в специальной медицинской группе «А».
Ключевые теоретические идеи, на которых строится учебно-методическое пособие:
образование в области физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, С.П. Бегидова, Ю.Д. Железняк,
Ю.Ф. Курамшин, С.Г. Сериков, В.И. Столяров, С.И. Филимонова, Ж.К. Холодов и др.);
медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся
с отклонениями в состоянии здоровья (Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов, И.В Звездина, Н.О Березина,
А.С. Седова);
адаптивное физическое воспитание и адаптивная физическая рекреация (С. П. Евсеев, Л.Н. Ростомашвили,
Л.В. Шапкова, и др.);
дифференцированный подход к физическому воспитанию инвалидов (В.Г. Григоренко,
B.C. Дмитриев, Н.Н. Ефименко В.В. Зайцева, Б.В. Сермеев, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др.);
методы, принципы, средства физической культуры (Е.М. Власова, Е.А. Ларина, Л.Р. Фолина,
Л.А. Смирнова, М.Е. Погадаев, Л.Ф. Амирова, О.А. Ситников).
Общая характеристика учебно-методического пособия
Пособие состоит из двух модулей.
Первый модуль «Теоретические основы организации и методического обеспечения учебного
процесса по предмету «Физическая культура» с обучающимися специальной медицинской группы»
раскрывает современные сведения о состоянии здоровья обучающихся и критерии комплектования
специальных медицинских групп для занятий физической культурой. Особое внимание уделено средствам,
методам и принципам физического воспитания в организации учебного процесса по предмету
«Физическая культура» с обучающимися специальной медицинской группы.
Во втором модуле «Организация уроков по предмету “Физическая культура” в специальной
медицинской группе “А”» формируются умения в разработке и анализе план-конспектов урока
по предмету «Физическая культура» в специальной медицинской группе «А» в подготовительном и
основном учебных периодах.
6
Стр.6